![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учение Платона об идеях. Социально-политические взгляды.
Платон – основоположник объективного идеализма. Центральное место в философии Платона занимает учение об идеях. Учение об идеях. Вслед за элеатами П. отличает истинный мир – царство идей – от кажущегося и нереального чувственного, телесного мира. Идеальный мир вечен и неизменен. Но в отличие от парменидовского бытия =мышления, являющегося цельным и не расчленённым, платоновское идеальное царство есть духовное множество, состоящее из идей. Слово " идея" в обыденном языке во времена П. означало " внешний вид, наружность, видимость, род, качество, образ, форма". Платоновские же идеи по сути есть объективированные понятия, как бы извлечённые из человеческой головы и получающие самостоятельное существование в царстве идей. Каждая идея вечна и неизменна, сило идей очень велико, но не бесконечно Существуют идеи конкретных объектов (идея кошки, собаки, человека), свойств и отношений (идея белизны, красоты), математических объектов и нравственных явлений (идея единицы, идея мужества), четырёх стихий и т. п. Но царство идей – это мир только благих сущностей. Поэтому не существует идеи грязи или идеи преступления. Царство идей обладает своей иерархией и пирамидальной структурой, между идеями существуют отношения подчинения и соподчинения. Внизу пирамиды находятся идеи конкретных объектов, например, лошади и коровы. Выше – над ними – более общие идеи, например, идея животного. Наверху пирамиды находятся абстрактные понятия, такие, как идея красоты или идея мужества. Венчает пирамиду идея Блага, или Единого. Для объяснения чувственного мира с его изменчивостью, множественностью и отрицательными явлениями П. был вынужден ввести понятие материи (" хора"). Материя телесна, но она мертва, бесформенна и непознаваема. Материя вечна. Отсюда, идеализм Платона – не строгий, а с элементами дуализма. Между идеями и вещами чувственного мира существует взаимосвязь: идеи являются прообразами вещей, а вещи причастны идеям, идеи каким-то образом присутствуют в вещах, кроме того, идеи – это цели, определяющие развитие вещей. Космология и космогония. Наряду с такими первоначалами, как идеи и материя, П. признаёт ещё наличие Ума-демиурга. Этот Ум-демиург (или бог) является творцом-устроителем мира, он порождает Мировую душу и как бы организует материю, вкладывая в неё идеи как целесообразные причины (телеология), он же творит и других богов. Космос, по словам Платона, это " живое существо, наделённое душой и умом". Тело космоса материально. Космос конечен и имеет форму шара. В центре мира находится земной шар, вокруг него – небесная сфера, где по разным окружностям вращаются Солнце, Луна, планеты и звёзды. Небесные тела – это боги, обладающие телом и душой, движение производится душами. Учение о душе. Человеческие души созданы из остатков Мировой души. После смерти тела бессмертная душа возносится на небо (в царство идей) и пребывает там. Затем падает опять на землю, вселяется в тело новорожденного ребёнка и т. д. Гносеология. Подлинное знание возможно только относительно царства идей, относительно же чувственного мира возможно только мнение. Когда душа вселяется в тело новорожденного, она забывает всё, что знала ранее (об истинном идеальном мире). Но некоторые люди способны кое-что вспомнить, отсюда истинное знание – это припоминание того, что душа знала ранее. Учение о государстве. П.создал одну из первых в истории человечества моделей идеального государства. Это государство существует не ради людей, а ради себя самого. П. усматривает причину возникновения государства в общественном разделении труда между людьми. Лучше работает тот, кто занимается только одним делом, следовательно, необходимо координировать человеческую деятельность. При этом каждый человек от природы предназначен к выполнению определённой работы. В идеальном государстве существует три основные сословия: правители-философы, стражи (воины) и ремесленники с земледельцами. Принадлежность к сословию определяется не происхождением, а личными способностями. Стражи и правители не обладают никакой частной или личной собственностью, они живут все вместе в общественных помещениях вместе питаются (за счёт налогов с ремесленников и земледельцев) и не получают никакого иного вознаграждения. У них даже нет семей, так как жёны и дети у них общие (сексуальные связи при этом регламентируются, чтобы " лучшие сходились с лучшими" – для получения лучшего потомства). Новорождённые дети сразу поступают к воспитателям, так что родители даже не знают своих детей. П. наивно надеялся, что в таком случае все взрослые будут относиться ко всем детям как к родным. 16. Философская система Аристотеля: онтологические исследования. Работы А. по философии были объединены в единую книгу, которая получила название " Метафизика" (букв. – " после физики"), так как в данном собрании сочинений она шла после книги под названием " Физика". История философии. А. можно считать первым историком философии. Анализируя любую проблему, он всегда начинал с изложения всех известных ему мнений предшествующих философов по данному вопросу. В значительной степени именно благодаря А. мы обладаем важными сведениями о древнегреческой философии раннего периода. Отношение к Платону. А. высоко ценил своего учителя Платона, но это не мешало ему его критиковать. " Платон мне друг, но истина дороже", - говорил А. Особо критиковал А. учение Платона за неясность и запутанность вопроса об отношениях между идеями и конкретными вещами чувственного мира. Логика. А. – основоположник европейской (классической) логики. Он выделил и сформулировал три закона правильного мышления: закон тождества, закон исключённого третьего и закон недопущения противоречия. Ему же принадлежат определения истины и лжи (ставшие общепринятыми в европейской культуре), разработка силлогистики (учения о правильных и неправильных видах умозаключения – силлогизмах). Работы А. по логике были объединены в книгу под названием " Органон" (" Орудие"), и она считалась необходимым орудием познания. Вплоть до появления в XX в. неклассической (неаристотелевской) логики аристотелевская логика признавалась учёными всех философских направлений как единственно возможная. Сам А. считал логику не самостоятельной наукой, а обязательным введением ко всем наукам (пропедевтикой). Метафизика (первая философия). Учение о Бытие. А. был дуалистом: он признаёт существование двух самостоятельных первоначал – материи и формы. Все вещи, существующие в мире, состоят из материи и формы. Но от них необходимо отличать первоматерию и первоформу. Первоматерия – это бесформенное неопределённое вещество, непознаваемое для человека, но являющееся основой для материи во всех вещах. Сама по себе первоматерия пассивная, безжизненная, не способна ничего породить, она является вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя есть лишь чистая возможность (потенция) возникновения вещей, она же – источник случайности, множественности, возникновения и уничтожения вещей. Любая возникшая вещь обретает существование (становится действительностью) только в результате соединения материи и формы, привнесения формы в материю. Аристотелевское понятие " формы" близко к платоновскому понятию идеи. Форма – это некая идеальная сущность вещи – видовая или родовая, но не индивидуальная. Только при внесении формы в кусок меди, мы получаем определённый предмет – кувшин, вазу, блюдо и т.п. Форма – это общая сущность для множества предметов одного типа, различные кувшины (разной конфигурации, из разного материала и т.п.) обладают единой сущностью кувшина. Материя и форма в конкретных вещах диалектически связаны: то, что выступает в качестве формы в одном отношении, в другом выступает как материя. Так, глина есть оформленная материя – это земля, в которую привнесена форма (сущность) глины. Но по отношению к кирпичу, сделанному из глины, последняя выступает в качестве материи, в которую привнесена форма кирпича. В свою очередь кирпич выступает в роли материи для дома, построенного из кирпичей. Форма любой существующей вещи является по отношению к этой вещи: · её сущностью; · источником движения; · причиной; · целью. Первоформа, соответственно, выступает у А. в качестве высшей сущности всего бытия, перводвигателя, первопричины и высшей цели. Но первоформа – это ещё и некий Мировой ум, мыслящий самого себя. Знать, по А., - это значит прежде всего знать общее (формы, универсалии), а также причины сущего. Но это постигается только разумом, а не чувствами. Физика (вторая философия). Природа в целом понимается как единый живой организм, где " одно возникает ради другого". Космология. Космос является сферичным и конечным, но вне его ничего нет, кроме перводвигателя; космос существует вечно. В центре мира находится шарообразная Земля, вокруг неё вращаются Луна, Солнце, планеты и звёзды. Мир делится на две части – подлунный и надлунный (границей является орбита Луны). Подлунный мир состоит из четырёх элементов (стихий), способных превращаться друг в друга, надлунный мир из пятого – эфира, который является неизменным, не трансформирующимся в другие элементы. Подлунный мир – место постоянных изменений, возникновений и уничтожения вещей, надлунный – мир вечных сущностей. Различаются несколько видов движения – перемещения в пространстве: прямолинейное и круговое, равномерное и неравномерное, прерывистое и непрерывное. Для надлунного мира характерно непрерывное, равномерное и круговое движение – наиболее близкое к вечности и неизменности. Надлунный мир состоит из ряда сфер, к которым прикреплены соответственно все небесные тела; движутся не сами Солнце, Луна и т.д., а эти сферы. Крайнюю сферу – сферу звёзд – двигает перводвигатель, от неё движение передаётся более низким сферам – вплоть до Земли, где из-за несовершенства элементов подлунного мира правильное круговое движение распадается на множество неправильных. Аристотелевская космология стала доминирующей в науке и в качестве таковой просуществовала вплоть до эпохи Возрождения. Психология. По А., душа связана, с одной стороны, с материей, а с другой – с богом. Всё живое, и только оно, обладает душой. Различаются три вида душ: растительная, осуществляющая функции питания, роста и умирания; животная, осуществляющая функции ощущения, удовольствия и неудовольствия, а также функцию движения; разумная, осуществляющая интеллектуальные функции рассуждения и размышления. Растения обладают только растительной душой, животные – растительной и животной, человек – всеми тремя. Бог обладает только разумной душой. Растительная и животная души неотделимы от тела – как у растений и животных, так и у человека. Но возможно, что разумная душа может существовать и отделившись от тела. А. отвергает учение о переселении душ.
|