![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Философско-теологические идеи Аврелия Августина.
Августин Блаженный – крупнейший представитель западной патристики. История философии. В работе " О граде Божьем" Августин даёт обзор и анализ древнегреческой философии, в частности, он различает ионийскую и италийскую философию. В работе " Против академиков" он выступает с критикой относительного скептицизма, который утвердился в платоновской Академии (в средний период). Онтология. Учение А. о бытии представляет собой синтез христианского вероучения и неоплатоновской философии. Он отождествляет высшую идею платонизма и неоплатонизма – идею Единого = Блага – с Богом, который оказывается источником бытия и блага и который есть всесовершенная истина, добро и красота. Божественная Троица – Бог-Отец, Бог-Сын и Дух Святой – отождествляются с платонической триадой – идеей Единого, Логосом (Мировым умом) и Мировой душой. Именно в силу своего происхождения от Бога всё существующее в мире является благим. Зло при этом понимается как недостаток, порча, повреждение. Космология и космогония. Бог создал мир из ничего (из небытия), и существование мира постоянно поддерживается Богом. Если бы творческая сила Бога иссякла, то мир сразу бы исчез (прекратил своё существование). Мир ограничен в пространстве и времени, причем сами пространство и время создаются Богом только вместе с миром (т.е. до возникновения мира не существовало времени). Мир есть только один, и никаких других миров до создания нашего мира не было. Сотворённый мир имеет строгую иерархическую структуру, в которой каждый предмет занимает определённое и целесообразное место в общем плане мироздания. Внизу тварного мира находятся неодушевлённые предметы и неразумные существа, а во главе – разумные существа, приближение или удаление которых от Бога зависит от их собственной воли. Так, дьявол по собственному желанию отпал от Бога, а затем вверг в грех и людей. Гносеология. Из состояния греха падшие могут выйти только соединившись с Богом. Для этого есть два пути: путь разума и путь авторитета. По первому пути шли все древние (дохристианские философы), лучшим из которых был Платон. Так как мир есть творение Бога, то изучение мира позволяет нам приблизиться к пониманию Бога. Второй путь возможен лишь при условии веры в Бога, которая даруется нам с Божьей помощью и прежде всего через Откровение (Священное Писание, т.е. Библию), данное Богом всем людям. Только на этом пути возможно подлинное постижение Бога, таким образом, у А. провозглашается примат веры над знанием (" верить, чтобы понимать"). У А. неоплатоновское учение об экстазе как высшем способе познания перерастает в христианское учение об озарении. Учение о душе и сотериология. Душа нематериальна, она представляет собой самостоятельную субстанцию, она бессмертна. До своего грехопадения Адам и Ева были свободны в выборе: грешить или не грешить. После грехопадения и они, и все их потомки не могли не грешить. После искупительной жертвы Христа избранники Божьи опять получили возможность жить не греша. В учении А. важное место занимает концепция Божественного предопределения и благодати. Бог ещё до рождения каждого человека предопределил одних людей к добру, спасению и блаженству, а других – к злу, погибели и мучениям. Добрую волю (т.е. волю к спасению) человек получает только благодаря даруемой ему Богом благодати. Учение об обществе и философия истории. Захват Рима варварами во главе с Аларихом в 410 г. потряс весь античный мир и привлёк внимание А. к проблеме государства и осознанию динамики человеческой истории. В своей работе " О граде Божьем" А. различает два вида любви, присущих людям, и, соответственно, два вида человеческой общности, основанные на них. Любовь к себе, доведённая до презрения к Богу => Град земной Любовь к Богу, доведённая до презрения к себе => Град Божий Церковь на земле является прообразом небесного града Божьего, а государство – " большая разбойничья шайка". У А. история человечества принимает линейный характер. Она имеет начало и конец, в ней выделяются шесть периодов: 1) от Адама до Ноя (до потопа); 2) от Ноя до Авраама; 3) от Авраама до Давида; 4) от Давида до Вавилонского пленения; 5) от Вавилонского пленения до первого прихода Христа; 6) от первого до второго прихода Христа (до Страшного Суда, т.е. конца света). При всей наивности данной периодизации, её можно оценить как первую попытку создания философии истории. 21. Теоцентризм схоластической философии. Спор о природе общих понятий (универсалий): номинализм, реализм, концептуализм.
|