Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблема универсального метода познания в философии Ф. Бэкона, разработка индуктивной методологии.
Фрэнсис Бэкон (1561-1626) Практическая польза науки. Бэкон отмечал, что открытие книгопечатания, пороха и компаса полностью изменило положение дел соответственно в литературе, военном деле и навигации, а эти изменения в свою очередь дали толчок для многочисленных изменений во всех других сферах человеческой деятельности. Ни одна империя, ни одна секта, ни одна звезда не произвели на человечество большего влияния. Но, изучая историю культуры, мы видим, что на протяжении всей человеческой истории наука оказывала весьма слабое влияние на повседневную жизнь. Это необходимо изменить: наука и полученные знания должны приносить плоды на практике, служить для развития техники и промышленности, облегчать человеческую жизнь. Развитию науки мешают различные заблуждения человеческого ума, т.е. искажённые образы действительности; Б. называет их " идолами" или " призраками". Он выделяет четыре таких заблуждений:
Только освободившись от этих " идолов", можно продвигаться вперёд по пути развития науки, которая, по словам Б., есть " дочь времени", а не " дочь авторитетов". Научные знания накапливаются постепенно благодаря деятельности многих поколений учёных. Базироваться наука должна на опыте, на эксперименте. Все опыты Б. делил на светоносные (дающие чистое знание) и плодоносные (приносящие непосредственную пользу), он дал анализ различных вариантов опытов. Б. сформулировал и развил индуктивный метод познания, по которому общие законы науки должны выводиться из результатов конкретных экспериментов (путём от частного к общему). Он утверждал, что индуктивный метод должен прийти на смену ранее господствовавшему дедуктивному, по которому новые истины добывались посредством логического вывода из общепринятых положений (путём от общего к частному). Конкретизируя применение индуктивного метода, Б. предложил использовать систему таблиц: Таблица присутствия => Таблица отсутствия => Таблица степеней Чтобы получить новое знание о каком-нибудь явлении природы, например о тепле, мы должны начать с составления " таблицы присутствия", где перечислить все известные нам предметы природы, в которых присутствует тепло (солнечный свет, метеориты и т.д.). Затем следует перейти к составлению " таблицы отсутствия", где перечислить сходные с первыми предметы, но в которых отсутствует тепло (лунный свет, блуждающие огни и т.д.). Следующий шаг состоит в составлении " таблицы степеней", где одно и то же свойство (в данном случае – тепло) представлено в различной степени (свет солнца и свет костра и т.п.). Теперь, задавая правильные вопросы, можно постичь природу тепла. Идеи Б. оказали значительное влияние на дальнейшее развитие западной философии, и в первую очередь на Гоббса, Декарта, Ньютона. 26. Философия Р. Декарта: дуализм и учение о методе. Рене Декарт (1596-1650) Декарт – один из родоначальников философии Нового времени и классического рационализма. Учение о методе. Научное познание мира должно быть основано на использовании строгих методов. Именно это позволяет перейти от случайного нахождения отдельных истин к их систематическому и целенаправленному производству. Д. основное внимание обращал на деятельность человеческого разума, поиск правил, в соответствии с которыми должен действовать человеческий ум. В книге " Правила для руководства ума" он предлагает 21 такое правило, в работе " Рассуждение о методе" сводит их к четырём:
Гносеология и рационализм. Первое правило есть одновременно и последнее: с него всё начинается и всё им заканчивается. Но что может считаться абсолютно ясным и очевидным, не вызывающим никаких сомнений? Наши чувства временами нас обманывают. Значит, можно предположить, что ничто в мире не является таким, каким нам представляется. Другой источник знания – наш ум. Чистый ум порождает, например, математику. И мы можем сказать, что 2+2=4 при любых обстоятельствах, во сне и наяву. Но ведь возможно, что и математическое знание есть всего лишь мистификация, изобретённая каким-либо злым духом? Сомнение полезно и необходимо, оно – обязательный этап на пути к истине. Сомневаться можно во всём, но для этого всё-таки необходимо, чтобы существовал тот, кто сомневается, думает, размышляет. Отсюда, как совершенно очевидный и бесспорный, выводит Д. свой знаменитый тезис: " Мыслю, следовательно, существую" (" Cogito ergo sum"). Абсолютная очевидность его для нашего ума делает его образцом тех истин, которые только и могут считаться настолько ясными и отчётливыми, что не вызывают никаких сомнений. С другой стороны, именно очевидность идеи для ума оказывается высшим критерием истины. В уме человека Д. выделяет три вида идей:
Врождённые идеи содержатся в человеческом уме в свёрнутом виде, как зародыши. Важнейшей среди них является идея Бога как бесконечной, вечной, неизменной, независимой, всезнающей субстанции, породившей человека и весь мир. Благость Бога есть гарантия того, что и человек – Его творение – способен познавать мир, т.е. те идеи, которые Бог вложил при сотворении в мир как фундаментальные законы бытия. Эти же идеи, и в первую очередь математические законы и аксиомы, Бог вложил в сознание человека. В уме человека, занимающегося наукой, они разворачиваются и становятся ясными и отчётливыми.
|