Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эллинистический период античной философии (эпикурейство, стоицизм, скептицизм, кинизм).
Эллинистический период античной философии охватывает громадный промежуток времени: с середины IV в. до н.э. (т.е. с возникновения " мира эллинизма", занимающего территории, завоёванные Александром Македонским) и до конца эпохи античности, т.е. до падения Рима в 476 г., захваченного варварами-германцами. К этому времени уже почти век как Римская империя раскололась на две части – Западную Римскую и Восточную Римскую империи (Византию), существовавшие как самостоятельные государства. И после падения Рима Византия продолжала существовать. Поэтому конец античной философии в целом и эллинистического её периода в частности обычно связывают с 529 г., когда по указу византийского императора Юстиниана была закрыта последняя языческая философская школа – Академия Платона в Афинах. Во II в. до н.э. Греция была завоёвана Римом. При этом завоёванные греки в определённом смысле " покорили" своих завоевателей, оказав огромное влияние на все сферы римской культуры – религию, архитектуру, литературу, изобразительное искусство и т.д. Под влиянием греческой философии начинается развитие римской философии. Несмотря на то что римляне не создали своих оригинальных учений, хотя и внесли большой вклад в развитие ряда греческих учений, в период I в. до н.э. – VI в. н.э. модно говорить о существовании греко-римской философии. Центральное место в большинстве философских учений эпохи эллинизма заняла этическая проблематика. Цель философии чаще всего понималась как обретение счастья, что возможно только при должном поведении. Однако решить вопрос о том, как должен себя вести человек, можно только при должном поведении. Однако решить вопрос о том, как должен себя вести человек, можно только понимая, что представляют собой люди и какое место они занимают в мироздании (космосе). Поэтому анализ этических проблем был неразрывно связан с учениями о природе. Итак, в эпоху эллинизма, с одной стороны, продолжалось развитие философских учений предшествующих периодов (неопифагореизм, неоплатонизм, перипатетизм и т.д.), а с другой – на базе предшествующих учений или как реакция на них появился целый ряд новых учений (кинизм, стоицизм, скептицизм и т.д.). Эпикуреизм. Школа названа по имени её основоположника – Эпикура. Крупнейший представитель эпикуреизма в римской философии – Тит Лукреций Кар (99-55 гг. до н.э.). Эпикур (342/1-270/1 гг. до н.э.). Главная цель философии – достижение счастья. Классификация наук. Э. делил науки на физику, гносеологию (в терминологии Эпикура – канонику) и этику. " Без естествознания нельзя приобрести неомрачённые наслаждения", - говорил Эпикур. Следовательно, необходимо изучать природу. Физика. Всё в мире состоит из атомов и пустоты. Количество атомов бесконечно, но количество их видов ограничено, хотя и необозримо. Атомы различаются не только по форме, размерам и положению (как это было у Демокрита), но ещё и по весу. Пустота бесконечна, но она не одинакова во всех направлениях, так как атомы падают сверху вниз. Все существующие в мире вещи возникают и разрушаются, но атомы – вечны и неизменны. Количество миров бесконечно, одни из них сходны с нашим, другие – нет. Гносеология (каноника). От всех вещей постоянно происходит истечение их образов (разреженных копий). Образы предметов проникают в наши органы чувств и вызывают ощущения. Вещи постигаются посредством души, состоящей их особо тонких и подвижных атомов. Так как душа " разлита" по всему телу, то ощущения вызывают движения частиц души, находящихся поблизости, а те передают его другим. Образ предмета в душе остаётся в мысли. Память есть сохранение этого образа; процесс познания состоит в мыленном сравнении одного образа с другими. При этом индивидуальные черты объектов стираются, остаётся общее, - именно так образуются понятия. Атеизм. Э. не отрицал существование богов, но утверждал, что они существуют в межмировом пространстве, где наслаждаются блаженством и не вмешиваются в дела людей, так как любое вмешательство нарушало бы их безмятежное состояние. Вера в богов возникла из-за страза человека перед непонятными ему силами природы и неумения объяснить их, кроме того – из-за страха перед наказанием в загробном мире. Знание подлинного устройства мира, природы богов и того, что душа смертна, позволяет обойтись без религии. Этика. Высшее благо в жизни – наслаждение. Наслаждение прежде всего есть отсутствие страданий (а вовсе не чувственные удовольствия, как многие полагают). Лучшее средство для этого – самоустраниться от всех волнений и тревог, общественных и государственных дел, максимальная независимость от внешних условий, отказ от не необходимых желаний. Стоицизм. Название школы " стоицизм" (" стоики") произошло от названия портика " Стоя" (" Пёстрый зал") в Афинах. Где собирались первые стоики. Школа была основана ок. 300 г. до н.э. Зеноном из Китиона. Крупнейшие представители – Зенон, Клеанф, Хрисипп, Панетий, Посидоний, Сенека, Марк Аврелий. Классификация наук. Стоики делили науки на логику, физику (натурфилософию) и этику, сравнивая их с садом или яйцом. Так, логика – это ограда сада, деревья – физика, а плоды на деревьях – этика; или скорлупа яйца – логика, белок – физика, желток – этика. Логика, устраняя заблуждения, учит мыслить так, как необходимо философу, поэтому необходимо знать логику; жить надо сообразно природе, поэтому необходимо знать физику. Этика – это высшая наука, так как учит нас достойному поведению. Логика и гносеология. Стоики опирались не аристотелевскую логику, но в значительной степени обогатили её своими исследованиями в области языка. Источник любого знания – ощущения. Накапливаясь в нашей памяти, ощущения и восприятия позволяют нам сравнивать черты сходства и различия объектов, выделять их существенные признаки и тем самым образовывать понятия. Поэтому понятия (общее) не имеют самостоятельного существования вне ума, реально существуют только единичные вещи. Физика. Космос – живое, разумное и материальное целое сферической формы и находящееся в пустоте. В едином мире различались два начала: пассивное материальное и активное идеальное – всепроникающий сперматический логос (бог). Космология и космогония. Саморазвитие мира происходит циклично, каждый цикл заканчивается Мировым пожаром, когда всё существующее воспламеняется и становится огнём. В начале нового цикла творческий огонь-логос, содержащий в себе семена всех вещей, порождает из себя четыре стихии, а из них – все тела в мире. Космология принимается аристотелевская. Но при этом считается, что творческий огонь в соединении с воздухом составляет " огненное дыхание" (пневму), которая пронизывает весь мир и связывает его в единое целое. Логос устраивает мир целесообразно, где все части имеют своё предназначение (телеологизм). Логос же является и природным законом, управляющим мировым развитием, и тем самым судьбой, рассматриваемой как цепь причин всего происходящего в мире (детерминизм). В позднем стоицизме судьба и необходимость отождествляются (фатализм). Антропология. Человек, как и весь космос, состоит из четырёх стихий: тело – из земли и воды, а душа – из воздуха и огня (пневмы). Огненная часть души – разум – есть часть мирового разума, а душа – часть мировой души. Душа смертна, но души мудрецов могут существовать после смерти тела до очередного Мирового пожара. Этика. Конечная цель человеческой жизни – счастье. Счастье понимается как жизнь согласно природе (логосу), и только такая жизнь является добродетельной. Идеалом стоиков является мудрец, достигший добродетели и бесстрастия, добровольно следующий судьбе, чьи жизнь и душевное состояние не зависят от внешних обстоятельств (примером такого мудреца считался Сократ). Скептицизм – это философское направление, где сомнение оказывается универсальным философским принципом, т.е. последовательно проводится идея о недостоверности всякого знания. Термин " скептицизм" происходит от древнегреческого " скепсис", что может быть переведено как " рассматривание, разбор, колебание". Основоположником античного скептицизма считается Пиррон; виднейшим представителем скептицизма в римской философии – Секст Эмпирик (втор. пол. II – нач. III в.), труды которого являются практически единственным сохранившимся источником сведений об античном скептицизме. Пиррон. Центральная проблема философии П.: как человеку стать счастливым? Для решения этой проблемы П. считал достаточным ответить на три вопроса: что есть то, что нас окружает? как мы должны к этому окружающему относиться? что следует из должного отношения? Ответ на первый вопрос. Рассматривая всю предшествующую ему философию, П. вполне справедливо указывая, что различные мудрецы по-разному объясняли происхождение и сущность мира и невозможно предпочесть одну точку зрения другой. Всякая вещь есть " это" не в большей степени, чем " то". Отсюда следует ответ на второй вопрос. Мы должны воздерживаться от каких-либо суждений обо всём, существующем в этом мире. Из этого следует ответ на третий вопрос. Полнейшая невозмутимость, бесстрастность, безмятежность (атараксия), т.е. счастье. 19. Формирование средневековой философии: апологетика и христианская патристика. Апологетика. Термин " апологетика" происходит от греческого слова " апология", что значит " заступничество, оправдание". Апологетикой называется течение в христианской теологии и философии, выступавшее в защиту христианского вероучения – в основном в период формирования христианства и борьбы с язычеством. Время наиболее интенсивного развития апологетики – II-V вв., особенно актуальна она была в период до 325 г., когда неоднократно имели место массовые гонения на христиан. В это время христианство выступает как " соблазн для иудеев, безумие для эллинов и недозволенная религия для правительства". Отсюда необходимость защиты христианства по трём направлениям. Основные направления апологетики
Собственно философские идеи в первую очередь можно обнаружить в апологиях, направленных против язычников. Центральная проблема – отношение между разумом и верой, языческой философией и христианским вероучением. В решении этой проблемы сформировались две противоположные позиции:
|