Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критерии приема в юнкера






Кто же мог стать курсантом юнкерской школы? Каким критериям должен был соответствовать потенциальный юнкер?

С 1934 г. и до июня 1936 г. юнкерами становились исключительно члены частей усиления СС, направлявшиеся туда по рекомендации командиров частей. Поскольку общая численность частей усиления СС в этот период была невелика, то число юнкеров ограничивалось всего лишь около сотней человек.

15 октября 1934 г. в СС была введена следующая система званий для кандидатов в офицеры и юнкерских школ:

— фюреранвертер СС (кандидат в офицеры);

— штандартенюнкер СС (тот, кто поступил в юнкерскую школу);

— фенрих СС (присваивалось после сдачи первого экзамена; эквивалентно званию шарфюрера СС);

— оберфенрих СС (после сдачи финального экзамена; гауптшарфюрер СС)[24].

Звание фенрих СС могло быть присвоено только по рекомендации командира школы.

25 марта 1935 г. был издан новый приказ, установивший новую систему званий (поменялись только названия, а суть осталась прежней):

— фюреранвертер СС (кандидат в офицеры);

— юнкер СС (при поступлении в юнкерскую школу);

— штандартенюнкер СС (эквивалентно званию шарфюрера СС);

— штандартеноберюнкер СС (гауптшарфюрер СС)[25].

Решение стать офицером СС принималось добровольно и могло быть принято как на начальном этапе вступления в части усиления СС, так и позднее. Если желающий стать офицером не имел военной подготовки, то ему присваивали звание «кандидат» (Fuhreranwarter) и направляли на годичные курсы на прохождение базового военного курса в части усиления СС. После завершения этой подготовки кандидат должен был сдать экзамен. В случае успешной сдачи ему присваивалось звание юнкер СС и он направлялся в юнкерскую школу. Если же желающий уже был членом частей усиления СС, то в этом случае базовое военное обучение не требовалось. Отбор в юнкерскую школу проходил в присутствии представителей школы и командира подразделения, где служил потенциальный юнкер.

Важной задачей было привлечение в офицерский корпус СС молодых людей из широких социальных слоев немецкого общества. Предварительными условиями для зачисления в юнкерскую школу были: безупречное поведение, солдатские качества выше среднего уровня, интеллект, подходящий темперамент и характер. Кандидаты отбирались очень тщательно. Серьезное внимание уделялось кристальной чистоте потенциального юнкера перед законом: он должен был предоставить свидетельство о хорошем поведении от полиции и финансовые декларации об отсутствии долгов.

Для поступления в юнкерскую школу не требовались никаких сертификатов об образовании, а социальное происхождение не имело значения. Как вспоминал Пауль Хауссер: «Суждения о человеке по его общественному статусу, а также по уровню образования были категорически отброшены. Каждый должен был иметь возможность стать унтер-офицером и офицером в соответствии со своими способностями»[26]. К 1938 г. 40 % юнкеров не имели законченного среднего образования[27]. В дальнейшем опыт показал, что даже не имеющие среднего образования юнкера показывали высокие результаты в учебе.

Вопрос о вступительных испытаниях для желающих вступить в юнкерскую школу не так прост, как кажется на первый взгляд. Некоторые авторы весьма поверхностно оценивают экзамены на поступление в юнкерскую школу. Так, отечественный историк Лавров-Уорвол назвал их тестированием «даже не знаний, а неких образовательных рефлексов и основ военного дела. Например, чтобы быть зачисленным в юнкерскую школу СС в Брауншвейге, кандидату предлагалось более или менее связно ответить на несколько простейших вопросов:

— Кем был Гутенберг?

— Кто ваш любимый писатель?

— Что вы понимаете под словом схоластика?

— Где расположен город Баку и какую роль играет он в экономике СССР?

— Как вы думаете, для чего нужны различные виды вооружения?»[28]

При этом почему-то никто не обращает внимания на саму суть этих вопросов. Учитывая, что большинство потенциальных юнкеров были выходцами из сельской местности и часто не имели нормального образования, задавать им вопросы о схоластике, и тем более о Баку(!) и его роли в советской экономике(!!), было более чем оригинально и смело. В принципе ответы на такие вопросы могли дать вполне объективную картину того, как курсант думает и какими категориями и понятийным аппаратом оперирует. В этой связи возникает вполне закономерный вопрос: а сможет ли внятно ответить на эти или подобные вопросы курсант современной военной академии Германии или той же России? Не будем дальше развивать эту мысль, но признаем, что все было далеко не так однозначно просто, как принято считать.

На наш взгляд, само по себе «пренебрежение» уровнем образования курсантов было вполне ожидаемым, учитывая, что большинство вступавших в части усиления СС молодых людей были из сельской местности, где условия жизни и возможности получения нормального среднего образования очень существенно отличались в худшую сторону от городских условий. Так что подобный подход нам кажется вполне логичным.

Тем не менее, если для поступления не требовались высокий уровень образования и элитный классовый статус, но все же имелись определенные расовые и «социологические» критерии для появления новичка в офицерском корпусе СС. Претендент на офицерское звание должен был доказать свое арийское происхождение с 1750 г. (однако очень часто этот процесс подтверждения ограничивался лишь визуальным осмотром кандидата), быть преданным фюреру и верить в его миссию, быть верующим в Бога (неважно, агностиком или христианином, важен был сам факт веры) и, по возможности, все же иметь некоторое образование, предпочтительно среднее. Таким образом, СС приступило к набору офицеров в более широких слоях немецкого населения, чем регулярная немецкая армия. В СС офицерами могли стать сыновья фермеров и мелких лавочников, в то время как верный прусскому наследию рейхсвер искал кандидатов в офицеры среди хорошо образованных людей, которые окончили по крайней мере среднюю школу, и преимущественно формировался из членов дворянских[29], богатых или военных семей. Примечательно, что такая позиция рейхсвера подвергалась частой критике со стороны СС. В официальном печатном органе СС, газете «Черный корпус», постоянно осуждалась старая, реакционная военная система, как олицетворение «классового высокомерия, которое исключало рабочих из общества и заставляло их чувствовать себя гражданами третьего сорта»[30]. Интересно, что в вермахте принципы отбора кандидатов в офицеры, подобные эсэсовским, были введены лишь 9 октября 1942 г.[31], когда военные реалии заставили высший генералитет проще смотреть на формирование офицерского корпуса. Как отметил немецкий историк Р. Кальтенэггер, Гитлер «сломал» исключительное положение старого офицерского корпуса[32].

В принципе подобный классовый, или, если хотите, даже «пролетарский», подход Гиммлера не был чем-то необычным или неожиданным. Учитывая, что организация СС еще не могла похвастаться славной историей и традициями, достаточно сложно было заманить в ее ряды представителей дворянских фамилий или офицерских сыновей. Одно дело — получить почетный титул фюрера СС и по праздникам надевать красивый генеральский мундир, и совсем другое — сломать стереотип и отдать своего сына не в классическое военное училище, а в юнкерскую школу СС. Не следует забывать, что сами части усиления СС в сознании многих немцев мало чем отличались от полиции, что также накладывало свой отпечаток. Кроме этого, Гиммлер опирался на трезвый расчет, что благодаря существующему подходу офицерский корпус СС качественно будет превосходить армейский.

Общие вопросы развития юнкерской школы СС в Бад-Тёльце

16 марта 1935 г. в Германии было введена всеобщая воинская повинность. После этого армейские стандарты отбора рекрутов резко упали, и теперь военные уже не могли отбирать самых лучших кандидатов, как во времена действия Версальского договора. Одновременно, жесткий отбор в СС сразу же поставил части усиления СС в разряд элитных подразделений, особенно по сравнению с вермахтом. Расширение вермахта автоматически предполагало рост частей усиления СС, поскольку одна из 36 дивизий, которые должны были сформировать в вермахте, должна была быть создана в рамках частей усиления СС[33]. Чтобы координировать и управлять вербовкой личного состава, части усиления СС обеспечивались тремя центрами вербовки, каждый с особым районом рекрутирования. Первый центр находился в Берлине (в казармах «Лейбштандарта»[34]), он покрывал военные округа I (Кенигсберг), II (Штеттин), III (Берлин), IV (Дрезден) и VIII (Бреслау). Второй центр находился в Гамбурге и включал военные округа VI (Мюнстер) и IX (Кассель), X (Гамбург) и XI (Ганновер). Третий вербовочный центр был развернут в Мюнхене, в казармах полка СС «Дойчланд», в него входили военные округа V (Штутгарт), VII (Мюнхен), XII (Висбаден) и XIII (Нюрнберг). Интересно, что «Лейбштандарт» оказался единственной частью СС, которой разрешили набирать новобранцев из всех трех центров. Позднее был открыт четвертый центр вербовки, в Вене (находился в «казарме Радецкого», то есть «дома» у полка СС «Дер Фюрер»), куда входили XVII (Вена) и XVIII (Зальцбург) военные округа[35].

В 1935 г. части усиления СС насчитывали 6000 солдат, а их офицерский корпус составлял примерно из 300 человек. Понятно, что имеющиеся «мощности» одной Бад-Тёльце (сто человек за выпуск) не могли покрыть растущую потребность частей усиления СС в офицерах. Поэтому в 1935 г. была открыта вторая юнкерская школа СС, в Брауншвейге. В сторону увеличения были пересмотрены и квоты количества юнкеров — теперь каждая школа должна была принимать на обучение по 240–250 офицеров ежегодно.

Однако имеющиеся учебные площади в Бад-Тёльце не позволяли сразу дойти до такого количества курсантов. Уже вскоре после открытия школы в Бад-Тёльце стало ясно, что ее расположение в центре города не совсем удачное. Во-первых, сама школа находилась в нескольких отдельно стоящих зданиях в городе, что создавало определенные неудобства. Во-вторых, местные жители, привыкшие к спокойной, размеренной жизни, выражали определенное недовольство существованием военной академии в центре их уютного городка. В-третьих, рост частей усиления СС потребовал, соответственно, роста увеличения количества офицерского состава, для чего надлежало увеличить количество обучаемых офицеров и, следовательно, увеличить объем учебных площадей. Поэтому почти сразу же после открытия школы начались переговоры с властями города с целью согласования вопроса о закупке участка земли в окрестностях Бад-Тёльце для строительства новой, большой школы. Нужно ли говорить, что переговоры прошли успешно и в 1935 г. началось строительство целого комплекса зданий почти в шести с половиной километрах к северу от старого местоположения? Хотя строительство этого комплекса и не было полностью окончено до 1941 г., однако школа официально была переведена в новый комплекс 1 октября 1937 г. В переносе здания школы на новое место был и своеобразный психологический момент, очень важный для воспитания будущей элиты. Курсанты независимо от своего происхождения благоговели от величественного строения здания школы и вели себя соответственно. Кроме того, окружающая красивая, живописная сельская местность впечатляла почти каждого юнкера и показывала им, чтo они должны будут защищать в случае войны.

Благодаря расширению учебных площадей появилась возможность выполнить поставленную рейхсфюрером СС задачу и принимать на обучение до 250 юнкеров ежегодно.

17 июня 1936 г. рейхсфюрер СС Гиммлер стал еще и шефом германской полиции. После этого вербовка потенциальных кандидатов в юнкера началась и в немецкой полиции, а не только в частях усиления СС.

Следует подчеркнуть, что увеличение численности курсантов было взаимосвязано с формированием новых частей усиления СС, для которых были необходимы офицеры. Кроме этого, нехватка молодых, национал-социалистически настроенных офицеров ощущалась в немецкой полиции, и юнкерские школы СС должны помочь восполнить этот пробел. С 1938 г. выпускники Бад-Тёльце начали зачисляться на службу в полицию порядка и в подразделения СД. Более того — анализ официального распределения выпускников академии показывает, что большое их число было направлено в части СС «Тотенкопф»[36].

До начала Второй мировой войны весь период от поступления юнкера в школу и до получения офицерского звания и назначения в часть составлял около 19 месяцев. Так, в 1938 г. шесть из них были потрачены на испытательную начальную подготовку, до фактического зачисления кандидата в школу и получения им звания юнкер СС. После четырех месяцев обучения проводился первый экзамен, и те, кто его успешно сдавал, получали звание штандартенюнкер СС, в то время как не сумевшие сдать экзамен отсылались назад в свои подразделения. Штандартенюнкеры СС обучались еще шесть месяцев, после чего сдавали следующий экзамен, успешная сдача которого гарантировала им присвоение звания штандартеноберюнкер СС. Штандартенюнкеры СС, не сдавшие второй экзамен, также отсылались в свои прежние подразделения. По некоторым данным, в результате экзаменов в среднем не менее трети юнкеров отчислялось с курса[37] (выше уже отмечалось, что первый выпуск Бад-Тёльце составил 62 юнкера, из около сотни поступивших).

После второго экзамена штандартеноберюнкеры СС направлялись на двух-трехмесячные курсы командиров взводов; успешное окончание этой практики ознаменовало присуждение юнкеру первого офицерского звания унтерштурмфюрер СС. На практику юнкеров отправляли либо в вермахт, либо в полицию, или же на специализированные курсы, в частности такие, как эсэсовские курсы командиров взводов в Дахау. В последнем случае в качестве примера можно привести выпускника второго юнкерского класса Эрхарда Асбахра, будущего командира противотанкового дивизиона дивизии СС «Дас Райх». По окончании курса, 31 января 1936 г., Асбахр был направлен в Дахау на курсы командиров взвода, по окончании которых, 20 апреля 1936 г., ему было присвоено офицерское звание унтерштурмфюрера СС[38].

Обучение оканчивалось вручением почетной сабли СС и присвоением звания унтерштурмфюрера СС. Вручая саблю, рейхсфюрер СС обращался к каждому из офицеров со своеобразным посвящением: «Я награждаю тебя саблей СС. Никогда не обнажай ее без причины и не прячь в ножны без чести»[39]. Это мероприятие в торжественной форме проводилось в Мюнхене 9 ноября, к годовщине Мюнхенского путча 1923 г. Заметим, что ближе к концу войны это действо проводилось уже в пределах самой академии. В 1936 г. молодые унтерштурмфюреры СС в Нюрнбергском замке были лично представлены фюреру и рейхсканцлеру Адольфу Гитлеру. До начала войны подобные «презентации» ежегодно проходили в рейхсканцелярии в Берлине[40] (воспоминания прежнего юнкера об одной из них будут приведены ниже).

Юридическое положение юнкерских школ СС в нацистском государстве и их взаимоотношения с вермахтом оставались нерешенными вплоть до 1938 г. Школы, как структурное подразделение частей усиления СС были партийным формированием и подчинялись рейхсфюреру СС, в мирное время и вермахту в военное. Парадоксально, но, как мы уже отмечали, директива министра обороны от 24 сентября 1934 г., легализовавшая части усиления СС, не признавала юнкерские школы СС их составной частью, хотя и подчеркивала, что СС должна была самостоятельно заниматься обучением своих офицеров. Поэтому потраченное на обучение в школе в Бад-Тёльце время не засчитывалось юнкеру как частичное выполнение воинского долга, за исключением установленной армией квоты в 20–25 кандидатов в офицеры. Такое положение дел армия оправдывала фактом того, что количество обучаемых в школах юнкеров в несколько раз превосходит потребности частей усиления СС в офицерах. Эта проблема была решена только с директивой фюрера от 17 августа 1938 г., в которой служба в частях усиления СС приравнивалась к несению воинской повинности, что и положило конец двойственному положению юнкерских школ.

Чтобы принять меры против слишком большого количества отчислений с курса, перед войной была предпринята попытка стандартизировать критерии отбора, учебные и образовательные предметы, и организовать центральный контроль над всем курсом обучения. Однако сделано это так и не было. Главным результатом этих попыток было учреждение в полках так называемых курсов для кандидатов в офицеры, в которых кандидаты, направленные в юнкерские школы после успешной службы в войсках 9-12 месяцев, получали предварительную военную подготовку командира отделения. Эти предварительные курсы были учреждены в середине 1938 г.; их длительность составляла около восьми недель[41].

Неопределенная юрисдикция юнкерских школ создавала трудности с их финансированием. До 1938 г. бюджет юнкерской школы равнялся примерно 3–5 миллионам рейхсмарок, вполне скромно, по сравнению с другими финансировавшимися СС проектами. Это объяснялось тем, что бюджеты школ утверждались в Министерстве обороны, где, ясное дело, всячески стремились препятствовать их развитию. Такая ситуация создавала определенные трудности при появлении непредвиденных расходов, а когда в 1937 г. число юнкеров и персонала возросло более чем вдвое, сложилась сложная ситуация с финансированием, в частности с выплатой жалования персоналу.

17 августа 1938 г. Гитлер издал секретное распоряжение, по которому подразделения СС стали рассматриваться как вооруженная сила не только в мирное, но и в военное время. Теперь потенциальное использование войск СС в бою стало само собой разумеющимся. Этот указ считают днем рождения войск СС. Далее оговаривалось: «Подразделения СС не представляют собой часть рейхсвера или полиции. Это вооруженная сила, находящаяся в моем непосредственном подчинении, и будучи организацией НСДАП, должна руководствоваться в мировоззренческом и политическом планах указаниями, данными мною для НСДАП и СС»[42]. Согласно этому же приказу, под «вооруженной силой СС» понимались части усиления СС, юнкерские школы СС, части СС «Тотенкопф».

Этим же декретом финансирование частей усиления СС было поручено Министерству внутренних дел; правда, их бюджет должен был контролироваться Верховным главнокомандованием вермахта[43]. Впрочем, касательно юнкерских школ Гитлер, очевидно по наущению Гиммлера, хитро обыграл этот момент, подчеркнув в документе, что их финансирование должны взять на себя части усиления СС, части СС «Тотенкопф» и полиция, в соответствии с затребованным ими необходимым количеством офицеров[44].

Внутри эсэсовской иерархии юнкерские школы сначала подчинялись Управлению СС. После реорганизации Управления СС в Главное управление СС, 30 января 1935 г., юнкерские школы остались под юрисдикцией этого управления. Последнему они подчинялись до серии реорганизаций в 1940 г., когда контроль над юнкерскими школами был передан в специально созданное управление подготовки командных кадров, которое отвечало за обучение офицерского состава (Amt XI), в рамках Управленческой группы «В» Главного оперативного управления СС. Первоначально за расовую оценку и идеологическое воспитание юнкеров отвечало Главное управление расы и поселений. В 1938 г. эти функции был переданы под юрисдикцию Главного управления СС.

Дальнейшие события еще более упрочили положение юнкерских школ в системе войск СС. В мае 1939 г. были установлены квоты численности войск СС, согласно которым дивизия СС должна была состоять из 20 000 человек, части СС «Тотенкопф» —14 000, вспомогательные силы полиции — 25 000 и две юнкерские школы СС — 500 юнкеров[45], то есть по 250 юнкеров на каждую.

До начала Второй мировой войны в юнкерской школе СС в Бад-Тёльце состоялось пять юнкерских классов:

1 апреля 1934 — 22 декабря 1934;

24 апреля 1935 — 31 января 1936;

1 апреля 1936 — 31 января 1937;

10 октября 1937 — 31 июля 1938;

15 ноября 1938 — 15 августа 1939[46].

Отметим, что дата окончания юнкерского класса не всегда знаменовала собой присвоение звание штандартеноберюнкера СС. Так, выпускник 2-го юнкерского класса Вильгельм Кмент в штандартенюнкеры СС был произведен 9 ноября 1935 г., а в штандартеноберюнкеры СС — 25 февраля 1936 г.[47], и это при том, что сам курс окончился 31 января 1936 г.

Общее число подготовленных в Бад-Тёльце офицеров вывести достаточно сложно. Несложные подсчеты показывают, что в теории через школу до войны должны были пройти не менее 800 офицеров (по сто в первых трех выпусках и по 250 в двух последних, после переезда в новое здание). Что касается школы в Брауншвейге, то через нее до войны должно было пройти, ориентировочно, не менее 750 человек. То есть всего около 1550 офицеров в двух школах. Однако всего до начала войны обеими юнкерскими школами было подготовлено лишь около 1000 офицеров[48]. Это объясняется достаточно сложными условиями обучения и жестким контролем над успеваемостью юнкеров, когда неуспевающих безжалостно отчисляли (не менее трети курса[49], хотя раз на раз не приходился). Так, из 450 человек, принятых на обучение в первые два класса в Бад-Тёльце и в первый класс в Брауншвейге, офицерское звание в итоге получили лишь 269 человек[50] (более 50 %). Из них в Бад-Тёльце 62 и 69 человек соответственно, а в Брауншвейге — 138[51]. Исходя из этого, ориентировочное количество подготовленных офицеров в Бад-Тёльце до войны составило около 550–600 человек. Здесь же отметим, что из 269 офицеров первых трех выпусков юнкерских школ СС 111 человек погибли на полях сражений Второй мировой войны[52]. Отметим, что по данным британского историка Р. Лумсдена, почти все выпускники первого юнкерского класса Бад-Тёльце погибли в 1939–1942 гг.[53] По мнению рейхсфюрера СС Гиммлера, эти высокие потери были понесены не напрасно, напротив, они сыграли важную роль в пропаганде героических традиций в СС. В одной из своих речей в 1942 г. Гиммлер, говоря о результатах кампании 1941–1942 гг. для войск СС, отметил: «Это первые, лучшие из молодого поколения идеалистов, пришедших к нам в 1934 году и ставших командирами батальонов. Теперь они мертвы и лежат в земле. Эта потеря невосполнима. Зима устроила нам тяжелое испытание. И все-таки, по мнению фюрера, мы выдержали его, прославив свое имя, и, что важно для будущих поколений, свою традицию. Сегодня все знают, что такое СС. А в будущем те, кто придет после нас, смогут опираться на созданное нами в 1942 году. На этом будет основана тысячелетняя традиция ордена рыцарей рейха, СС»[54].


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал