![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Охарактеризуйте особенности семейного воспитания. Определите роль, функции семьи. Охарактеризуйте виды и типы семей.
Семья – гл аспект в жизни человека. Особое знач имеет семья в жизни ребенка, в его становлении и поведении. Семья объединяет детей, родителей, родственников кровными узами. Семья «охватывает» человека полностью. Помогает ему справиться с трудностями, в конце концов, защищает его. Семейное воспитание – это с-ма воспит и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Семейное воспитание – это сложная с-ма. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи (место дома), отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному. Задачи семьи: -создать максимальные условия для роста и развития ребенка; -стать социально-экономической и психологической защитой ребенка; -передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим; -научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направл на самообслуж и помощь близким; -воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я». Гл задача семьи - выполн родителями ф-ций воспитателя. Под этими ф-циями подразумевается создание не только опред взаимоотнош между родителями и их детьми, но и их предпосылок, т.е. опред образа жизни семьи и взаимоотнош ее членов. Ф-ции семьи в процессе социализации: 1) физиче и эмоц развит человека. 2) семья играет определяющую роль в формиров психологич пола ребенка в первые три года его жизни. 3) семья играет ведущую роль в умственном развит ребенка, а также влияет на меру приобщения человека к культуре. 4) семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, роль семьи становится кардинальной. 5) в семье формир фундаментальные ценностные ориентации человека в сферах семейных и межэтнических отношений, а также опред его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. 6) семье присуща ф-ция соц-психологич поддержки человека, от чего зависит его самооценка, уровень самоуважения, мера самопринятия, аспекты и эффективность самореализации. Виды семей в зависимости от структуры родственных связей: нуклеарная (простая), состоящая из родителей и их несовершеннолетних детей; расширенная (сложная), представленная двумя и более поколениями семей. Виды семей в зависимости от способов выбора семейного партнера: эндогамные, предполагающие заключение брака между представителями одной и той же группы (клана, племени т.д.); экзогамные, где брак внутри определенной узкой группы людей (например, между близкими родственниками, членами одного племени и т.д.) запрещается. Виды семей в зависимости от местожительства супругов: патрилокальные - молодые живут в семье мужа; матрилокальные - в семье родителей жены; неолокальные - поселяются отдельно от родителей. Типы семей в зависимости от критерия семейной власти: матриархат — власть в семье принадлежит женщине; патриархат - во главе стоит мужчина; эгалитарная, или демократическая, семья, в которой соблюдается статусное равенство супругов (является наиболее распространенной в настоящее время).
|