Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
нац интересы россии и ее статус в современном мире.осн направления внеш полит россии.⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16
Следует отметить, что выработка национальных приоритетов России в мире идет сложно и противоречиво. Интересы безопасности России требуют создания прочных взаимовыгодных связей со странами мирового сообщества и, особенно, с ближайшим географическим окружением. Интересы качественного роста и развития требуют активного экономического, социального, культурного сотрудничества со странами, обладающими современными технологиями и крупными инвестиционными возможностями.Как правило, национальные интересы определяются интеллектуальными и политическими элитами соответствующей страны и формулируются в государственных документах. Так, национальные интересы России сформулированы в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., принятой в мае 2009 г., и определяются следующим образом: " Национальные интересы России – совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства".Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства.Приоритетное место в развитии многосторонних отношений с мировым сообществом Россия отводит странам – участницам Содружества Независимых Государств. СНГ было создано в декабре 1991 г. В нем объединились 11 республик бывшего Советского Союза. В СНГ не вошли страны Прибалтики и Грузия. В 1993 г. Грузия присоединилась к СНГ, а в 2009 г. вышла из его состава. Столицей Содружества был провозглашен Минск.Очевидно, что для России очень важно иметь в своем ближайшем окружении надежных, экономически и политически стабильных соседей. Многие факторы говорят об объективной потребности всех стран СНГ в формировании интегрированного сообщества государств, которое могло бы претендовать на достойное место в мировом сообществе. Россия имеет все возможности, чтобы стать в экономическом, социальном, культурном и политическом отношениях привлекательной для стран СНГ, чтобы добровольно вовлекать их в процесс оформления общих для СНГ интересов. Это наиболее верный путь успешного будущего России и ее соседей, совместного роста их конкурентоспособности в современном мире.В Концепции внешней политики Российской Федерации отмечено, что главной целью российской внешней политики на европейском направлении является создание по-настоящему открытой, демократической системы общерегиональной коллективной безопасности и сотрудничества, обеспечивающей единство Евро-Атлантического региона, не допуская его новой фрагментации и воспроизводства прежних блоковых подходов, инерция которых сохраняется в нынешней европейской архитектуре, сложившейся в эпоху " холодной войны".Россия будет выстраивать отношения с НАТО с учетом степени готовности альянса к равноправному партнерству, неукоснительному соблюдению принципов и норм международного права, выполнению всеми его членами взятого на себя в рамках Совета Россия-НАТО обязательства не обеспечивать свою безопасность за счет безопасности Российской Федерации, а также обязательств по военной сдержанности. Россия сохраняет отрицательное отношение к расширению НАТО, в частности к планам приема в члены альянса Украины и Грузии, а также приближению военной инфраструктуры НАТО к российским границам в целом, что нарушает принцип равной безопасности, ведет к появлению новых разъединительных линий в Европе и противоречит задачам повышения эффективности совместной работы по поиску ответов на реальные вызовы современности. Сегодня Россия исходит из принципа неделимости безопасности всех стран Евро-Атлантического пространства.Российская Федерация будет развивать отношения с Европейским союзом как с одним из основных торгово-экономических и внешнеполитических партнеров, выступать за всемерное укрепление механизмов взаимодействия, включая последовательное формирование общих пространств в сферах экономики, внешней и внутренней безопасности, образования, науки, культуры. Долговременным интересам России отвечает согласование с Европейским союзом Договора о стратегическом партнерстве, устанавливающего особые, максимально продвинутые формы равноправного и взаимовыгодного сотрудничества с Европейским союзом во всех областях с перспективой выхода на безвизовый режим. 40.Система национальной безопасности РФ Система национальной безопасности - это совокупность органов управления, сил и средств, законодательных актов, ориентированных на обеспечение безопасности и защиту жизненно важных интересов государства и общества от внешних и внутренних угроз. Под жизненно важными интересами Российской Федерации понимаются: • ее территориальная целостность; • воспроизводство народонаселения; • уровень государственно-экономического самосознания народа; • экономическое и социальное благополучия; • психическое и физическое здоровье; • права, свободы и обязанности граждан. Задачами системы национально-государственной безопасности являются: • разработка и осуществление оперативных планов и других мер по защите национальных интересов; • формирование, обеспечение и развитие органов, сил и средств обеспечения национальной безопасности; • восстановление объектов национальной безопасности, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций. Структура системы национально-государственной безопасности: • органы и силы безопасности; • государственные, общественные и гражданские организации и объединения, действующие в соответствии с федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, решениями Совета Безопасности РФ, краткосрочными федеральными программами обеспечения национальной безопасности; • отдельные граждане, привлекаемые на законном основании уполномоченными государственными органами к реализации мер по обеспечению национальной безопасности. Органы и силы национально-государственной безопасности. К органам национальной безопасности относятся: • органы внешней безопасности РФ: Минобороны, МИД, Служба внешней разведки; • органы внутренней безопасности: МВД - ведомство гражданской безопасности; ФСБ - ведомство по охране конституции и государственных институтов; ФПС (Федеральная пограничная служба), Прокуратура, Главное управление охраны (служба безопасности президента); • органы экономической безопасности РФ: Минэкономики, Минфин, Налоговая служба и налоговая полиция, Таможенная служба, МВЭС; • органы экологической и тех-носферной безопасности РФ: МЧС, Минэкологии, органы технического надзора - Гостехнадзор, Госпожнадзор; • органы демографической безопасности К силам национальной безопасности РФ относятся: • внешние силы национальной безопасностиРФ: Вооруженные Силы Российской Федерации и все законные формирования, ведущие оперативную работу за рубежом в защиту национальных интересов РФ; • внутренние силы национальной безопасности РФ: Внутренние войска МВД; подразделения МВД, наделенные исполнительными функциями и реализующие их; войска ФПС; оперативные и создаваемые в кризисных ситуациях подразделения министерств, и все другие законные вооруженные формирования внутри страны. К внутренним силам национальной безопасности относятся Меры по обеспечению национальной безопасности состоят в: • государственной защите национальных интересов; • национальной дипломатической политике; • поисках и поддержке стратегических геополитических союзников; • быстром и мобильном реагировании на угрозы национальным интересам оптимальными средствами; • готовности мгновенного нанесения ответного удара, а также в использовании тех или иных средств поражения 41.Военная политика РФ: сущность и содержание В современном мире, пока существуют потенциальные источники военной опасности, любое государство имеет право на оборону, на обеспечение своей безопасности соответствующими военно-техническими средствами, индивидуальными и коллективными силами. В этих целях в государстве создается и функционирует система военной безопасности, для которой сама военная политика является основной, определяющей ее структуру и содержание. Правовую основу военной политики составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, а также международные договоры Российской Федерации в области обеспечения военной безопасности. Положения этих документов определяют полномочия государственных органов и должностных лиц в сфере определения и реализации военной политики Российской Федерации.Особенности военной политики Российской Федерации определяются изменениями взглядов на характер войн современной эпохи. В новых военно-политических подходах и концепциях все большее место занимают суждения о том, что война и военная сила – не самый эффективный инструмент политики, что безопасность невозможно обеспечить только военными средствами. Поэтому главный упор в разрешении конфликтов и спорных проблем надо стремиться делать на политические средства и дипломатические усилия. Руководство Российского государства, как и прежде, рассматривает свою военную политику в контексте строительства демократического правового государства, осуществления социально-экономических реформ, утверждения принципов равноправного партнерства, взаимовыгодного сотрудничества и добрососедства в международных отношениях, последовательного формирования общей и всеобъемлющей системы международной безопасности, сохранения и укрепления всеобщего мира. Определяя основные направления военной политики Российская Федерация исходит, прежде всего, из своих национальных интересов, необходимости сбалансированного решения задач по обеспечению военной безопасности, при этом приоритетное значение придается развитию военного, военно-политического и военно-технического сотрудничества с государствами-участниками Договора о коллективной безопасности СНГ. При этом Российская Федерация исходит из необходимости консолидации усилий по созданию единого оборонного пространства и обеспечению коллективной военной безопасности на основе принципов равноправия, взаимной выгоды и добрососедства. В русле таких подходов главной целью военной политики Российской Федерации сегодня и на ближайшую перспективу останется обеспечение благоприятных условий стабилизации и надежной защищенности личности, общества и государства. Основным содержанием военной политики РФ на современном этапе является: 1.поддержание оборонного потенциала страны на уровне, адекватном существующим и потенциальным военным угрозам с учетом экономических возможностей страны и наличия людских ресурсов; 2.предотвращение крупномасштабных военных столкновений на мировой арене, содействие прекращению и недопущению вооруженных конфликтов, оперативная нейтрализация любых военных провокаций; 3.защита независимости России, обеспечение безопасности, суверенитета, неприкосновенности границ, территориальной целостности Российской Федерации, сдерживание от развязывания войн, направленных против России; 4.выполнение международных обязательств Российской Федерации по оказанию военной помощи союзным с ней странам и участию в операциях по поддержанию мира; 5.обеспечение действий Совета Безопасности ООН, других международных организаций по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности на возможно более ранней стадии развития угрожающей ситуации или конфликта.. Противоречивые тенденции и факторы развития военно-политической обстановки, возможность ее дестабилизации вследствие наличия источников военной опасности, с одной стороны, ставят мировое сообщество, международные организации, прежде всего ООН и ОБСЕ, перед необходимостью консолидации усилий, направленных на предотвращение военных конфликтов, координацию коллективных действий, политических, и других невоенных мер для урегулирования кризисов. С другой стороны, – подтверждается известная закономерность, суть которой состоит в том, что мирные средства обеспечения военной безопасности могут быть эффективны в том случае, если они подкреплены и опираются на достаточную для защиты страны и ее жизненно важных интересов военную мощь. Все это внесло за последние годы большие коррективы как в устоявшиеся взгляды и концепции по этому вопросу, в принимаемые решения и в целом в конкретное содержание военной политики Российской Федерации. И пока неприменение силы не стало нормой международных отношений, национальные интересы Российской Федерации требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи. Одной из важнейших задач военной политики Российской Федерации по обеспечению международной безопасности является стратегическое сдерживание в интересах предотвращения как обычной, так и ядерной войны, а также осуществления союзнических обязательств. Принципиальное значение при этом, имеет положение об обеспечении военной безопасности Российской Федерации всей совокупностью имеющихся в ее распоряжении сил, средств и ресурсов. Для этого Российская Федерация должна обладать ядерным потенциалом, способным гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому агрессору (государству либо коалиции государств) в любых условиях. При этом ядерное оружие рассматривается как фактор сдерживания агрессии, обеспечения военной безопасности Российской Федерации и ее союзников, поддержания международной стабильности и мира. Особое значение имеет доктринальная установка о том, что Российская Федерация оставляет за собой право на применение ядерного оружия в ответ на использование против нее и ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в ответ на крупномасштабную агрессию с применением обычного оружия в критических для национальной безопасности Российской Федерации и ее союзников ситуациях. Ядром военной организации являются Вооруженные Силы Российской Федерации, которые составляют основу обороны страны. Они предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Современной России нужны Вооруженные Силы, имеющие все возможности адекватно реагировать на современные угрозы безопасности, способные одновременно вести борьбу в глобальном, региональном, а если потребуется и в нескольких локальных конфликтах. При любых сценариях их развития Вооруженные Силы должны гарантировать безопасность и территориальную целостность России. В военной политике Российской Федерации особую роль играет человеческий фактор, общественный и государственный статус военнослужащего. Поэтому на первый план выдвигаются такие задачи, как осуществление комплекса мер по социальной защите военнослужащих, повышению престижа военной службы, формированию общественного сознания в духе необходимости вооруженной защиты национальных интересов страны и мобилизации усилий и возможностей государства, общества и граждан для проведения военной реформы. Военная политика является важной составной частью общей внутренней и внешней политики государства и непосредственно связана с созданием военной организации, подготовкой и применением средств вооруженного насилия для достижения определенных политических целей. Военная политика определяет основные цели и задачи военной безопасности общества и государства.В последние годы руководством страны внесены существенные коррективы в конкретное содержание военной политики Российской Федерации, прежде всего, в устоявшиеся взгляды и концепции, а также в принимаемые решения. И пока неприменение силы не стало нормой международных отношений, национальные интересы Российской Федерации требуют формулирования и проведения военной политики в соответствии со сложившимися в мире реалиями.
|