Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура способностей
Любая чел. деятельность имеет сложную структуру, и для е успешного выполнения недостаточно одного какого-либо качества, даже если оно очень выс. уровня развития. Структура способностей определяется требованиями конкрет. деятельности и является различ. для разных ее видов. Структура любой конкрет. способности включает в себя универсальные или общие качества, отвечающие требованиям различ. видов деятельности, и спец. качества, обеспечивающие успех только в одном виде деятельности. Так, в результате своих исследований Б.М.Теплов пришел к выводу, что для занятия любым видом муз. деятельности, необходимо такое сложное психолог. образования, как музыкальность. Музыкальность состоит из разных специальных качеств. Структура муз. способностей: муз. деятельность – музыкальность (общее качество) – муз. слух, способность к слуховому представлению, муз.-ритмическое чувство (спец. способности). Коммуникативные способности включают гностическую, экспрессивную и интеракционную способности, коммуникативную компетентность. Коммуникативные способности обуславливаются типом нервной системы (темпераментом), а также индивидуально-психологическими особенностями личности (интеллектуальные, волевые, личностные проявления человека). Классификация способностей: 1. Природ. (естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные. Способности непосредственно связаны с врожден. задатками, и формируются на их основе при наличии жизн. опыта через механизмы научения типа условнорефлекторных связей, оперант. обусловливания, импринтинга и ряда др.. 2. Специфические чел. способности, имеющие общественно-историческое происхождение: - Общие способности определяют успехи чел.а в самых различ. видах деятельности (умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь). - Специальные способности определяют успехи чел.а в специфич. видах деятельности, для осуществления кот. необходимы задатки особого рода и их развитие (муз., математ., лингвистические, техн., лит., художественно-творч., спорт.). Общие и специальные способности у чел.а сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга. - Теорет. способности предопределяют склонность чел.а к абстрактно-теоретическим размышлениям. - Практ. способности предопределяют склонность чел.а к конкретным, практическим действиям. - Учеб. способности определяют успешность обучения и воспитания, усвоения чел.ом ЗУН, формирования качеств личности. - Творч. способности необходимы для создания предметов материал. и дух. культуры, производства нов. идей, открытий и изобретений. - Интеллект. способности, основанные на пользовании речью и логикой. - Способности к общению, взаимодействию с людьми. - Предметно-деятельностные (способности социально-психолог. адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние). - Предметно-познавательные способности к различным видам теорет. и практ. деятельности. Для успешного выполнения какой-либо деятельности необходимы не отдельные способности, а их удачное сочетание. Практически нет такой деятельности, успех в кот. определялся бы лишь одной способностью. Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью, и эта характеристика относится к чел.у, способному ко многим различным видам деятельности. Существует общая одаренность (способность к обучению) и специальная (выс. уровень спец. способностей (особенно высокие - талант и гениальность)). Талант - это способность к достижению высшего порядка. Гениальность - способность создавать что-то принципиально новое: - незаурядность в различных областях; - осознание способности; - включенность способности в характер. Показатели одаренности: - темп и легкость усвоения материала; - широта переноса; - время проявления; - соотношение результатов с условиями. Факторы, влияющие на развитие способностей: - исходная предпосылка - врожденные задатки; - время выявления; - развитие способностей к деятельности, к кот. есть интерес; - всестороннее развитие интересов и способностей; - соперничество и сотрудничество. Выделяют четыре типа интеллектуальных способностей: 1. конвергентные способности - обнаруживают себя в показателях эффективности процесса переработки информации, в показателях правильности и скорости нахождения единственно возможного (нормативного) ответа в соответствии с требованиями заданной ситуации. 2. дивергентные способности (креативность - это способности порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях).
|