Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Схема общей структуры личности
К. К. Платонов рассматривает личность как динамическую систему, т. е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции. Выделяет четыре подструктуры личности: 1. Подструктура направленности и отношений личности, кот. проявляются в виде моральных черт. Они не имеют врожденных задатков и формируются путем воспитания. 2. Подструктура опыта, кот. «объединяет ЗУН и привычки, приобретенные путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности». 3. Подструктура индивид. особенностей псих. процессов или функций памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. Процесс формирования и развития индивид. особенностей психических процессов осуществляется путем упражнения, а изучается данная подструктура в основном на индивидуально-психолог. уровне. 4. Подструктура биопсихических свойств, в кот. входят «половые и возрастные свойства личности, типологические свойства личности (темперамент). Процесс формирования черт этой подструктуры, а точнее их переделки, осуществляется путем тренировки. Б.Г.Ананьев считал, что проблема личности выступает как исследование: - псих. свойств и отношений личности (общая ПС личности), - индивид. особенностей и различий между людьми (дифференциальная ПС), - межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях (соц. ПС) субъекта общественного поведения, - конкретных видов деятельности (все области прикладной ПС). Исследовал онтогенез и жизн. путь чел. Личность – это совокупность личностных св-в. Он называл их: - первичными - статус, роль, ценностные ориентации, - вторичными - мотивация поведения, структура общественного поведения. Выдающейся заслугой стала его идея о единстве естественного и общественного в структуре чел. развития. В чел. имеются структуры относящиеся в большей мере либо к биологическому либо к социальному началу. Единство биологического и социального в человека обеспечивается посредством единства таких его макро характеристик как индивид, личность, субъект и индивидуальность. Носителем биологического в человеке является индивид - совокупность природных, генетически обусловленных св-в, развитие кот. осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биолог. зрелость человека. Социальное представлено в человеке посредством личности и субъекта деятельности. Каждый человек как личность проходит свой жизн. путь, в рамках кот. происходит социализация индивида и формируется его соц. зрелость. Человек как личность представляет собой совокупность общественных отношений: эконом., полит., правовых. Структура человека как субъекта деятельности образуется из определенных свойств индивида и личности, кот. соответствуют предмету и средствам деятельности - субъект труда, познания, общения. Люди отличаются друг от друга своим темпераментом, характером, стилем деятельности, поведения - индивидуальностью. Как индивидуальность человек существует в един. числе и неповторим в истории человечества. Генотип - совокупность всех генов дан. организма, его органических, функциональных и поведенческих особенностей, обусловленных наследственным, генетическим фактором. Фенотип – совокупность сформировавшихся в онтогенезе (в индивид. развитии) всех св-в и признаков организма, обусловленных генетическими и средовыми факторами. Факторы развития личности: биологический, соц., внутриличностный (внутр. позиция личности). Личностью в психологии обозначается социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде. 1.Личность является субъектом общественных отношений. 2.Личность неотделима от деятельности.
|