![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности консультирования детей дошкол. возраста
Обращение родителей с жалобами на: - непослушание и упрямство. Причина в непонимании родителями особенностей развитии и личностных проблемах - задержка умственного развития - синдром гиперактивности - увлеченность фантазированием (нормально для этого возраста) - проявление инициативы-«делать все по своему» (норма) - непрятие в детском коллективе (Работа по адаптации и тревожностью ребенка) - формирование характера в частности акцентуаций - ускоренное развитие детей - взаимоотношение в семье с сиблингами - проблемы детей не посещающих д/с
47. Роль игры в психическом развитии ребёнка. Теории игры и их общая характеристика. Игра — вид непродуктивной деятельности, с действиями, ограниченными правилами, кот. направлены на создание, развитие и поддержание процесса в заданных границах. Игра - это осн. вид деятельности дошкольника, она оказывает многогранное влияние на псих. развитие ребенка. В ней дети овладевают новыми ЗУН. Только в игре осваиваются правила чел. общения. Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир чел. отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. Ролевая или как ее иногда называют творческая игра появляется в дошк. возрасте. Это - деятельность, в кот. дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя опред. роль, имеет соответствующий образ - мамы, водителя, пирата и образцы его действий. Но хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его действительной жизнью. В конце раннего детства, игра с сюжетом ''вырастает'' из предметно-манипуляционнной деятельности. Первоначально ребенок был поглощен предметом и действиями с ним. Когда он овладел действиями, вплетенными в совместную деятельность со взрослым, он начал осознавать, что он действует сам и действует как взрослый. В дошкольном возрасте аффект переносится с предмета на человека, благодаря чему взрослый и его действия становятся образцом. Около трех лет ребенок становится гораздо более самостоятельным, и его совместная деятельность с близким взрослым начинает распадаться. В то же время игра социальна и по своему происхождению, и по содержанию. Она не сможет развиваться без частого полноценного общения со взрослыми и без тех разнообразных впечатлений от окр. мира. Нужны ребенку и различные игрушки, в том числе неоформленные предметы, не имеющие четкой функции, которые он мог бы легко использовать в качестве заместителей других. На границе раннего и дошкольного детства впервые возникает игра с сюжетом. Это уже известная нам режиссерская игра. Одновременно с ней или несколько позже появляется образно-ролевая игра. В ней ребенок воображает себя кем угодно чем угодно и соответственно действует. Но обязательным условием развертывания такой игры является яркое, интенсивное переживание: ребенка поразила увиденная им картина, и он сам в своих игровых действиях воспроизводит то образ, который вызвал у него сильный эмоциональный отклик. Режиссерская и образно-ролевая игры становятся источниками сюжетно-ролевой игры, кот. достигает своей развитой формы к середине дошкол. возраста. Позже из нее выделяются игры с правилами. Следует отметить, что возникновение новых видов игры не отменяет полностью старых, уже освоенных - все они сохраняются и продолжают совершенствоваться. В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят собственно человеческие роли и отношения. Дети играют друг с другом или с куклой как идеальным партнером, который тоже наделяется своей ролью. В каждой игре свои игровые условия - участвующие в ней дети, куклы, другие игрушки и предметы. Подбор и сочетание их существенно меняет игру в младшем дошкольном возрасте, игра в это время в основном состоит из однообразно повторяющихся действий, напоминающих манипуляции с предметами. Сюжет - та сфера действительности, кот. отражается в игре. Сначала ребенок ограничен рамками семьи, и поэтому игры его связаны главным образом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новых областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты - производственные, военные т.д. более разнообразными становятся и формы игры на старые сюжеты, скажем в ''дочки-матери''. Кроме того, игра на один и тот же сюжет постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может посвятить ей только 10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней. Те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком, составляют содержание игры. Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность - режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены процессом выполнения действий и подчас забывают о результате - для чего и для кого они это сделали, действия различных детей не согласуются друг с другом, не исключены дублирование и внезапная смена ролей во время игры. Для средних дошкольников главное - отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется. В развитии игры выделяются две основные стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека. Как уже говорилось игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся общению друг с другом, умение устанавливать со сверстниками определенные взаимоотношения. Игра, особенно коллективная, требует от ребенка мобилизации всех его сил и возможностей: и физических, и умственных. Игра предъявляет высокие требования к развитию речи ребенка: ведь он должен объяснить, во что и как он хотел бы играть, договориться с другими детьми, кто какую роль может сыграть, произнести свой текст так, чтобы его поняли остальные. В среднем и старшем дошкольном возрасте дети, несмотря на присущий эгоцентризм, договариваются друг с другом, предварительно распределяя роли, а также и в процессе самой игры. Содержательное обсуждение вопросов, связанных с ролями и контролем за выполнением правил игры, становится возможным благодаря включению детей в общую, эмоционально насыщенную для них деятельность. Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением - подчинение правилам - складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. Произвольность предполагает наличие образца поведения, кот. следует ребенок, и контроля. В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чье поведение копирует ребенок. В игре также развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм. Вообще в игре коренным образом изменяется позиция ребенка. Играя, он приобретает возможность смены одной позиции на другую, координации разных точек зрения. В дошкольном возрасте основным средством сенсорного воспитания считается дидактическая игра. На нее почти полностью возлагается задача формирования сенсорики ребенка: знакомство с формой, величиной, цветом, пространством, звуком. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное. В соответствии с этим родитель или воспитатель в одно и то же время учитель и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся играя. Теория игр — математический метод изучения оптимальных стратегий в играх. Под игрой понимается процесс, в котором участвуют две и более сторон, ведущих борьбу за реализацию своих интересов. Каждая из сторон имеет свою цель и использует некоторую стратегию, кот. может вести к выигрышу или проигрышу — в зависимости от поведения других игроков. Теория игр помогает выбрать лучшие стратегии с учётом представлений о других участниках, их ресурсах и их возможных поступках. Теория игр раздел математики, ориентированная на построение формальных моделей принятия оптимальных решений в ситуации конкурентного взаимодействия, строго регламентированного матрицей выигрышей и проигрышей. В теории игр выделяют два класса: игры со строгим соперничеством, когда игроки имеют прямо противоположные интересы (игры с нулевой суммой); игры с нестрогим соперничеством, где возможен обоюдный выигрыш (игры с ненулевой суммой). Модель игры с ненулевой суммой чаще всего используется при анализе межличностного конфликта. Одним из наиболее известным вариантом такой игры является дилемма узника.
48. Проблема готовности ребенка к школьному обучению. Возможности диагностики и коррекции. Готовность к обучению: Леонтьев - способность управлять своим проведением. Под ПГкО понимается необходимый и достаточный уровень псих. развития ребенка для освоения школьной учеб. программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития (ЗБР)» ребенка, определяющую тот результат, кот. ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым.Если ЗБР ниже то ребенок не готов, т.к. не сможет усвоить материал. Факторы определяющие психолог.ГкО: 1. Личностная готовность, кот. включает формирование у ребенка готовности к принятию нов. соц. позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей и уровня развития мотивац. сферы. 2. Интеллект. готовность ребенка к школе. Наличие у ребенка кругозора и развития познават. процессов. 3. Соц.-психолог. готовность. Формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей 4. Эмоц.-волевая - ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план и принимать усилие к его реализации. Цель определения ПГкО – профилактика школьной дезадаптации. Физиологическая готовность к обучению выражается в уровне развития основных функциональных систем организма и состояния здоровья детей. Факторы, определяющие физиологическую ГкО: 1. бурное развитие и перестройка в работе всех физиолог. систем организма ребенка: нерв., сердечно–сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной; 2. существенное изменение высшей нерв. деятельности; 3. изменение пропорций тела, ребенок быстро прибавляет в росте и весе; 4. развитие головного мозга - по своим х-ристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого чел.а. Критерии физиологической ГкО: 1. Уровень физ. развития. При определении физ. развития обычно проводят оценку трех осн. показателей: длины тела (рост, стоя и сидя), массы тела и окружности грудной клетки. 2. Уровень биолог. развития. В качестве критериев биолог. возраста служат количество прорезавшихся постоянных зубов, достижение опред. пропорций. Соотношение окружности головы и длины тела становится почти таким же, как у взрослого чел.а. Увеличивается длина рук и ног. 3. Состояние здоровья. В существующей схеме комплексной оценки состояния здоровья все дети разделяются на пять групп. 1. дети без каких-либо функциональных отклонений 20-25%. 2. дети, имеющие некот. функциональные нарушения, на грани здоровья и болезни 30-35 %. 3. входят дети, страдающие различ. хрон. заболеваниями, а также дети с плохим физ. развитием. 30-35 %. 4. составляют дети с хрон. заболеваниями, требующими длительного лечения и диспансеризации. 5. имеются существ. отклонения в состоянии здоровья, исключ. возможность обучения в масс. школе. Осн. проблемы готовности к обучению, связанные с физ. развитием ребенка: неправ. посадка, длительная работа за столом, продолжительные графические упражнения – все это может привести к нарушениям осанки, искривлению позвоночника, деформации кисти пишущей руки - неподготовленность руки к письму. Причины графической неготовности к обучению письму: 1. Недостаточное развитие мелких мышц пишущей руки и нерв. регуляции мелкой моторики (физиолог. неготовность к обучению письму); 2. Несформированность навыка выполнения граф. движений (психолог. неготов. к обуч. письму). Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Осн. формы диагностики физиолог. готовности детей к обучению. В ходе мед. обследования измеряют частоту серд. сокращений, артериальное давление, жизн. емкость легких и мышечную силу рук.
|