![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Связь обучения и развития, оптимизация процесса обучения.
Этот период прежде всего представлен именами Яна Амоса Коменского, Жан-Жака Руссо, Иоганна Песталоцци, К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева. 1) Пед. идеи, впервые изложенные в труде Я.А. Коменского «Великая дидактика» в 1657 г., положили начало развитию пед. теории и целенаправл. орг-ции школ. обучения. 2) В основу практически всех отеч. пед. концепций легла пед. антропология К.Д. Ушинского. В ней утверждался воспитывающий характер обучения, деятельностная (деятельная) природа чел. Ему ринадлежит разработка категорий содержания и методов обучения. П.Ф. Каптерев - один из основателей пед. ПС. Его стремлением было провести в жизнь завет Песталоцци - психологизировать педагогику. Само понятие «пед. ПС» вошло в науч. оборот с появлением в 1877 г. книги Каптерева «Пед. ПС». 4) С.Т. Шацкий разработал целостную концепцию гуманизации и демократизации воспитания в процессе социализации чел. 5) Э. Торндайк обозначил науку пед. ПС в 1903 г. Второй этап длился с конца XIX в. до середины XX в - экспериментальный: - пед. ПС начала оформляться в самостоят. отрасль, используя достижения пед. мысли предшествующих столетий и результаты психолог., психофиз. экспериментальных исследований. - экспериментальное изучение особенностей поведения научения (Дж. Уотсон, Э. Толмен, Б. Скиннер), развития дет. речи (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, П.П. Блонский), развитие спец. пед. систем Вальдорфской школы, школы М. Монтессори. - развитие тестовой ПС, психодиагностики. Во Франции А. Бине основал экспериментальную дет. лабораторию, в кот. изучались физ. и душ. способности ребенка, а также методы преподавания учеб. дисциплин. Совместно с Т.Симоном А. Бине создал методику отбора детей в спец. школы для умственно отсталых, основ. кот. стал метод тестов. - формирование особого психолого-пед. направления - педологии (Дж. М. Болдуин, М.Я. Басов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский), в кот. комплексно на основе совокупности психофизиол., анатом., психолог. и социолог. измерений определялись особенности поведения ребенка в целях диагностики его развития. Третий этап развития пед. ПС – с 50-х годов 20 века. - общетеоретический: Характеризуется созданием целого ряда собственно психолог. теорий обучения: 1) В 1954 г. Б. Скиннер выдвинул идею программированного обучения. 2) Винсент Оконь построил целостную систему проблемного обучения. 3) В 50-е годы появились первые публикации П.Я. Гальперина и затем Н.Ф. Талызиной, в кот. излагались исходные позиции теории поэтапного формирования умственных действий. 4) теория развивающего обучения, описанная в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова на основе общ. теории учеб. деятельности. Развивающее обучение нашло свое отражение и в экспериментальной системе Л.В. Занкова. В этот период: 1) С.Л. Рубинштейн в «Основах ПС» дал развернутую характеристику учения как усвоения знаний. 2) Разработан метод активизации резервных возможностей личности (Г.А. Китайгородская), группового сплочения, групповой динамики в процессе такого обучения (А.В. Петровский, Л.А. Карпенко). В наст. время осн. проблемой является воспитание творч. личности в условиях общества быстрого развития, есть необходимость в создании нов. теорий.
|