Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Физическая культура как цель физического воспитания.
Задачи и способы мотивации в плане учебного плана. Как элемент системы образования учебный предмет «Физическая культура» характеризует физическое воспитание - педагогически организованный процесс направленного использования физкультурных ценностей личностью. Как сторона физической культуры он сохраняет часть её специфических свойств и функций, связанных с воздействием на телесность, состояние здоровья, интеллект и духовность учащихся. Естественной основой такого воздействия являются специфические особенности физического упражнения как персептивной по своей природе деятельности. Определяя цель учебного предмета «Физическая культура», мы исходили из того, что в случае ее достижения должны быть получены гуманистические результаты, специфические для физической культуры и характерные для всей системы образования. Наиболее значимыми оперативно фиксируемыми гуманистическими результатами, характерными для физической культуры, являются физическое и духовное оздоровление, включение учащихся в самостоятельную физкультурную деятельность, повышение сопротивляемости организма заболеваниям, двигательная рекреация и физическая реабилитация сенсорных систем, повышение умственной и физической работоспособности во время обучения в школе [7]. Наиболее значимыми гуманистическими результатами, характерными для системы образования, являются ориентированные на физическую культуру знания, умения и навыки, необходимые для использования физических упражнений с целью оздоровления, рекреации, реабилитации, формирования здорового образа жизни. При этом важными являются знания, формирующие ценностные ориентации на здоровый физически активный образ жизни и социальные установки на его достижение. В конечном итоге общее физкультурное образование должно формировать мировоззрение здорового и обязательно физически активного образа жизни. Социально обусловленная необходимость достижения этих важных результатов накладывает большую ответственность, на учебный предмет и преподавателей физической культуры, Определяя цель, мы учитывали, что учебный предмет «Физическая культура» осваивается в течение 11 лет обучения в школе, за этот период учащиеся проходят различные ступени своего развития, которые в некоторой мере совпадают со ступенями общего образования. Поэтому на различных ступенях общего среднего образования видоизменяются функции и содержание учебного предмета. Содержание учебного предмета «Физическая культура» формируется с учетом возрастных особенностей, полового диморфизма. Оно удовлетворяет эмоциональный, рациональный, гностический, гедонический и деятельностный компоненты физкультурных и спортивных интересов, от которых в значительной мере зависит учебная активность. Главной фигурой, от которой зависит результат физического воспитания, является учащийся. В итоге он решает, как ему жить, каким ему быть, и несет персональную ответственность за принятое решение. Особенно это относится к среднему и старшему школьному возрасту. Поэтому содержание учебного предмета «Физическая культура» должно включать знания, умения, навыки, способы деятельности и опыт, необходимые учащемуся для принятия в конечном итоге полезного для себя и общества решения на основе социально оправданного, осознанного выбора. Для устойчивой мотивации общего физкультурного образования, необходимы внешние постоянно действующие мотивы. К ним относится система дифференцированных учебных требований, контроль их выполнения, система моральных и материальных стимулов за достижения в изучении учебного предмета. Это мотивы внутренние, регулируемые школой, учителем физической культуры, С ними обязательно должна сочетаться системная социальная мотивация, востребованность обществом физически развитого, разносторонне образованного (в том числе и в сфере физической культуры) человека. Пока необходимость этого механизма мотивации еще недостаточно осознана обществом [4]. Под физической культурой личности подразумевалось органическое единство мотивации физкультурных или спортивных занятий, необходимых для знаний, умений, навыков и способов физкультурной или спортивной деятельности, функциональных возможностей организма. Обязательным атрибутом физической культуры личности является включенность учащегося в активную деятельность, направленную на физическое, связанное с ним интеллектуально-психическое и духовное совершенствование [5]. Содержание и структура учебного предмета должны обеспечивать достижение поставленной цели. Формирование физической культуры личности многоэтапный процесс. Он протекает с учетом этапов становления личности, таких как идентификация, индивидуализация, персонализация. На каждом этапе решаются наиболее общие специфические и общепедагогические воспитательно-образовательные, оздоровительные и прикладные задачи учебного предмета «Физическая культура». В соответствии с ними, в частности, разрабатывалось его содержание. В настоящее время ведется активный поиск " точек обоснования" физкультурных знаний с учетом потребностей личности и запросами социума. Это должно обеспечить стимулирование и осмысленность процесса физического совершенствования человека на протяжении всей его жизни. Важным звеном, связывающим систему требований и учебный материал, служит правильно сформулированная цель дисциплины. Исходя из цели, формируется диапазон задач, решение которых обеспечивается организацией и содержанием учебного процесса. Целью предмета “Физическая культура” является формирование физической культуры личности, как единство мотивации физкультурных или спортивных занятий, необходимых для знаний, умений, навыков и способов физкультурной или спортивной деятельности, функциональных возможностей организма. Обязательным атрибутом физической культуры личности является вовлеченность учащегося в активную деятельность, направленную на физическое, связанное с ним интеллектуально-психическое и духовное совершенствование.
|