Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структурные компоненты и их задачи.
Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства, качества, ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в гармонии с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отдыхом, физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт. Таким образом, феномен физической культуры личности студента позволяет представить ее как интегральное качество личности, как условие и предпосылку эффективной учебно-профессиональной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста и как цель личностного саморазвития и самосовершенствования. При такой цели содержание образовательного процесса не может замыкаться на непосредственных образцах освоения природных сил студентов, а должно быть направлено на освоение, воспроизводство и приумноженное творческое распространение достижений и ценностей отечественной и мировой культуры физической. Гуманитарная направленность образования в области физической культуры подчеркивает огромную роль образованности личности, ее самоценность. Лишь при этом она может достигать такого состояния, при котором становятся возможными и необходимыми социальные и индивидуальные процессы с самоосновой и саморегуляцией, отражающие наиболее действенные и долговременные результаты образования, а не " сиюминутные" [6]. В процессе формирования физической культуры личности представлены социокультурные, общепедагогические и личностные творческие противоречия, разрешение которых выступает источником ее самодвижения и развития. Социокультурные противоречия фиксируют несоответствие между состоянием культуры общества, условиями социокультурной среды и функционированием физической культуры. Разрешение общепедагогических и личностно-творческих противоречий объясняет природу и механизмы творческой самореализации личности студента, направленные на самоопределение в физической культуре, рефлексивные, личностные формы ее освоения, на развитие личностного культурного пространства [7]. К структурным компонентам физической культуры личности относятся аксиологический, операциональный и личностно-творческий, потребностно-мотивационный и эмоционально-волевой. Аксиологический компонент представляет собой совокупность относительно устойчивых ценностей физической культуры, овладевая которыми студент субъективирует их, делает личностно значимыми. Субъективное восприятие и присвоение ценностей студентом определяется богатством его личности, развитым общекультурным мышлением и сознанием, опытом деятельности в сфере физической культуры, наличием индивидуальной системы использования ее средств, соответствующих направленности личности, ее интересам, актуальному состоянию психофизических и функциональных возможностей и способностей. В процессе физического воспитания студент актуализирует лишь те ценности физической культуры, которые приобретают для него жизненный и профессионально необходимый смысл. На этой основе в его сознании формируется образ культурной личности будущего профессионала как совокупность целей, идей, установок, корригирующих индивидуальный опыт культурной практики и связанные с ними переживания, убеждения, связи и отношения. Операциональный компонент физической культуры личности рассматривается в связи с решением разного рода задач, встающих перед ее субъектом и поставленных им. Принимая во внимание логическую обусловленность и последовательность операций в их осуществлении, целесообразно выделить следующую их типологию. Аналитико-рефлексивные задачи - отражают задачи анализа и рефлексии целостной физкультурно-спортивной деятельности и ее элементов, субъект-субъектных отношений, возникающих трудностей, умений выделять главное звено. Владение адекватными умениями позволяет личности построить модель целостной физкультурно-спортивной деятельности, вносить в нее коррективы, оперативно оценивать личностные изменения, а также свое профессиональное " Я". Конструктивно-прогностические задачи определяют умения осуществлять процесс целеполагания и конструирования физкультурно-спортивной деятельности, ее планирование и предвидение искомых результатов. Организационно-деятельностные задачи связаны с умением использования адекватных средств, форм, методов, приемов деятельности для достижения в ней необходимых результатов, с установлением деловых отношений с участниками коллективных форм деятельности, организацией своего времени для избранных форм физкультурно-спортивной деятельности. Оценочно-информационные задачи - характеризуют умения по самодиагностике уровня образованности, воспитанности, личностного общекультурного и профессионального развития, в том числе в сфере физической культуры; использование системы контроля за этим процессом. Коррекционно-регулирующие задачи - определяют использование умений для внесения коррективов и регулирование своей деятельности на основе полученной информации, использование методов ее самостимулирования [7]. Таким образом, процесс овладения операциональным компонентом связан с разрешением противоречий между потребностями личности и объективно встающими перед ней задачами и целями; внесением изменений в образ жизнедеятельности и ранее привычными ее формами; вновь приобретенными знаниями, умениями, качествами и необходимостью их реализации в разнообразных видах деятельности. Учащимся в процессе обучения физического воспитания для овладения знаниями необходимо: ·первичное восприятие и осмыслениеизучаемого материала; ·последующее его более глубокое осмысление; ·усвоение (запоминание) изучаемого материала; ·применение усвоенных знаний на практике; ·дальнейшее повторение, углубление и систематизацию знаний, упрочение умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей.
Овладение изучаемым материалом и развитие учащихся происходит только тогда, когда, побуждаемые потребностями в учении, они проявляют высокую учебно-познавательную активность. Движущей силой учения и возбуждения потребности в овладении изучаемым материалом является переживание учащимися внутренних противоречий между знанием и незнанием, между возникающими у них познавательными вопросами и проблемами, и недостатком наличных знаний для их решения. Но как же приводить в действие эту «движущую силу» и формировать у учащихся потребность в учении? Для этого необходимо: ·создавать в процессе обучения проблемные ситуации, для решения которых необходимо овладеть новыми знаниями; ·ставить познавательные вопросы, решить которые учащиеся могут только изучив новый материал; ·использовать демонстрацию учебно-наглядных пособий и технических средств обучения, побуждающих учащихся к размышлению и осмыслению новых знаний; ·побуждать учащихся к анализу излагаемых фактов и примеров по изучаемому материалу и к формированию обобщающих выводов и теоретических понятий. Существенное влияние на формирование потребностно-мотивационной сферы и познавательной активности учащихся оказывает та общая закономерность воспитания, согласно которой их учебная деятельность стимулируется радостью достигаемых успехов в овладении знаниями. Если в процессе учения учащийся начинает отставать и испытывает все возрастающие трудности, он утрачивает веру в свои силы и прекращает заниматься. В этом случае не теряет своей педагогической актуальности положение: учиться должно быть легко и приятно. Следовательно, можно сделать вывод, что нужно правильно подходить к оценке тех случаев, когда школьник плохо учится, не выполняет домашних заданий и шалит на уроках. В подобных ситуациях учителя иногда говорят, что ученик не хочет учиться, хотя правильно было бы сказать: у него нет потребности в учении, и принимать меры к ее возбуждению [1].
|