Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей
В основе методов, направленных на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей лежит определенный порядок сочетания и регулирования параметров нагрузки: интенсивность, продолжительность, количество повторений, интервалов и характера отдыха. Они направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Методы этой группы можно разделить на методы со стандартными и нестандартными (переменными) нагрузками. Равномерный метод характеризуется тем, что при его выполнении занимающийся выполняет физическое упражнение непрерывно с относительно постоянной интенсивностью, стремясь, к примеру, сохранить неизменной скорость передвижения, темп работы, амплитуду движений [9]. Различаю два варианта этого метода: . Метод длительной равномерной тренировки. . Метод кратковременной равномерной тренировки. Первый вариант характеризуется выполнением работы небольшой интенсивности на протяжении длительного времени. Энергообеспечение мышечной деятельности осуществляется за счет аэробных механизмов энергопродукции, т.е. потребление кислорода соответствует потребностям в нем. ЧСС колеблется от 130 до 180 уд/мин, продолжительность работы от 15 до 90 минут и более. Данный вариант содействует совершенствованию аэробного компонента выносливости. Во втором варианте работа носит более интенсивный характер. Упражнения выполняются в смешанном аэробно-анаэробном режиме. Он применяется для воспитания и совершенствования чувства темпа, а также для развития аэробно-анаэробного компонента выносливости. Преимущества равномерного метода заключаются прежде всего в том, что он дает возможность выполнить значительный объем работы, способствует стабилизации двигательного навыка, улучшению центрального и периферического кровообращения в мышцах, совершенствованию координации работы внутренних органов и мышц. Продолжительные нагрузки содействуют у занимающихся воспитанию волевых качеств: настойчивости, упорства и др. [5]. Недостатками равномерного метода являются быстрая адаптация к нему организма, в связи с чем снижается тренировочный эффект. Непрерывная длительность работы с постоянной интенсивностью приводит к тому, что со временем вырабатывается некоторый привычный стандартный темп движений. Переменный метод характеризуется последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного выполнения упражнения путем направленного изменения скорости передвижения, темпа, ритма и т.д. Примером его может служить изменение скорости бега на протяжении дистанции, темпа игры и технических приемов в спортивных играх. Задачи, решаемые с помощью переменного метода, весьма разнообразны: развитие скоростных возможностей и выносливости, координационных способностей, расширение диапазона двигательного навыка, воспитание волевых качеств. Преимущества метода заключаются в том, что он устраняет монотонность в работе. Смена интенсивности выполнения упражнения требует постоянного переключения физиологических систем организма на новые более высокие уровни активности, что в конечном итоге содействует развитию быстроты их врабатывания, повышению способности к одновременной перестройке всех органов и систем. Чередование скоростей и напряжений дает возможность совершенствовать физические способности и технику движения [9]. Недостатком переменного метода является то, что нагрузка в данном методе планируется приблизительно, как правило «по самочувствию». Повторный метод характеризуется многократным выполнением упражнения через интервалы отдыха, в течение которых происходит достаточно полное восстановление работоспособности. Задачи, решаемые повторным методом: развитие силы, скоростных и скоростно-силовых способностей, скоростной выносливости, выработка необходимого соревновательного темпа и ритма, стабилизация техники движений на высокой скорости, психическая устойчивость [5]. Преимущества повторного метода состоят, прежде всего, в возможности точной дозировки нагрузки, а также его направленности на совершенствование экономичного расходования энергозапасов мышц и устойчивости мышц к недостатку кислорода. Кроме того, если предыдущие методы действуют в основном на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, то повторный метод в первую очередь совершенствует мышечный обмен. Недостатком повторного метода является то, что при нем обнаруживается сильное воздействие на эндокринную и нервную системы. При работе с недостаточно подготовленными занимающимися его следует применять с большой осторожностью, поскольку максимальные нагрузки могут вызвать перенапряжение организма, нарушения в технике и закрепление неправильного двигательного навыка [7]. Интервальный метод характеризуется многократным повторением упражнений через определенные (различные) интервалы отдыха. В зависимости от характера применяемых упражнений и видов отдыха, интервальная тренировка может быть направлена на развитие аэробной, анаэробно-алактатной производительности в различных видах спорта. Преимущество метода заключается в том, что он позволяет достаточно точно дозировать величину нагрузки. Его применение «экономит время» при проведении занятий, так как обеспечивает высокую плотность нагрузки, быстрее, чем посредством какого-либо другого метода, повысить уровень выносливости. Недостатком метода является сравнительно монотонное чередование нагрузки и отдыха, что отрицательно сказывается на психическом состоянии занимающихся. Ввиду быстрого роста выносливости за короткий срок наступает адаптация к этому методу. Снижается его эффективность. Круговой метод - это организационно-методическая форма работы, предусматривающая поточное, последовательное выполнение специально проработанного комплекса физических упражнений для развития и совершенствования силы, быстроты, выносливости и в особенности их комплексных форм - силовой выносливости, скоростной выносливости и скоростной силы. Этот метод представляет собой последовательное выполнение упражнений, воздействующих на различные мышечные группы по типу непрерывной или интервальной тренировки [15]. Игровой метод. Основу этого метода составляет определенным образом упорядоченная двигательная деятельность в соответствии с образным или условным сюжетом. Наиболее характерные признаки игрового метода являются: -ярко выраженное соперничество и эмоциональность в игровых действиях; -чрезвычайная изменчивость хода игры требуют от участника приспосабливаемости к изменяющимся условиям; -вариативность игровых ситуаций требует самостоятельность в выборе наиболее результативных физических упражнений; -отсутствие строгой регламентации нагрузки и отдыха. Многое зависит от инициативы самого ученика; комплексное проявление разнообразных двигательных навыков и качеств (бег, прыжки, метания) [10]. Отрицательная сторона этого метода - ограниченная возможность дозирования нагрузки и формирования нового двигательного навыка. Соревновательный метод - это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Соревновательный метод применяется для развития физических, волевых и нравственных качеств, совершенствования технико-тактических умений и навыков. Он может использоваться в элементарных формах (например, кто точнее попадет в цель), в виде полуофициальных или официальных соревнований. Обычно целесообразность применения этого метода зависит от вида и характера физических упражнений, пола, возраста, физической подготовленности, состояния здоровья, свойств нервной системы и темперамента занимающихся [6]. Наиболее характерные признаки соревновательного метода: -подчинение всей деятельности задаче победить в соответствие с правилами; -стимулирование максимальных проявлений двигательных и личностных возможностей и качеств, выявление уровня их развития; обеспечение максимальной физической и психической нагрузок. Но необходимо помнить, что соревновательный метод предоставляет относительно ограниченные возможности для дозирования нагрузки и для непосредственного руководства деятельностью занимающихся. Таким образом, знакомство с многообразием методов выполнения физических упражнений позволяет сделать вывод о том, что ни один из них, применяемый в отдельности, никогда не сможет оказаться как единственно полноценный и самый эффективный. Каждый метод, хотя и обладает своими ярко выраженными особенностями, которые не позволяют заменить его другими методами, в то же время оправдывает себя только в тесной связи с ними [5].
Заключение.
Определив сущность физической культуры личности, мы раскрыли суть ее основных структурных компонентов. Таковыми являются: ·аксиологический компонент; ·операциональный компонент; ·личностно-творческий компонент; ·потребностно-мотивационный компонент; ·эмоционально-волевой компонент; Были рассмотрены следующие задачи формирования физической культуры личности: ·Естественно-культурные; ·Социально-культурные; ·Социально-психологические. Основными методами, применяющимися при формировании физической культуры личности, являются: 1.Методы, направленные на приобретение знаний: · Словесные методы: (Рассказ, описание, объяснение, беседа, разбор, указание, оценка, команда, подсчет, самопроговаривание, идеомоторная тренировка, словесная саморегуляция) · Методы обеспечения наглядности: · Метод непосредственной наглядности · Метод опосредованной наглядности · Методы направленного прочувствования двигательного действия · Методы срочной информации 2.Методы овладения двигательными умениями и навыками: ·Метод разучивания упражнения по частям (расчленено - конструктивный) ·Метод разучивания упражнения в целом (целостно- конструктивный) ·Метод сопряженного воздействия 3.Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей: · Равномерный метод: · Метод длительной равномерной тренировки · Метод кратковременной равномерной тренировки · Переменный метод · Повторный метод · Интервальный метод · Круговой метод · Игровой метод · Соревновательный метод.
|