![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Воспитание осанки
Осанка — один из показателей физического развития и состояния здоровья. Правильная осанка имеет большое гигиеническое и эстетическое значение, является жизненно необходимым навыком. При правильной осанке создаются наиболее выгодные условия для деятельности внутренних органов человека. Нарушения в осанке портят фигуру, служат причиной некоторых заболеваний, оказывают отрицательное влияние на состояние здоровья и работоспособность человека. В результате у спортсмена могут возникнуть неприятные переживания, появиться сознание физической неполноценности. Вот почему формирование нормальной осанки у юных спортсменов составляет один из важнейших разделов работы тренеров. В тренировочных занятиях боксеры постоянно находятся в боксерской позиции: голова опущена, челюсть прижата к груди, левое (или правое) плечо приподнято, одна из рук, как правило, играет более защитную, а другая — ударную роль, что приводит к асимметричному положению туловища. Однообразная, системати--чески повторяемая и сохраняемая длительное время поза может ухудшить нормальную осанку, физическое развитие и деятельность внутренних органов. В результате у боксеров часто неравномерно развиваются мышцы плечевого пояса, спины и ног, уменьшается подвижность суставов и позвоночника, что ведет к таким нарушениям в осанке, как сведенные вперед Отрицательного влияния боксерской стойки на осанку легко избежать, если правильно строить методику занятий. Не следует заставлять учеников постоянно находиться во время занятий в боксерской стойке, а тем более рекомендовать им тренировать ее вне занятий, как иногда предлагают преподаватели. В каждом занятии боксерскую стойку необходимо корригировать упражнениями, которые способствуют формированию правильной осанки.
При первом знакомстве с учеником, определяя его индивидуальные качества, тренер обязан внимательно осмотреть телосложение будущего боксера, исследовать состояние его ступней. Уплощение или плоскостопие часто ускользает от внимания не только тренеров, но и врачей. Между тем этот дефект достаточно распространен. Плоскостопие может значительно снизить боевые достоинства ученика, так как у него резко ухудшаются опорная функция ног и движения, изменяется положение таза и позвоночника. При длительной ходьбе, стоянии, беге, прыжках появляются боли в ногах, спине. Все это не может не сказаться на общем физическом состоянии боксера как во время тренировочных занятий, так и в процессе самого боя. Состояние свода стопы выявляют, оттиснув на листе бумаги смоченную в воде и слегка подкрашенную чернилами или марганцовкой подошвенную поверхность стоп. Такие отпечатки по заданию ученики могут сделать дома самостоятельно (рис. 2). Состояние свода стоп можно определить и так: обследуемый становится на стул в положение «ноги врозь». Если под внутренней стороной свода стопы помещаются два пальца — стопа нормальная, если один палец — стопа уплощенная. При плоской стопе вся подошвенная часть ноги плотно прилегает к опоре (рис. 3). Тренер должен получить четкое и ясное представление об осанке своих учеников. Чтобы определить телосложение и осанку, следует осмотреть учеников в фас и в профиль (туловище боксера должно быть обнаженным). Это можно сделать, когда ученики находятся в строю (сначала лицом, затем спиной, а потом и боком к тренеру). Прежде всего, необходимо обратить внимание на контуры плеч, линии туловища. Все эти линии должны быть симметричны, во всяком случае «на глаз». Затем, когда ученики поворачиваются спиной, обращают внимание на следующие признаки: 1) положение головы и симметричность шейно-плечевых линий, линию боковых контуров плеч (при нарушении осанки может наблюдаться опускание одного из них); 2) линию позвоночника, которая хорошо видна в положении наклона вперед; 3) подвижность позвоночника, которая определяется наклонами вправо, влево и назад. При сколиозе и асимметрии туловища наблюдается асимметричный объем движений, а при сутулости и грудном кифозе — ограниченная подвижность позвоночника в грудной части. При тотальном (общем) и грудо-поясничиом кифозах значительно ограничивается подвижность в нижне-грудном и поясничном отделах позвоночника. Например, затрудняется наклон назад стоя, ноги вместе на полной ступне (не сгибая коленей). Затем производится осмотр сбоку. Осматривается передняя линия туловища. В норме она должна быть такой, чтобы живот не выходил за линию груди. Исследуя осанку ученика следует наблюдать за положением его головы. Постоянное сильное опускание головы ведет к ослаблению тонуса в области плечевого пояса, в результате чего плечи выдвигаются вперед, грудь западает, позвоночник сгибается. Поэтому важно требовать от учеников, чтобы они (не находясь в стойке) держали голову прямо. Такое положение головы повышает разгибательный тонус туловища, улучшает кровообращение мозга, создает наиболее благоприятные условия для работы сердца и легких. Правильность осанки можно проверить также следующим, образом: ученик становится к стене, касаясь ее пятками, плечами и затылком; если между стеной и поясницей свободно проходит ладонь, то положение туловища будет правильным; если просвет мал и рука не проходит, то у боксера либо сутулая, либо плоская спина (форма позвоночника); если в просвете помещается, кулак, значит позвоночник в поясничной части чрезмерно изогнут вперед, что, как правило, связано с круглой или седлообразной спиной. Если все отклонения еще не зафиксировались, а связаны с незакрепленной привычкой неправильно держать свое тело, нормальную кривизну позвоночника легко восстановить. В случае, когда у обучаемых спина сутулая или плоская, им следует больше прогибаться, грудь выдвигать вперед, а лицо поднимать вверх. При круглой и седлообразной спине надо подтягивать живот и как можно больше выпрямляться. Правильную осанку формируют на протяжении всего периода занятий, однако наибольшее внимание этому следует уделять на 1-м году обучения. На первых занятиях юных боксеров необходимо ознакомить с основными признаками правильной и неправильной осанки. Ученики должны знать, что при нормальном положении тела голову надо держать прямо, опираться больше на носки, чем на пятки, плечи держать на одном уровне и немного отводить назад. Начинать обучение нужно с прямой стойки. Часто юноши не умеют правильно принять нормальную стойку: они опускают голову, сдвигают вперед плечи, у многих торчат лопатки, ссутулена спина. Некоторые, принимая правильную осанку, прижимают «по швам» напряженно выпрямленные руки, запрокидывают голову, напряженно поднимают плечи, втягивают живот и отставляют назад таз или выпячивают живот, прогибают поясницу и чрезмерно отводят плечи назад. Чтобы устранить перечисленные ошибки, следует показать, как правильно держать свое тело. Учеников надо научить различать по мышечному ощущению правильные и неправильные положения тела. Для формирования правильной осанки в занятиях по боксу можно использовать: 1) упражнения, развивающие те группы мышц, которые обеспечивают правильное держание тела (обще-развивающие упражнения с предметами: палками, скакалками, гантелями, набивными мячами, упражнения на гимнастической стенке и без предметов, упражнения в висах, лазании, прыжках, равновесии); 2) упражнения для формирования навыка правильного держания тела. Большое место в занятиях должны занять упражнения, укрепляющие слаборазвитые группы мышц (мышцы шеи, живота, спины, стопы), и упражнения, улучшающие подвижность плечевого пояса и позвоночника, особенно его грудной части. К таким упражнениям относятся: повороты, наклоны, вращения головы, круговые движения рук, отведения плеч до касания лопаток; поочередное расслабление и напряжение мышц всего тела лёжа на полу; наклоны назад с прямым туловищем из положения стоя на коленях; наклоны назад с максимальным прогибанием туловища из положения, стоя на коленях, ноги на ширине плеч (руки свободно в стороны, стараться коснуться стоп). Все эти упражнения выполняются в медленном темпе и с максимальным напряжением. Для хорошего физического развития и формирования правильной осанки на занятиях следует широко использовать различные гимнастические снаряды и инвентарь. Упражнения на гимнастической стенке, скамейке, с палками, мячами наиболее эффективно влияют на организм учащихся. Например, дуговые движения прямых рук, держащихся за концы палок назад и вперед, значительно лучше воздействуют на мышцы спины и развивают подвижность в плечевых суставах, чем те же движения рук без предмета. Для формирования навыка правильного держания тела при первоначальном обучении наиболее целесообразны упражнения у вертикальной плоскости. При выполнении таких упражнений создаются условия, при которых ученик невольно принимает нужное положение, а при его многократном повторении постепенно развивается чувство правильного держания тела. Упражнения должны выполняться у стены, или у двери зала с ровной поверхностью, или у специально изготовленного фанерного или деревянного щита высотой 1, 5—2 м. На щит можно нанести антропометрическую сетку, на фоне которой более отчетливо видны контуры тела. Стены с сильно выступающими плинтусами (более 3—4 см), низкими панелями для выполнения указанных упражнений непригодны. После нескольких занятий ученики приобретают умение принять положение правильной осанки у стены, но не всегда могут сохранить его в движении. Для формирования осанки полезны упражнения в равновесии. С их помощью совершенствуются функции органов равновесия и проприоцептивной чувствительности. Почти все они по своей технике направлены на то, чтобы при любых движениях удерживать позвоночный столб в прямом положении.
Ниже приводятся примерные упражнения на осанку.
|