Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Индивидуализация совершенствования боксера
В росте спортивного мастерства и непрерывном совершенствовании спортсмена серьезную роль играет индивидуальная работа с ним. Чтобы правильно решать эту задачу, преподаватель должен уметь наблюдать за боксером, всесторонне оценивать его качества, технику и тактику. Он должен знать, что умеет делать боксер, что у него не получается, что он уже знает, чего еще не усвоил, и, исходя из особенностей боксера, подбирать наиболее выгодные для него способы действий, пополнять запас его умений и навыков. При выполнении общеразвивающих и специальных упражнений, условных и вольных боев, выступлений на соревнованиях тренер, наблюдая за боксерами и выявляя личные особенности каждого, выясняет: 1) физические качества, присущие боксеру: быстр он или медлителен, какова координация его движений, расслабленность, выносливость, какими психологическими особенностями отличается (внимателен ли, смел, хладнокровен или излишне возбужден во время боя), какова быстрота его реакции и мышления; 2) каковы технико-тактические особенности боксера: в какой дистанции ему удобнее действовать, какими ударами и защитами он предпочитает пользоваться, какие приемы удаются лучше других; 3) какая боевая манера более свойственна данному боксеру, успешнее пользуется он атаками или контратаками, на дальней или на средней и ближней дистанциях, одиночными или серийными ударами. В соответствии с этой основной характеристикой и строится индивидуальный план обучения и тренировки боксера. Этот план должен содержать: 1) перечень технических приемов, которыми должен овладеть боксер; 2) перечень упражнений (или характер их), которые должны способствовать развитию тех или иных качеств боксера; 3) перечень тактических приемов и действий, над которыми должен работать боксер; 4) список партнеров для условного и вольного боя, подобранных в соответствии с поставленными перед боксером задачами; 5) календарное расписание с указанием содержания каждого отдельного занятия. Разумеется, любой индивидуальный план, составленный в начальном совершенствовании боксера, является в значительной мере ориентировочным. В ходе занятий может оказаться, что один материал будет усвоен быстрее, чем предполагалось, на другом же придется задержаться дольше. Чтобы решить, сколько времени практически нужно работать, например, над маневрированием или финтами, преподаватель продолжает наблюдать за боксером во время учебно-тренировочных занятий и, если нужно, исправляет, уточняет и дополняет его индивидуальный план. Получая в процессе дальнейшей работы новые данные, отмечая новые черты, появившиеся в поведении, технике и тактике боксеров во время боя, тренер ставит перед ними новые задачи, а иногда и полностью изменяет общее направление работы с тем или другим боксером. Очень важно учитывать психологические особенности боксера. Этот вопрос нужно постоянно иметь в виду, так как часто боксер не усваивает какое-либо тактическое действие не из-за слабой техники, а из-за причин психологического характера (недостаточная уверенность в своих силах, излишняя возбудимость, невнимательность, замедленные реакция и мышление). Совершенствуя мастерство боксера, тренер должен устранять недостатки в его психике и способствовать развитию качеств, которые помогут ему быстро и успешно владеть техникой и тактикой бокса. Прежде всего, боксер обязан сознательно усваивать технику. Неоднократно разъясняя основы техники и показывая ее, тренер добивается, чтобы ученик не только правильно повторял показанное, но и мог объяснить любую деталь совершенствуемого приема, а затем самостоятельно упражнялся в нем. Вначале упражнения выполняются под наблюдением тренера и сопровождаются необходимыми разъяснениями и указаниями; позже, когда боксер усвоит структуру боевого движения, он может упражняться и самостоятельно. Боксер должен многократно повторять совершенствуемое движение (сперва в равномерном небыстром темпе, затем ускоряя движения, наконец, в заданном или произвольно меняемом темпе) и варьировать условия, в которых выполняется или с которыми сочетается прием. Упражнения повторяются из занятия в занятие в течение длительного времени. Этот же прием нужно неоднократно применять в различной обстановке условного и вольного боев. Работать с боксером нужно в определенной последовательности, постепенно увеличивая трудность материала. Так, при совершенствовании ударов вначале внимание уделяется общей структуре движения в имитационных упражнениях без партнера, с партнером. Затем сопротивление партнера, прежде элементарное, постепенно усложняется: если раньше он только защищался, то теперь дополняет защитные действия контратаками. Наконец боксеры упражняются в бою, в котором партнер оказывает (по заданию) слабое противодействие, а потом — более активное. Все это делается для того, чтобы закрепить правильную структуру движений, умение своевременно выполнять их, избирать удобные моменты для удара и правильно рассчитывать дистанцию. Пользуясь такой последовательностью в упражнениях от занятия к занятию, боксеры переходят к применению изучаемых действий вольном бою. Если же в усложненных условиях движение искажается, становится неправильным или боксер утрачивает чувство времени и дистанции, нужно возвратиться к предыдущим упражнениям в более простых условиях и с менее быстрым темпом. Для закрепления того или иного приема нужно применять: ослабленное (по заданию) сопротивление партнера; упражнения с более слабым партнером; с постоянным (на определенные периоды) партнером (привычные условия); с более сильным партнером; со сменой партнеров (разнообразие условий). Многократное повторение и «шлифовка» приемов в постепенно усложняющихся условиях позволяют развить до высокой степени необходимые боксеру быстроту и непринужденность движений, чувство времени и дистанции, быстроту восприятия и реакции, устойчивость и правильное распределение внимания и, таким образом, довести приемы до совершенного исполнения в вольном и соревновательном бою.
|