Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основы конфликтологии____
логами. Выше говорилось о позиции Бурдье П., отрицающего реальность классов как крупных социальных групп. Американский социолог и политолог Липсет С. подчеркивает значимость для функционирования демократии взаимоотношений между политическими партиями и «такими типами раскола, как классовые, профессиональные, региональ-ные, этнические и религиозные различия...».10 Он пишет о «классовой структуре», «классовых партиях», понимая под этим «раскол», различия между общественными группами по социальному положению, уровню дохода и степени власти, т.е. стратам. Им используется понятие «рабочий класс», который является опорой для коммунистических и левосоци-алистических партий. В то же время Липсет G. от-мечает сложность (многомерность) стратификационной системы современного общества. Он признает, что более либеральные или левые партии пользуются непропорционально большой поддержкой со стороны малоимущих, рабочих, крестьян-бедняков, людей недостаточно образованных и других групп с низким общественным статусом. Однако эта связь допускает многочисленные исключения; имеют место отклонения от установленного соотношения между поддержкой той или иной партии и любым данным показателем классового положения.11 Выводы Липсета С. подтверждаются опытом европейских стран. Здесь, как известно, остаются «левые» и «правые» социально-политические силы, сохраняются коммунистическое и социалистическое движения, выражающие и защищающие интерес», в том числе классовых, различных социальных групп. Последние выборы президента Франции, в частности, показали, сколь острым сохраняется конфликт между левыми и правыми политическими 153 _______ Лекция 4 силами, хотя, конечно, он далеко не такой, каким был в периоды французских революций. В материалах XIII Международного социологического конгресса многократно встречаются понятия «социальные», «классовые» различия, а также «рабочий класс» и тем более — «средний класс». Так что, преждевременно утверждать, как это делает Дарендорф, что современный социальный конфликт — это «послеклассовый конфликт» и что в некоторых странах, по мнению немецкого политолога, хотя и жив «язык классового конфликта», но даже в них якобы классовое деление общества в традиционном смысле слова не является основой конфликта.12 Тем не менее мысль Дарендорфа о качественном изменении современного социального конфликта в принципе верна. Немецкий конфликтолог сам не предает забвению понятие «класс», а вкладывает в него иное содержание. Это — «большинство», «класс большинства», но необязательно людей наемного труда, а тех, кто обрел относительно «удобное» существование, в отличие от оставшегося за его пределами меньшинства. «Класс большинства защищает свои интересы так же, как раньше это делали другие правящие классы».13 В современном обществе, пишет Дарендорф, «в определенном смысле случилось прямо противоположное» тому, о чем писал Маркс.. «подавляющее большинство людей обрело относительно удобное существование... проводит границы, оставляя кого-то за их пределами». «Как и прежние господствующие классы, они находят достаточно причин необходимости таких границ и готовы «впустить» только тех, кто приемлет их ценности».14 Причем, «класс большинства» проводит границы не только горизонтальные, но вертикальные. Немец- Основы конфликтологии 154 кий конфликтолог отмечает также, что происходит индивидуализация конфликта. Индивидуальная мобильность занимает место классовой борьбы. Еще одна особенность современного социально го конфликта, по мнению Дарендорфа, заключается в том, что из всех его видов суть процессов, происходящих в современном обществе, проясняет-конфликт между богатством и гражданскими правами, или иначе — «между ресурсом и притязаниями». Современная, форма воплощения конфликта -«аномия», что означает временную утрату социальными нормами своей действенности в результате экономического или политического кризиса. Это — «конфликт культуры» (Мертон), когда люди в силу своего общественного положения не способны подчиняться ценностно-нормативной системе общества. Наконец, в 80-е годы, подчеркивает Дарендорф, получил почти повсеместно распространение конфликт на расовой основе. Подобное явление — шаг назад в истории развития гражданского общества. О овоеобразии современного социального конфликта, характерном, по крайней мере, для разви-тых еврспейских стран, пишут и другие авторы. В -частности, французский социолог Турен А. отмечает, что формирование постиндустриального общества стимулирует восприятие и изучение новых акторов и их конфликтов. Ни один из современных видов борьбы не может быть квалифицирован как ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ, ВОКРУГ КОТОРОГО KОН- центрируются все остальные.15 Он описывает три типа современного социального конфликта: 1) Коллективное поведение как конфликтное действие, характеризующееся тем, что направлено на защиту, реконструирование или адаптирование слабого элемента социальной системы. 155 Лекция 4 2) Социальные конфликты — механизмы изменения принятия решений, т.е. политические. Это — социальная борьба. 3) Конфликтные действия, направленные на изменение системы социального детерминирования, т.е. господства и подчинения, и касающиеся главнейших ресурсов общества (знаний, производства, этических норм). Это — социальное движение. Во всяком конфликте имеет место не только борьба за господство, но и за ценности, за доминирование определенной культурной модели. Турен А. особо рассматривает социальное движение как тип конфликта. Он отмечает, что социальное движение — не только конфликт, но также привнесение в общество новых ценностей и целей. Современные социальные движения могут конструировать себя из любой социальной «смеси». Стало быть, они носят не только классовый характер. Главная отличительная черта этих движений — они «чисто социальные» и «диффузные», тогда как рабочее движение в прошлом было концентрированным. Автор подчеркивает различие социальных и политических движений в современную эпоху и в то же время отмечает былую подчиненность первых политическому действию в индустриальном обществе. Единство социального и политического движения как революционного процесса было порождено идеей социализма, классовой борьбы и революции. Социальное движение в настоящее время занимает центральное место в общественном процессе и является базовым условием демократичности политической ЖИЗНИ.16 Основы конфликтологии 156 Широко распространена среди западных конф-ликтологов точка зрения, согласно которой конфликтные отношения, обусловленные классовым «расколом», вытесняются более ограниченными и более специфическими отношениями групп по интересам. Высокая социальная мобильность в развитых странах (вертикальная и горизонтальная) порождает веер таких групп и отношений. Общество не поляризируется по линии одного противоречия и одного основополагающего конфликта. Такое общество социально плюралистично; ему присущи многие противоречия, ни одно из которых не делает его расколотым. Многообразие конфликтов в плюралистическом обществе характеризует совокупность взаимопересекающихся интересов. Противоречия здесь размежевывают общественные группы не в целом, в их основе, а касаются различных сторон в жизнедеятельности этих групп при идентичности их сущности. Общественные силы в демократических системах находятся в разнокачественных, разноплановых связях между собой. Одни из этих связей выступают как противоречия, а другие — нет. Словом, противоположности в одном отношении перекрываются единством в другом. Вот почему социальные группы при такой ситуации не превращаются в постоянно взаимоисключающие полярности. Описанные противоречия и возникающие на их базе конфликты, как правило, не являются насильственными,. Стратификация общества, противоречия, укоренившиеся в ней — источник конфликтов, характерных для экономически развитых, устойчивых государств. Здесь, как утверждает Липсет С., в обычай вошла «политика коллективного торга» — борьба вокруг дележа всего экономического пирога, вокруг 157 _____________ Лекция 4 установления объема социального обеспечения и планирования и т.д.17 В развивающихся странах в дополнение к конфликтам, связанным с классовыми различиями, существенную роль, по мнению Липсета С., играют культурные или глубокие ценностные конфликты. Конфликтогенным фактором в этих странах выступает модернизация. Ее высокие темпы, в частности, в мусульманских странах, способствуют экономической, политической и социальной поляризации общества, обострению отношений между сторонниками традиционных норм (консерваторами, фундаменталистами) и приверженцами модернизации, которые приветствуют и отстаивают происходящие изменения. Кроме того, модернизация несет с собой и другие конфликты, детерминируемые ее неоднозначными последствиями. С одной стороны, она вызывает процесс субъек-тивизации социальной деятельности человека, а вместе с этим и новые формы отчуждения; с другой стороны она обусловливает формирование новых социальных групп и слоев, вовлечение их в активную общественную жизнь. Проблема индивидуализации и обобществления конфликта проявляется и здесь. Национально-этнические конфликты — одно из главных противоречивых последствии модернизации. Наличие насильственных локальных конфликтов во многих странах показывает, что время социального антагонизма еще не миновало. Поэтому не сошел со страниц научной литературы и термин «социальный антагонизм», обозначающий определенный тип социального конфликта. «Антагонизм» как понятие общественной науки разработан марксизмом. В марксистской традиции Основы конфликтологии 158 Данное понятие обозначает непримиримее классовое противоречие, проявляющиеся в классовой борьбе. Признаками социального антагонизма являются: субъекты — классы или иные большие общности и образования (нации, государство) с взаимоисключающими коренными интересами; непримиримость интересов, позиций и ценностей, взглядов, целей и ориентации; насильственные методы борьбы; подавление или уничтожение одной стороны другой вместе с ликвидацией социальной основы ее существования, а стало быть и того социального единства, в рамках которого возникли и существовали антагонистические противоположности; качественное изменение социальной системы как результат разрешения антагонизма крупных социальных групп. Вне марксистской литературе понятие «антагонизм» используется в более ограниченном смысле: как обозначающее любой враждебный, требующий применения насильственных средств, конфликт. Это могут быть межличностный или групповой, межгрупповой, этнический и прочие конфликты. Отдельные конфликтологи и социологи применяют понятие «антагонизм», близкое по смыслу к марксистскому, для характеристики общественных систем с одним противоречием. Имеется в виду одно основное противоречие, раскалывающее общество на противоположные лагери. Скажем, в настоящее время в мире существуют самые разнообразные социумы. Это — моноконфликтные (с одним социальным противоречием и конфликтом) и поликонфликтные (со многими, пересекающимися или накладывающимися друг на друга конфликтами), с социальноклассовыми антагонизмами как доминирующими типами конфлик- 159 Лекция 4 та и смешанными типами конфликта, где социальный антагонизм — лишь один из видов конфликта, не оказывающий судьбоносного влияния на процесс общественной жизни. В таких обществах постоянно происходит взаимопереход антагонизма в неантагонизм — конфликт, порождаемый разнообразными частными или групповыми интересами в рамках общих интересов и одобряемого всеми социального единства. Переход антагонизма в неантагонистический конфликт означает качественное изменение конфликта и переоценку его места и роли противоборствующими субъектами и обществом. Речь идет о переходе к конфликту со слабой интенсивностью, с ограниченной масштабностью действия и локальными последствиями, о борьбе ненасильственными средствами с преобладанием конструктивного влияния на конфликтующих субъектов и окружающую среду, наконец, о переходе к управляемому конфликту и возможности его институцио-нализации, рационализации и разрешения на основе принципа демократии при сохранении данной социальной системы. Перевод социального антагонизма в русло неантагонистического конфликта возможен при такой системе, где существуют условия для достаточно массовой социальной мобильности, где реален социальный плюрализм и налицо значительные средние слои населения. И, конечно же, в демократических системах, обеспечивающих институционали-зацию конфликтов, а также конструктивное их разрешение. При наличии кризисной ситуации или близкой к ней происходит перерастание неантагонистических конфликтов в антагонистические. Основы конфликтологии 16О Самое существенное в этом процессе — углубление конфликта, качественное изменение его основы. Конфликтная линия, разделяющая противоборствующих субъектов, в этом случае определяется образовавшейся противоположностью основных социальных интересов. В свою очередь такая противоположность детерминируется сложившейся ситуацией: экономической, социально-политической и пр. Антагонизм всегда предполагает тенденцию распространения противоборства на многие слои населения, вызывает поляризацию социальных субъектов, дезинтеграцию общества и стимулирует аномию как форму воплощения конфликта.
|