Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 6. Методика работы в разновозрастной группе детского сада
(2 часа). Основные понятия: разновозрастная группа. специфика условий, взаимодействие воспитателя и его помощника, методика работы на занятиях и в повседневной жизни.
Образовательные задачи: 1. Усвоить особенности организации природоведческой работы в условиях разновозрастной группы. 2. Овладеть методикой индивидуальных и групповых форм работы с детьми в разновозрастной группе.
Для решения задач необходимо: 1. Ознакомиться с условиями для ознакомления детей с природой в разновозрастной группе. 2. Разработать конспект занятия по ознакомлению с природой в разновозрастной группе (тематика по выбору). 3. Составить конспект одной из форм работы в разновозрастной группе по ознакомлению детей с природой в повседневной жизни. 4. Спланировать природоведческую работу (разновозрастная группа) в календарном плане на 1 день (утро, прогулка, вторая половина дня). Литература 1. Воспитание детей в дошкольных учреждениях села (в условиях разновозрастной группы) /Под ред. Р.А.Курбатовой. – М.: Просвещение, 1989. – С. 130-149.
Содержание самостоятельной работы по темам, не включенным в практические занятия
Тема 1. Экологизация предметной развивающей среды в детском саду.
Основные понятия: экологическая комната, площадка природы, уголок нетронутой природы, мини-ферма, эколого-природоведческие центры, лабораторный материал, календарь природы, макеты, коллекционные и музейные экспонаты.
Образовательные задачи: 1. Овладеть знаниями по организации экологических пространств в помещении и на участке детского сада. 2. Освоить методику работы с детьми в эколого-природоведческих центрах. 3. Овладеть навыками планирования познавательно-практической деятельности.
Для решения задач необходимо: 1. Проработать методические рекомендации по созданию условий для эколого-природоведческой работы в детском саду. 2. Определить основные компоненты эколого-природоведческих центров в разных возрастных группах. 3. Проанализировать состояние экологических пространств на участке детского сада (по месту жительства), результаты представить в таблице:
4.Разработать конспект руководства познавательно-практической деятельностью в одном из центров предметно-развивающей среды (возрастная группа по выбору). 5. Разработать схему маршрута экологической тропы с указанием объектов для наблюдений.
Литература 1. Громыко Н.М., Лапицкая И.В. Проектно-тематический подход к обучению дошкольников. – Мн.: Университетское, 2000. – С. 63-69. 2. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2003., С.20-27, 30-45. 3. Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания. – М.: Новая школа, 1993.- С.3 – 27..
Дополнительная литература 1. Антонова С. Цветочный серпантин //Обруч. – 2003, № 4. - С. 18-21. 2. Рыжова Н.А. Волшебница вода // Дошкольное образование. – 2004. - № 11. – С. 5-20, 2004 - № 12. – С. 9-18.
Тема 2. Организационно-методические основы ознакомления дошкольников с природой.
Основные понятия: повседневные наблюдения и труд в природе, прогулка, праздники и развлечения, элементарная поисковая деятельность, природоохранные акции; наглядные, словесные, практические методы, метод аналогий, незаконченных предложений, мозговой штурм.
Образовательные задачи: 1. Овладеть знаниями по организации труда и наблюдений в уголке природы и на участке детского сада. 2. Освоить своеобразие организации природоведческой работы в процессе ежедневных и целевых прогулок. 3. Элементарная поисковая деятельность в детском саду: значение, структура, методика организации. 4. Определить педагогическую ценность праздников и развлечений с природоведческим содержанием.
Для решения задач необходимо:
1. Обосновать значение наглядных, словесных и практических методов ознакомления с природой. 2.Выявить сущность и значение нетрадиционных форм и методов природоведческой работы в детском саду. 3. Овладеть навыками планирования целевых прогулок на сезон с указанием цели (возрастная группа, сезон по выбору). 4. Проанализировать несколько конспектов наблюдений в природе по следующим критериям: v соответствие объекта и цели наблюдения программным требованиям; v структура наблюдения; v приемы активизации умственной, речевой и двигательной деятельности детей; v логичность и последовательность вопросов наблюдения; v индивидуальный подход к детям в процессе наблюдения. 5. Составить конспект одной из форм природоведческой работы с детьми (кроме деятельности в уголке природы). 6. Изучить первоисточники и отразить в реферате значение традиционных и нетрадиционных методов разностороннего воспитания детей в процессе ознакомления с природой.
Литература 1. Живая душа природы. / Авт.-сост.: Н.А.Петрова. – Мозырь: ИД «Белый ветер»., 2000.- С. 20 -26.) 2. Мир природы и ребенок. / Под ред. Л.М.Маневцовой, П.Г.Саморуковой. – СПб: Акцидент, 1988. – С. 180-188. 3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 2002. – 208 с. 4. Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. – М: Владос, 2001. – С. 23-58, 140-145. 5. Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. Прогулки в природу. – М.: Просвещение, 2002. – 112 с.
|