Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практические занятия






Тема 1. Ознакомление детей с природой: история и современность.

 

Основные понятия: Элементарные природоведческие знания, согласие человека с природой, эколого-ориентировочная деятельность, инновационные подходы, взаимосвязь теории и практики.

 

Образовательные задачи:

  1. Изучить взгляды зарубежных мыслителей и педагогов современности о ценности природы в развитии и воспитании детей.
  2. Ознакомиться с опытом эколого-природоведческой работы в современных зарубежных педагогических системах.
  3. Проанализировать современное состояние теории и практики эколого-природоведческой работы с детьми в Республике Беларусь.

 

Для решения задач необходимо:

  1. Ознакомиться с трудами прогрессивных зарубежных мыслителей и педагогов, сделать обзор их учений.
  2. Проработать современную научно-методическую литературу по проблеме организации эколого-природоведческой работы в Республике Беларусь.
  3. Составить хронологическую таблицу «Прогрессивные зарубежные педагоги прошлого о природе и воспитании».
Автор, годы жизни Название первоисточника, анализ.
   

 

  1. Заполнить таблицу «Опыт эколого-природоведческой работы в современных зарубежных педагогических системах»
  Страна   Краткое содержание опыта Оценка
«+» «-»
     

 

  1. Заполнить таблицу «Инновационные подходы в эколого-природоведческой работе с детьми дошкольного возраста» в Республике Беларусь.
Автор и адрес инновации Сущность инновационной технологии Ценность опыта
     

 

Литература

1. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения./ Под ред. А.А.Красновского.- М., 1955. – С. 248-280.

    1. Коменский Я.А., Локк Дж. Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие // Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. – М.: Педагогика, 1989. – С. 71-77, 90-91, 176-177.
    2. Николаева С. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 7 – С. 52-64.
    3. Хикари Ямомото. Детский сад в Японии //Дошкольное воспитание. –1989. - № 10. – С. 106-110.
    4. «Пралеска» (Обзор статей за последние пять лет).

Дополнительная литература

1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в. / Под ред. А.И.Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – С. 206-211, 214-220.

2. Протасова Е. Германия. Экологическое воспитание в детских садах // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 7. – С. 85-88.

 

Тема 2. Организационно-методические основы ознакомления дошкольников с природой (2 часа).

 

Основные понятия: повседневные наблюдения и труд в природе, прогулка, праздники и развлечения, элементарная поисковая деятельность, природоохранные акции; наглядные, словесные, практические методы, метод аналогий, незаконченных предложений, мозговой штурм.

 

Образовательные задачи:

1.Овладеть знаниями по организации труда и наблюдений в уголке природы и на участке детского сада.

2.Освоить своеобразие организации природоведческой работы в процессе ежедневных и целевых прогулок.

3. Элементарная поисковая деятельность в детском саду: значение, структура, методика организации.

4. Определить педагогическую ценность праздников и развлечений с природоведческим содержанием.

 

Для решения задач необходимо:

1. Обосновать значение наглядных, словесных и практических методов ознакомления с природой.

2. Показать фрагменты руководства наблюдениями в уголке природы.

3.Написать тезисные сообщения о значении и использовании специфических методов и форм экологического воспитания дошкольников: метод экологической лабилизации, метод экологических ассоциаций, метод художественной репрезентации природных объектов, метод экологической идентификации, метод экологической рефлексии, метод ритуализации деятельности в природе; экологический тренинг, экологический театр и др.

· Составить конспект нетрадиционной формы природоведческой работы с детьми и подготовиться к его защите в аудиторных условиях.

Литература

1. Живая душа природы./Авт.-сост.: Н.А.Петрова. – Мозырь: ИД «Белый ветер»., 2000.- С. 20 -26.)

2. Мир природы и ребенок. / Под ред. Л.М.Маневцовой, П.Г.Саморуковой. – СПб: Акцидент, 1988. – С. 180-188.

3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 2002. – 208 с.

4. Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. – М: Владос, 2001. – С. 23-58, 140-145.

5. Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. Прогулки в природу. – М.: Просвещение, 2002. - 112 с.

 

Дополнительная литература

1. Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. – Мн.: Асар, 1997.- 128.с.

2. Авсейкова В.В., Чеховская Н.В. Мир природы через наблюдение Мозырь: ИД «Белый ветер», 2001, - 48 с.

 

Тема 3. Методическое руководство природоведческой работой в дошкольном учреждении (2 часа).

Основные понятия: традиционные, нетрадиционные формы, виды контроля, алгоритм контроля, рабочие материалы контроля.

 

Образовательные задачи:

1. Ознакомиться с формами методической работы с педагогическими кадрами.

2. Освоить виды и алгоритм контроля.

3. Овладеть навыками оформления рабочих материалов контроля.

 

Для решения задач необходимо:

1. Спланировать работу семинара-практикума по теме: «Формирование экологически направленного поведения детей дошкольного возраста».

2. Подобрать и предоставить материалы в помощь родителям по теме «Культуру поведения в природе формируем с детства».

3. Разработать схемы контроля за поведением детей в природе, диагностические карты знаний о правилах поведения в природе и апробировать их в работе с дошкольниками. Сделать письменный анализ результатов, выводы и предложения.

Литература

1. Корепанова Н.В.., Липчанская И.А. Контроль функционирования и развития ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – С. 3-6, 8-12, 17, 54-56.

2. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – С. 36-4-, 94-97, 105-106.

3. Скоролупова О.А. Контроль как один из этапов методической работы в дошкольном образовательном учреждении. - М.: Издательство Скрипторий, 2000, 2003, - С. 10-14, 74-84.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал