Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Практические занятия
Тема 1. Ознакомление детей с природой: история и современность.
Основные понятия: Элементарные природоведческие знания, согласие человека с природой, эколого-ориентировочная деятельность, инновационные подходы, взаимосвязь теории и практики.
Образовательные задачи:
Для решения задач необходимо:
Литература 1. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения./ Под ред. А.А.Красновского.- М., 1955. – С. 248-280.
Дополнительная литература 1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в. / Под ред. А.И.Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – С. 206-211, 214-220. 2. Протасова Е. Германия. Экологическое воспитание в детских садах // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 7. – С. 85-88.
Тема 2. Организационно-методические основы ознакомления дошкольников с природой (2 часа).
Основные понятия: повседневные наблюдения и труд в природе, прогулка, праздники и развлечения, элементарная поисковая деятельность, природоохранные акции; наглядные, словесные, практические методы, метод аналогий, незаконченных предложений, мозговой штурм.
Образовательные задачи: 1.Овладеть знаниями по организации труда и наблюдений в уголке природы и на участке детского сада. 2.Освоить своеобразие организации природоведческой работы в процессе ежедневных и целевых прогулок. 3. Элементарная поисковая деятельность в детском саду: значение, структура, методика организации. 4. Определить педагогическую ценность праздников и развлечений с природоведческим содержанием.
Для решения задач необходимо: 1. Обосновать значение наглядных, словесных и практических методов ознакомления с природой. 2. Показать фрагменты руководства наблюдениями в уголке природы. 3.Написать тезисные сообщения о значении и использовании специфических методов и форм экологического воспитания дошкольников: метод экологической лабилизации, метод экологических ассоциаций, метод художественной репрезентации природных объектов, метод экологической идентификации, метод экологической рефлексии, метод ритуализации деятельности в природе; экологический тренинг, экологический театр и др. · Составить конспект нетрадиционной формы природоведческой работы с детьми и подготовиться к его защите в аудиторных условиях. Литература 1. Живая душа природы./Авт.-сост.: Н.А.Петрова. – Мозырь: ИД «Белый ветер»., 2000.- С. 20 -26.) 2. Мир природы и ребенок. / Под ред. Л.М.Маневцовой, П.Г.Саморуковой. – СПб: Акцидент, 1988. – С. 180-188. 3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 2002. – 208 с. 4. Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. – М: Владос, 2001. – С. 23-58, 140-145. 5. Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. Прогулки в природу. – М.: Просвещение, 2002. - 112 с.
Дополнительная литература 1. Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. – Мн.: Асар, 1997.- 128.с. 2. Авсейкова В.В., Чеховская Н.В. Мир природы через наблюдение Мозырь: ИД «Белый ветер», 2001, - 48 с.
Тема 3. Методическое руководство природоведческой работой в дошкольном учреждении (2 часа). Основные понятия: традиционные, нетрадиционные формы, виды контроля, алгоритм контроля, рабочие материалы контроля.
Образовательные задачи: 1. Ознакомиться с формами методической работы с педагогическими кадрами. 2. Освоить виды и алгоритм контроля. 3. Овладеть навыками оформления рабочих материалов контроля.
Для решения задач необходимо: 1. Спланировать работу семинара-практикума по теме: «Формирование экологически направленного поведения детей дошкольного возраста». 2. Подобрать и предоставить материалы в помощь родителям по теме «Культуру поведения в природе формируем с детства». 3. Разработать схемы контроля за поведением детей в природе, диагностические карты знаний о правилах поведения в природе и апробировать их в работе с дошкольниками. Сделать письменный анализ результатов, выводы и предложения. Литература 1. Корепанова Н.В.., Липчанская И.А. Контроль функционирования и развития ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – С. 3-6, 8-12, 17, 54-56. 2. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – С. 36-4-, 94-97, 105-106. 3. Скоролупова О.А. Контроль как один из этапов методической работы в дошкольном образовательном учреждении. - М.: Издательство Скрипторий, 2000, 2003, - С. 10-14, 74-84.
|