Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Произвольный интеллектуальный контроль.






Психологическими индикаторами сформированности произвольного интеллектуального контроля являются:

1) Способность планировать, т.е. выдвигать цели и подцели собственной интеллектуальной деятельности, продумывать средства их реализации, выстраивать последовательность собственных действий.

2) Способность прогнозировать, т.е. учитывать последствия принимаемых решений, а также продумывать возможные изменения проблемной ситуации.

3) Способность оценивать, т.е. субъективно определять качество отдельных шагов собственной интеллектуальной деятельности, ее результата, а также собственных знаний в той или иной предметной области.

4) Способность прекращать или притормаживать интеллектуальную деятельность на любом этапе ее выполнения. Умение сделать паузу - не менее важное свидетельство интеллектуальной зрелости, чем быстрота в принятии правильного решения.

5) Способность выбирать стратегию собственного обучения и модифицировать ее под влиянием новых требований и с учетом своих интеллектуальных возможностей. Занятия с преподавателем могут оказаться бесполезными, если они не сочетаются со способностью человека к произвольному самообучению.

Следует отметить, что произвольный контроль, по мнению Л.Выготского, в первую очередь связан со степенью сформированности понятийных структур. Кроме того, в экспериментах У.Ганнингейма и Дж.Биррена было выявлено, что успешность следования инструкции (т.е. способность к произвольной регуляции своей интеллектуальной деятельности) оказалась связана с успешностью выполнения заданий на выявление сформированности понятийного мышления.

В свою очередь, Л.Терстоун также отмечал, что способность интеллекта тормозить актуальные мотивы и выстраивать за счет этого другие (в том числе, альтернативные) способы интерпретации ситуации связана с работой понятийного (обобщающего) мышления, позволяющего осмысливать происходящее в более абстрактных формах.

3. Метакогнитивная осведомленность - это особая форма ментального опыта, характеризующая уровень и тип интроспективных (внутренних) представлений человека о своих индивидуальных интеллектуальных ресурсах.

Она предполагает:

1) знание своих индивидуальных интеллектуальных качеств (особенности памяти, мышления, предпочитаемые способы постановки и решения проблем), а также знание оснований своей интеллектуальной деятельности (в виде представлений о закономерностях запоминания, правилах эффективного мышления, различиях между логическим и интуитивным суждениями);

2) умение оценивать свои интеллектуальные качества как на уровне «плохо – хорошо», «недостаточно – достаточно», так и на уровне самопринятия. Чувство интеллектуальной состоятельности либо несостоятельности может существенным образом влиять на темп и характер интеллектуального развития личности;

3) готовность использовать приемы стимулирования и настройки работы собственного интеллекта.

Соответственно, одним из критериев интеллектуальной зрелости является возможность человека оперативно и эффективно мобилизовать свои интеллектуальные силы для решения возникшей проблемы. При этом приемы интеллектуальной самонастройки у каждого человека предельно индивидуализированы.

4. Открытая познавательная позиция - это особый тип познавательного отношения к миру, при котором индивидуальное умозрение обладает вариативностью и разнообразием субъективных способов осмысления событий, а также адекватной восприимчивостью по отношению к необычным (в том числе, психотравмирующим) аспектам происходящего.

О сформированности открытой познавательной позиции свидетельствует:

а) осознание возможности множества разнообразных мысленных «взглядов» на одно и то же явление;

б) готовность использовать множество варьирующих способов описания и анализа того или иного явления, в том числе, способность произвольно переходить от одного способа к другому (от логико-аналитического - к образному, от интуитивно-ассоциативного - к алгоритмическому, от действенно-практического - к игровому);

в) осознание необходимости учета точки зрения другого человека, а также способность синтезировать разные познавательные позиции в условиях диалога с другими людьми;

г) особое отношение к парадоксам и противоречиям, связанное с готовностью принимать любые необычные сведения без каких-либо субъективных защитных искажений;

д) относительный характер индивидуальных суждений, проявляющийся в возможности, с одной стороны, соглашаться с явно различающимися по своему содержанию источниками информации и, с другой стороны, сомневаться в, казалось бы, очевидном и бесспорном источнике информации;

е) восприятие происходящего по принципу «возможно все - даже то, что невозможно».

Таким образом, ментальные структуры, образующие состав метакогнитивного опыта, являются психологической основой способности к интеллектуальной саморегуляции, т.е. основным условием продуктивности интеллекта. Следовательно, степень сформированности метакогнитивного опыта свидетельствует об уровне интеллектуального развития личности.

С другой стороны, интеллектуальная рефлексия (самопознание интеллектуальных процессов) не задействуется при сформированности метакогнитивного опыта, поскольку он позволяет людям быть в интеллектуальной деятельности скорее «блестящими опознавателями», чем «глубокими мыслителями» (т.е. рефлексия здесь заменяется метакогнитивными механизмами регуляции интеллектуальной деятельности).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал