![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Интеллектуальные способности.
Следует отметить, что психология интеллекта всегда была ориентированной, главным образом, на изучение его результативных и функциональных свойств, описывающих интеллект лишь с точки зрения успешности достижения человеком определенной цели в конкретном виде познавательной деятельности. Если способность может быть определена как свойство или совокупность свойств системы, проявляющееся в процессе ее функционирования, то познавательная способность - это свойство некоторой психической реальности (потенциала), которое обнаруживает себя в ситуации выполнения человеком определенного задания и фиксируется в виде показателей эффективности этого вида деятельности. В качестве показателей эффективности интеллектуальной деятельности выступают: - содержательно-результативные характеристики (правильность ответа, оригинальность идей, успешность усвоения знаний и навыков, точность и полнота отображения ситуации в познавательном образе); - процессуально-динамические характеристики (скорость ответа, беглость идей, темп обучения, мера регулируемости процесса построения познавательного образа). С учетом этих показателей можно выделить основные аспекты функционирования интеллекта, характеризующие четыре типа интеллектуальных способностей: конвергентные способности, креативность, обучаемость и познавательные стили. Причем каждый из типов интеллектуальных способностей - это свойство интеллекта, производное по отношению к особенностям состава и строения индивидуального ментального опыта. Конвергентные способности - обнаруживают себя в показателях эффективности процесса переработки информации и, в первую очередь, в показателях правильности и скорости нахождения единственно возможного (нормативного) ответа в соответствии с требованиями заданной ситуации. Конвергентные способности характеризуют адаптивные возможности индивидуального интеллекта с точки зрения успешности интеллектуального поведения в регламентированных условиях деятельности. Конвергентные способности представлены тремя свойствами интеллекта: 1) уровневые свойства - характеризуют достигнутый уровень развития познавательных психических функций (в частности, сенсорного различения, скорости восприятия, оперирования пространственными представлениями, объема оперативной и долговременной памяти, концентрации и распределения внимания, осведомленности в определенной предметной области, словарного запаса, категориально-логических способностей и др.), выступая в качестве основы процессов познавательного отражения; 2) комбинаторные свойства - характеризуют способность к выявлению разного рода связей, соотношений и закономерностей, т.е. это способность комбинировать в различных сочетаниях (пространственно-временных, причинно-следственных и смысловых) компоненты ментального опыта. По мнению Спирмена, это «общий фактор интеллекта», выраженный способностью устанавливать связи между двумя известными идеями и находить новую, если известна исходная идея и ее отношение к тому, что пока неизвестно (тесты аналогий, тест Равена и др.); 3) процессуальные свойства - характеризуют элементарные процессы переработки информации, а также операции, приемы и стратегии интеллектуальной деятельности (то, «как» человек думает – когнитивная диагностика). Креативность - это способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности. В узком значении слова - это дивергентное мышление, отличительной особенностью которого является разнонаправленность и вариативность поиска различных, в равной мере правильных решений относительно одной и той же ситуации. В широком смысле слова - это творческие интеллектуальные способности, в том числе, способность привносить новое в ментальный опыт, способность порождать оригинальные идеи в условиях решения или постановки проблем, способность осознавать пробелы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации, способность отказываться от стереотипных способов мышления. В качестве критериев креативности целесообразно рассматривать комплекс определенных свойств интеллектуальной деятельности: 1) беглость (количество идей, возникающее в единицу времени); 2) оригинальность (способность производить «редкие» или даже уникальные идеи); 3) восприимчивость (чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, а также готовность гибко и быстро переключаться с одной идеи на другую); 4) метафоричность (готовность работать в «идеальном», т.е. символическом контексте, склонность использовать символические и ассоциативные средства для выражения своих мыслей, а также умение в простом видеть сложное и наоборот). Типичными для диагностики креативности являются задания назвать все возможные способы использования знакомого предмета; назвать все предметы, которые могут принадлежать определенному классу; продолжить метафору; сделать законченное изображение на основе простой графической формы и т.п. При оценке креативности во внимание принимаются два показателя: количество сформулированных испытуемым идей и степень их редкости сравнительно с ответами других испытуемых. Обучаемость - в общем плане рассматривается как способность к усвоению новых знаний и способов деятельности. С точки зрения З.И.Калмыковой, обучаемость является синонимом продуктивного мышления (т.е. способности приобретать знания в процессе обучения), тогда как «ядром» индивидуального интеллекта следует считать возможности ребенка к самостоятельному открытию новых знаний. Отсюда, основной критерий обучаемости - это «экономичность» мышления, т.е. скорость самостоятельного выявления и формулирования некоторых закономерностей нового материала в ходе его усвоения. В узком смысле, обучаемость - это величина и темп прироста эффективности интеллектуальной деятельности под влиянием тех или иных обучающих воздействий. При этом в качестве базовых критериев обучаемости выступают: 1) количество дозированной помощи, в которой нуждается человек; 2) возможность переноса усвоенных знаний или способов действия на выполнение аналогичного задания. Следует говорить о двух типах обучаемости, основанных на разных нейрофизиологических механизмах и связанных с разными способами приобретения знаний: 1) эксплицитная обучаемость, когда обучение осуществляется очень быстро при подключении произвольного (сознательного) контроля процессов переработки информации; 2) имплицитная обучаемость, когда обучение осуществляется медленно, в условиях постепенного накопления информации и постепенного, не осознаваемого человеком, роста успешности его деятельности. Таким образом, реальный интеллектуальный потенциал человека можно оценить только после включенности в процесс двух факторов - обучения (в виде преподавательского воздействия) и учения (в виде активной самостоятельной творческой деятельности обучаемых).
|