![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Словарь основных терминов.
Ментальный опыт представляет собой систему психических образований и инициируемых ими психических состояний, лежащих в основе познавательного отношения человека к миру и обусловливающих конкретные свойства его интеллектуальной деятельности. Интеллект (в когнитивной парадигме) - это особая форма организации индивидуального ментального опыта в виде наличных ментальных структур, порождаемого ими ментального пространства отражения и строящихся в рамках этого пространства ментальных репрезентаций происходящего. Когнитивный опыт - это ментальные структуры, которые обеспечивают хранение, упорядочивание и трансформацию наличной и поступающей информации, способствуя тем самым воспроизведению в психике познающего субъекта устойчивых, закономерных аспектов его окружения. Метакогнитивный опыт - это ментальные структуры, позволяющие осуществлять непроизвольную регуляцию процесса переработки информации и произвольную (сознательную) организацию собственной интеллектуальной активности. Интенциональный опыт - это ментальные структуры, которые лежат в основе индивидуальных интеллектуальных склонностей. Архетипические структуры - это формы когнитивного опыта, которые передаются человеку по линии генетического и социального наследования и характеризуют некоторые универсальные способы восприятия и переработки информации, свойственные человеку, как родовому существу. Способы кодирования информации - это субъективные средства, с помощью которых человек отображает в своем опыте окружающий мир и которые он использует в целях организации этого опыта для будущего поведения. Когнитивные схемы - это обобщенные и стереотипные формы хранения прошлого опыта относительно определенной предметной области (знакомых объектов, ситуаций, событий и пр.). Они отвечают за прием, сбор и преобразование информации в соответствии с требованием воспроизведения устойчивых, нормальных, типичных характеристик происходящего (прототипы, фреймы, сценарии и пр.). Семантические структуры - это индивидуальная система значения элементов среды, характеризующая содержательный строй индивидуального интеллекта. Благодаря этому информация предстает в ментальном опыте конкретного человека в специфически организованном виде, что влияет на интеллектуальное поведение личности. Понятийную структуру можно представить как результат интеграции словесно-речевых и образных компонентов ментального опыта, что является психологической основой предметной отнесенности понятийного отражения действительности. Непроизвольный интеллектуальный контроль организует и координирует работу базовых познавательных процессов, ограничивает влияние аффективных и мотивационных состояний на процесс построения познавательного образа. Метакогнитивная осведомленность - это особая форма ментального опыта, характеризующая уровень и тип интроспективных (внутренних) представлений человека о своих индивидуальных интеллектуальных ресурсах. Открытая познавательная позиция - это особый тип познавательного отношения к миру, при котором индивидуальное умозрение обладает вариативностью и разнообразием субъективных способов осмысления событий, а также адекватной восприимчивостью по отношению к необычным (в том числе, психотравмирующим) аспектам происходящего. Интеллектуальные интенции - это особые субъективные состояния (т.е. состояния направленности ума), которые по своим механизмам являются продуктом эволюции индивидуального ментального опыта, а по форме выражения - неопределенно переживаемыми и, в то же время, чрезвычайно устойчивыми чувствованиями. Интеллектуальные предпочтения - это ментальный компас, который выводит человека в определенную область действительности, максимально соответствующую его интеллектуальным возможностям и ресурсам. Интеллектуальные убеждения проявляются в наличии определенных принципов в отношении изучения объектов и переработки информации, а также в виде изначальной уверенности в правильности выбранного способа изучения реальности, что обеспечивает высокую психоустойчивость интеллектуального труда. Интеллектуальные умонастроения выражаются в чувстве направления поиска, ощущении движения вперед по отношению к чему-то конкретному и активно реализуются в режиме творческой деятельности, связанной с порождением новых идей. Познавательная способность - это свойство некоторой психической реальности (потенциала), которое обнаруживает себя в ситуации выполнения человеком определенного задания и фиксируется в виде показателей эффективности этого вида деятельности. Конвергентные способности - обнаруживают себя в показателях эффективности процесса переработки информации и, в первую очередь, в показателях правильности и скорости нахождения единственно возможного (нормативного) ответа в соответствии с требованиями заданной ситуации. Креативность - это способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности. Обучаемость - в общем плане рассматривается как способность к усвоению новых знаний и способов деятельности.
План проведения семинарского занятия.
Тема занятия:
|