Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Перспективы развития частной, государственной, переходных и корпоративных форм собственности
Экономическая основа рыночной экономики - частная собственность, но ее становление должно идти не через разрушение созданного экономического потенциала, т.е. крупных госпредприятий. Между тем, Развитие конкурентной среды в начале переходного периода предполагалось осуществить только через дробление крупного производства. Но реформирование ЦУЭ должно привести к созданию производственных структур, обладающих большей экономической мощью и способных конкурировать на внешнем рынке. На западе эффективно функционируют фирмы-гиганты (США), для конкуренции с которыми в 60-х гг. началась волна национализации и создания крупных компаний во Франции, Западно-Европейской Азии. В 80-е гг. 600 ТНК сосредоточивали 25% мирового производства. Следовательно, повышение эффективности производства в РФ должно достигаться не противопоставлением крупных и мелких предприятий, а их оптимальным сочетанием: каждое должно занять свою нишу. Следовательно, сохранятся крупные государственные корпорации (ОАО), где государству принадлежит весь или контрольный пакет акций. Но сама госсобственность не определяет эффективность функционирования госпредприятий. Надо создать такие условия, которые позволили бы соединить сильные стороны государственной и частной собственности и свести к минимуму негативные моменты обеих. Сильные стороны частной собственности: · непосредственная зависимость материального положения собственников от успеха предприятия на рынке (в 60-е гг. В СССР было прекращено финансирование разработок компьютеров - решение, которое пагубно отразилось на экономике, но ответственность за которое никто не понес); · самостоятельность в адаптации производства к сигналам рынка. Негативные стороны частной собственности: · не все собственники могут адекватно реагировать на требования рынка и разоряются; · частные собственники не заинтересованы в развитии производства даже при снижении цен, но при увеличении затрат на охрану среды; · игнорируются интересы трудящихся и общества. Положительные моменты госсобственности: · государство как собственник обладает дополнительными ресурсами; · государство обладает информацией, позволяющей прогнозировать технические и экономические тенденции развития; · государство способно влиять на производство и рыночную конъюнктуру. Негативные моменты госсобственности: · работник отчужден от средств производства, а, значит, развитие производства вне его интересов; · решения принимаются чиновниками, которые не выигрывают и не проигрывают от конечного результата действий на рынке; Общие принципы функционирования государственных корпораций с учетом западного опыта: · ориентация на получение прибыли и непосредственная зависимость материального положения занятых от ее динамики; · самофинансирование; · самостоятельное определение программы производства и сбыта; · единая (как для частного сектора) система ценообразования и формирования кадров. В условиях РФ эффективность госпредприятий может быть повышена путем особой процедуры акционирования - создания предприятий с рабочей акционерной собственностью (аналог ESOP – рабочей акционерной собственности): 1. Сокращение слоя пассивных собственников (акционеров) - владение акциями только при условии работы, в дальнейшем при увольнении - обмен на облигации (или продажа) с условием обмена на акции предприятия по новому месту работы, при выходе на пенсию - привилегированные акции покупают не физические лица, а предприятие. 2. Создание смешанной собственности с участием государства, других корпораций, физических лиц, трудовых коллективов. 3. Развитие финансово-промышленных групп. Перспективы развития госпредприятий: 1. В сторону частных (корпоративных) форм через продажу государством контрольного пакета. 2. Превращение в холдинговые компании, расширяющее самостоятельность входящих предприятий (на правах дочернего).
|