Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Функции и характеристики предпринимательства
Определение: Предпринимательство – это инициативная новационная деятельность по производству товаров и услуг с принятием на себя риска в целях максимизации прибыли. Эмпирическое понятие предпринимательства - осуществление производства продукции и услуг, т.е. любой бизнес. Научное определение предпринимательства - осуществление не репродуктивной (повторяющейся), а продуктивной экономической деятельности: освоение новых рынков, новых товаров и услуг, новых финансовых и материальных ресурсов, организационных новшеств. Стремление открыть свое собственное дело изначально для человека как стремление обрабатывать свою собственную землю. Это выражение природного начала. В Италии на каждые 15 чел. населения приходится фирма. Таким образом, предпринимательство это: · процесс создания нового, обладающего ценностью; · процесс, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности; · процесс, приносящий в результате денежный доход и личное удовлетворение. В странах рыночной экономики ренессанс предпринимательства обусловлен: 1. повышением доходов среднего класса, уровня образования, усилением рыночных начал, результатами НТП, созданием производительной техники индивидуального использования, повышением роли информации; 2. усложнением индивидуальных и общественных потребностей, которые служат толчком к предпринимательской активности - мелкие фирмы дали первые автомобили, самолеты, кондиционеры, фотокамеры Кодак, ксероксы, аэрозоли, молнии, огнетушители, безопасные бритвы; 3. политический фактор - перерастание корпоративного капитала в смешанное общество с большей степенью экономической свободы, в постсоциалистических странах - крушение тоталитарных режимов. Предприниматель - не обязательно собственник (Ли Якокка). Руководитель фирмы - или собственник, или менеджер, или всякий человек, берущийся за организацию бизнеса на свой страх и риск. Малые фирмы в США: 50-е гг. - 130 тыс. фирм новых регистрировалось 80-е гг. - 600 тыс. 90-е гг. - 2000 тыс.[51] Собственник - пассивен, предприниматель - активен, т.е. самостоятельный агент рынка, действующий на свой страх и риск и несущий имущественную ответственность. Менеджер - наемный работник, организующий выполнение целей предпринимателя. Менеджеризм основан на предпринимательском стиле управления. Его черты: · энтузиазм, усердие, преданность делу; · ориентация на человека, раскрепощение его творческой энергии; · служение покупателю: по П. Друкеру цель бизнеса - создание потребителя; · особая культурная среда фирмы - причастность всех к делу; · особая философия предпринимательства - практическая. Условия функционирования предпринимательства: · неопределенность, являющаяся не результатом незнания, а постоянного изменения условий рынка и соответствующей непрерывной адаптации к нему; · неустойчивость - ни одна тенденция на рынке не продолжается бесконечно долго, все циклично; · риск - интуиция, логический анализ ситуации (Кадзума Татеиси, правило 70/30, но сейчас соотношение определенных и неопределенных факторов в экономике составляет 30/70).
Схема 2. Условия функционирования предпринимательства. Эти условия характеризуют общеэкономическую среду, в которой функционирует предприниматель. На Западе - это среда свободного рынка при умеренном вмешательстве государства. В этой окружающей среде кроме отрицательных эффектов (моно- и олигополистическая структура рынка, безработица) производится также дух конкуренции, экономическая и политическая свобода, механизм поощрения, которые ведут к высокой степени экономического роста. Это окружение предпринимательства, “сигналы” общества, т.е. культура, которая определяет индивидуальность, человеческую автономию и основные аспекты лидерства - все это в сочетании с личными чертами предпринимательства определяет уровень предпринимательства, поощряет его[52].
Схема 3. Цели предпринимателя. Цели предпринимателя: · производство товаров и услуг; · прибыль; · социальные цели; · развитие бизнеса. Вывод: извлечение прибыли совместимо с обеспечением благосостояния общества. Предпринимательская культура - инновационная культура, носителем которой является средний класс - стабилизатор, творческая, мобильная, динамичная часть общества. Функции предпринимателя: · соединение факторов производства (К.Маркс); · принятие решений (Кассон); · введение новаций (Шумпетер Й.); · несение риска (Кантильон О, Гамильтон, Найт Ф.); · обеспечение тенденции к равновесию (Кирцнер); · переаллокация ресурсов (Шульц). Схема 4. Функции предпринимательства. Общие черты предпринимателя: 1. Потребность в научно-технических достижениях (Макклилонд и Брокхауз)[53]. Личности с высокой потребностью в научно-технических достижениях - это люди, предпочитающие быть лично ответственными за решение проблем, поставленных целей и за решение этих целей своими собственными усилиями. У таких людей также очень сильно желание знать, насколько хорошо они выполняют свои задачи на основе этих продемонстрированных характеристик[54]. 2. Склонность[55] к принятию риска. 3.
4. Вера в возможность повлиять на ход событий[56].
Схема 5. Основные черты предпринимателя.
Таблица 3. Стадии предпринимательского процесса.
Таблица 4. Ошибки предпринимателей.
Условия создания предприятия: решение, желание, возможности. Факторы (предпосылки) создания предприятия: · начальный капитал; · господдержка, в том числе налоговая политика, создание соответствующей инфраструктуры; · наличие профессиональной подготовки; · опыт работы в области маркетинга; · живые примеры. Уровень банкротства среди малых предприятий США составляет 70%. Цель предпринимателя - получение нормальной (покрытие полных вмененных издержек) и экономической прибыли. Вмененные издержки предпринимателя - процент на капитал, вознаграждение предпринимателя за труд по управлению предприятием, т.е. за “его дополнительные усилия для того, чтобы заработать побольше денег для собственного блага и блага своих семей” (Я. Корнаи, Ж.Б. Сей, Д.С. Милль, Сениор, А. Маршалл). Современные экономисты рассматривают этот элемент предпринимательского дохода как вознаграждение предпринимателя за особые функции в производстве, которые не могут быть отнесены ни к одному из 3-х факторов - труду, капиталу, земле. Заработная плата за риск - это часть дохода, имеющая экономической основой эффект правильной оценки степени риска, т.е. будущей неопределенной экономической ситуации (Ф. Найт). Но предприниматель должен получить и экономическую прибыль как эффект использования передовых технологий.
Рис. 3. Экономическая прибыль
Следует отметить, что помимо указанных элементов предпринимательского дохода (прибыли) вознаграждение предпринимателя по Караянису А.[57] включает также и нематериальные вещи - свободу контролировать других и чувство “выполнения своих идей и нечто своего собственного”[58]. Экономические выгоды существования предпринимательства: 1. Увеличение КПВ (РРС) или изменение ее наклона. 2. Создание новых продуктов. 3. Помощь экономике в достижении равновесия (в соединении с другими факторами равновесия). 4. Минимизация Х-неэффективности, связанной, по Х. Лейбенстайну, с разбуханием и бюрократизацией управленческого аппарата, ослаблением стимулов к инновациям и риску вообще.
Схема 7. Экономические выгоды существования предпринимательства.
Рис. 4. Х-неэффективность[59]
Согласно Х. Лейбенстайну, х- неэффективность возникает всегда, когда фактические издержки при любом объеме производства выше средних совокупных издержек. Даже при совершенной конкуренции возможна Х- неэффективность. В этих условиях фирма увеличивает производство до той точки, где пересекутся предельные и средние издержки, в нашем случае - до минимума АТС (она обозначена как точка А). Если реальные издержки превышают минимальные АТС на величину АВ, то при производстве Qс возникает Х- неэффективность. Однако в условиях свободной конкуренции подобная ситуация есть исключение из правил, ибо фирмы с Х- неэффективностью обречены на гибель. Совсем иная ситуация складывается на монополизированном рынке. Объем производства сокращается с Qс до Qm, а Х- неэффективность (отрезок CD) заметно увеличивается.
|