Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава I. Анализ научно-методической литературы
1.1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЛОВЦОВ 10 – 12 ЛЕТ Школьный возраст является самым благоприятным периодом для развития всех двигательных качеств. Однако в определенные возрастные периоды темпы естественного прогресса двигательных способностей не одинаковы: ответная реакция детского организма на физическую нагрузку различна на разных этапах роста и развития. Физическая нагрузка дает больший и длительно сохраняющийся эффект в определенные периоды, которые называются чувствительными или сенситивными. В эти периоды повышается восприимчивость организма к избирательно направленным воздействиям среды. Особое место в развитии двигательных качеств занимают скоростно-силовые качества, высокий уровень развития которых играет большую роль как при овладении рядом сложных и ответственных профессий, так и при достижении высоких результатов во многих видах спорта. Данные научно-методической литературы и спортивной практики показывают, что развитие скоростно-силовых качеств в зрелые годы - сложный и малоэффективный процесс, тогда как средний школьный возраст создает для этого благоприятные предпосылки. В специальной литературе (А. А. Гужаловский, 1978; Л.В. Волков, 1981; В.К.Бальсевич, 2000; В.И.Лях, 2000) также высказываются мнения в пользу необходимости максимально возможного использования этих благоприятных периодов для развития скоростно-силовых качеств и сбалансированного развития физического потенциала ребенка. Анализ научно-методической литературы позволяет констатировать, что научным разработкам методики формирования физической подготовки школьников и их кинезиологического потенциала уделяется крайне мало внимания. В то же время имеется целый ряд работ, раскрывающих методику направленного физического воспитания школьников, в том числе и среднего возраста, но без ее тесной взаимосвязи с физическим развитием (А.П.Алябышев, 1980; З.И.Казанцева, 1980; И.В.Азарова, 1983; А.Г.Карпеев, 1990; В.А. Панов, 1996; В.П.Губа, 1999). Развитие различных компонентов физического потенциала человека зависит от эффективности воздействий при их совпадении с периодами естественных ускорений в развитии тренируемой функции или систем организма человека, обеспечивающих ее развертывание и существенно снижается при их несовпадении (В.К.Бальсевич, 1993). Анализ научно-методической литературы и результаты собственных педагогических наблюдений и опыта работы с детьми и подростками легли в основу идеи нашего исследования, заключающейся в поиске такой методики физического воспитания детей среднего школьного возраста, которая не только не противоречила бы педагогической сущности нового знания об особенностях природосообразного развития физического потенциала ребенка, но и давала бы в руки педагога средства и методы практической реализации этих фундаментальных научных предпосылок повышения качества физического воспитания детей и подростков. Методика подготовки пловцов должна соответствовать закономерностям развития и формирования растущего организма. Эмпирическое решение вопросов тренировки пловца, оторванное от медико-биологических и педагогических данных, приводит к слепому экспериментированию на детях, что в условиях современного спорта с его огромными нагрузками недопустимо и опасно для здоровья. Этот этап развития у мальчиков приходится на начало периода полового созревания, а у девочек-подростков – на наиболее выраженную его часть. В это время в организме происходят существенные морфологические и функциональные изменения, отражающиеся на всех сторонах жизни ребенка и прежде всего на состоянии психики (В.И.Дубровский, 2002). Для детей среднего школьного возраста характерны высокие двигательные возможности. Пловцы 10 – 12 лет часто демонстрируют отличное техническое мастерство. Движения их естественны и пластичны. Они легко осваивают высокий темп плавания и нередко добиваются хороших результатов. В этом возрасте завершается развитие двигательного анализатора, совершенствуется деятельность центральной нервной системы. На 10 -12 лет приходится наиболее интенсивный рост показателей функционального и морфологического развития двигательного анализатора. Поэтому именно в эти годы может успешно закладываться основа будущих достижений в большом спорте. (Н.Г.Озолин, 2003). Улучшение показателей в спортивных упражнениях определяется также нарастанием мышечной массы и увеличением размеров конечностей. Гормональные сдвиги в организме вызывают ускорение роста скелетной мускулатуры. После 12 лет заметно увеличивается толщина мышечных волокон. По своему строению скелетная мышца приближается к уровню, который наблюдается у взрослых людей (В.Д.Смирнов; В.И.Дубровский, 2002). Возможности вегетативных функций увеличиваются вместе с развитием организма подростка. Небольшой объем сердца и незначительная величина выброса крови в единицу времени не позволяют достичь больших величин максимального потребления кислорода, развить и поддержать высокую мощность мышечной деятельности. Усиление сердечной деятельности происходит главным образом за счет увеличения частоты сердечных сокращений. Например, при одной и той же работе умеренной мощности частота сердечных сокращений в минуту, по данным Р. Е. Мотылянской, равна: у детей – 134; у подростков – 127; у юношей – 123. Частота сердечных сокращений у детей в покое также повышена. Мышца сердца ребенка благодаря широкому просвету коронарных сосудов и быстрому кровообращению обильно снабжается кровью. Значительная эластичность стенок кровеносных сосудов, не высокий уровень артериального давления расширяют функциональные возможности сердца. Поэтому сердце у детей среднего школьного возраста сравнительно выносливо (Н.Г.Озолин, 2003). При интенсивной мышечной деятельности у подростков нередко наблюдаются ярко выраженные вегетативные сдвиги. Реактивность систем дыхания и кровообращения повышена. Тренерам надо помнить, что продолжительное увлечение упражнениями, выполняемыми с предельной и околопредельной интенсивностью, может отрицательно сказаться на развитии юных спортсменов. По мере появления вторичных половых признаков и изменений в деятельности желез внутренней секреции, увеличивается возбудимость нервной системы. Психика подростков становится менее устойчивой. Часто они болезненно переносят большие напряжения нервной системы: продолжительные соревнования, высокую напряженность тренировок, однообразные длительные упражнения и т. п. Смена средств подготовки, перемена мест занятий, использование игрового метода, воспитание у пловца собранности, сдержанности, волевых черт характера уменьшают влияние больших напряжений. Тренер должен быть особо внимателен к дозированию нагрузки в связи с высокой эмоциональностью подростков и переоценкой им своих сил (Л.П.Макаренко, 1983). В спортивном отношении школьный возраст имеет большие возможности. Однако в работе с подростками необходимы постепенность, осторожность, индивидуальный подход в освоении больших тренировочных нагрузок, оптимальные периоды восстановления и внимательный врачебный контроль (В.И.Дубровский, 2002). Спортивная практика и научные исследования доказали, что детский и подростковый организм хорошо приспосабливается к систематическим, но постепенным повышающимся нагрузкам. Современная тренировка с разумным применением упражнений на выносливость стимулирует рост и развитее сердца, органов дыхания и других органов подростков. Если юный спортсмен не осваивает нагрузку, то тренировка будет носить форсированный характер. В этом деле успех зависит от одаренности и подготовленности пловца, уровня его биологической зрелости, стажа занятий спортивным плаванием, правильной организации быта, позволяющей сочетать объемные тренировки в бассейне с учебой и полноценным отдыхом. Следует учесть, что бурный рост спортивных результатов в подростковом возрасте является, прежде всего, следствием естественного роста и развития юного организма. Пример тому – скачок результатов у девочек в возрасте 13 – 15 лет (у мальчиков – на 1 – 2 года позже), независимо от того, в каком возрасте они начали заниматься плаванием. Поэтому забота об укреплении здоровья, соблюдении гигиенических условий быта и тренировочных занятий спортсмена имеет большое значение для будущих спортивных достижений, форсированное освоение объемных нагрузок. Для пловца очень важно в совершенстве овладеть техникой всех четырех способов плавания, стартов и поворотов. В этом возрасте нужно заложить прочную основу для дальнейшего повышения силы, выносливости и скоростных возможностей, без спешки освоить первые «ступени нагрузок».
|