![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика, направленная на воспитание скоростно-силовых способностей пловцов участвовавших в эксперименте
Для решения подготовки спортсменов 10-12 лет в учебно-тренировочной группе, которые предусматривает: - совершенствование техники всех способов плавания, стартов и поворотов; - формирование правильного навыка техники плавательных движений, которые непосредственно не связаны с физическими качествами; - развитие скоростно-силовых возможностей преимущественно не специфическими средствами, путём развития двигательного усилия в условиях преодоления относительно не большого сопротивления; - развитие общей выносливости при использовании преимущественно подвижных игр, спортивных игр, лыжных кроссов и т.д.; - развитие подвижности в суставах, ротации позвоночника и координационных способностей; - выявление склонностей к спринтерскому плаванию. Мы разработали экспериментальную методику, направленную на воспитание скоростно-силовых качеств на суше и в воде. Совместно со старшим тренером по плаванию ДЮСШ «ЗЕНИТ» Лукьяновым В.И. мы разработали план подготовки пловцов по воспитанию скоростно-силовых способностей отдельно для контрольной группы, занимающейся преимущественно в воде; и для экспериментальной группы, занимающейся преимущественно на суше. План подготовки состоял из двух периодов. Подготовительный период протекал на протяжении семи месяцев - с октября по апрель. Он включал в себя базовый обще-подготовительный мезоцикл (октябрь – январь) и базовый специально-подготовительный мезоцикл (январь - конец апреля). Содержание подготовительного периода заключалось в постепенном увеличении в тренировочном процессе объёмов нагрузок, и увеличивалась интенсивности однонаправленных средств, развивающих скоростно-силовые качества. Соревновательный период включал в себя соревновательный мезоцикл, продолжительностью четырех микроциклов Период характеризуется снижением объёмов, моделированием соревновательной деятельностью, т.е. трансформацию физической, технической и тактической подготовки в максимально возможный результат. Основной целью соревновательного периода было выступление спортсменов на региональных соревнованиях по плаванию памяти Марии Цукановой. Для воспитания скоростно-силовых способностей в базовых микроциклах был подобран комплекс упражнений. Содержание тренировочного занятия в базовых микроциклах экспериментальной группы приведены в таблице 1. Таблица 1 Комплекс упражнений, направленных на воспитание скоростно-силовых способностей в базовых микроциклах
При планировании базовых микроциклов мы учитывали, что при совершенствовании скоростно-силовых качеств важно иметь в виду, что быстрота, которую спортсмен может проявить в конкретном движении, зависит от ряда факторов и главным образом от уровня физических кондиций. Развитие быстроты спортсмена тесно связано с развитием способности мышц к расслаблению (от степени их эластичности). Поэтому большой резерв увеличения скорости кроется в улучшении техники движения. При развитии и совершенствовании скоростных качеств целесообразно придерживаться комплексного подхода, суть которого заключается в использовании в рамках одного и того же занятия различных скоростных упражнений. Для целенаправленного развития быстроты простой двигательной реакции с большой эффективностью используются различные методы: - ведущим методом развития быстроты как физического качества является метод многократного повторения скоростных упражнений с предельной и около предельной интенсивность. Количество повторений в одном занятии 3-6 повторений в 2-х сериях. Если в повторных попытках скорость снижается, то работа над развитием быстроты заканчивается, т.к. при этом начинается уже развитие выносливости, а не быстроты; - повторный метод позволяет проявить предельные скоростные возможности на благоприятном эмоциональном фоне. При развитии быстроты необходимо быть сосредоточенным и максимально собранным, выполнять упражнения чётко и точно. Наибольшее значение при развитии быстроты имеет скорость выполнения целостных двигательных действий - перемещений, изменений положения тела (Н.Ж.Булгакова, 1996). В базовых мезоциклах во время тренировочного процесса мы планировали постепенное увеличение объёмов тренировочных нагрузок, постепенное увеличение интенсивности однонаправленных средств, развивающих скоростно-силовые качества. Для воспитания скоростно-силовых способностей в контрольно-подготовительных микроциклах был также подобран комплекс упражнений. Содержание тренировочного занятия в контрольно-подготовительных микроциклах экспериментальной группы представлены в таблице 2. Таблица 2 Комплекс упражнений, направленных на воспитание скоростно-силовых способностей в контрольно-подготовительных микроциклах
Для разработки комплекса в контрольно-подготовительных микроциклах мы учитывали, что для развития скоростно-силовых способностей необходимо использовать упражнения, с максимальной скоростью. Упражнения были хорошо освоены, чтобы концентрировать внимание только на скорости. Кроме того, во время тренировки не происходило снижение скорости при выполнении упражнений. Для воспитания скоростно-силовых способностей в соревновательных микроциклах был также подобран и разработан комплекс упражнений. Содержание тренировочных занятий экспериментальной группы в соревновательных микроциклах представлены в таблице 3. Таблица 3 Комплекс упражнений, направленных на воспитание скоростно-силовых способностей в соревновательных микроциклах
Задачей соревновательного микроцикла являлось достижение высоких показателей скоростно-силовой направленности при выполнении основных двигательных действий, характерных для плавания: старта, поворота, работы циклического характера. В соревновательном микроцикле было обращено внимание на полноценное восстановление и обеспечение условий для пика работоспособности пловцов в дни стартов, что потребовало организации специального режима соревновательных стартов, отдыха и тренировочных занятий, рационального питания, а также психологической настройки. Таким образом, нами была разработана экспериментальная методика по воспитанию скоростно-силовых способностей пловцов 10-12 лет первого года обучения, которая позволяет существенно улучшить показатели по скоростно-силовой подготовке.
|