Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сближение силовых и плавательных упражнений в воде
Попытка сблизить упражнения на суше постоянно сопровождалась попытками добиться сближения и в воде. Прежде всего, это плавание в искусственно усложненных условиях, по возможности без ломки привычных форм движений. Этот тип упражнений мы объединяем понятием «силовое плавание». Усложненные условия «силового плавания» могут быть достигнуты двумя путями: создавая дополнительную опору для рук во время гребка (ручные ласты – лопатки, плавание с опорой о дорожку или специально протянутый в воде канат); создавая повышенное сопротивление движению тела пловца в воде (плавательные упражнения, выполняемые с «тормозами», плавание с растягиванием резинового шнура, плавание с «блоками» и т. п.). Многие упражнения «силового плавания» являются сравнительно новыми, поэтому ниже мы подробно остановимся на методике их применения. (Б.Д.Зенов, 1986; И.М.Кошкин, 1986; С.М. Вайцеховский, 1986). Плавание с лопатками. В последние годы в подготовке сильнейших пловцов широкое применение находит плавание с лопатками (ручными ластами). Смысл применения лопаток состоит в том, что они обеспечивают повышенную опору о воду, а следовательно, создают условия для более эффективного проявления и выработки силовых качеств. Считается, что при плавании с лопатками решаются две основных задачи: а) совершенствование техники гребка, добиваясь наиболее эффективного положения и движения ладони в воде; б) развитие специальной силы и повышение мощности гребковых движений. Плавание с лопатками включается в программу тренировки на всех этапах подготовки. Для решения первой задачи выполняются те же серии упражнений, что и без лопаток (10 – 16 × 100 м, 6 – 8 × 100 м, 6 – 8 × 200 м, 4 – 6 × 400 м и т. д.). Весьма эффективным бывает также чередование отрезков с лопатками и без них в одной серии. В этих упражнениях следует постоянно обращать внимание на правильность положения кисти во время отработки гребка: ладонь с лопаткой не должна соскальзывать в сторону. В каждой фазе гребка от начала до конца необходимо отчетливо прочувствовать, что лопатка создает хорошую опору для руки. Плавание кролем по канату. Одним из упражнений «силового плавания» является плавание кролем с подводным канатом. Суть упражнения заключается в следующем. Во всю длину бассейна на глубине 40 – 60 см под водой подвешивается канат диаметром 3 – 4 см. Желательно использовать канат из хлопчатобумажных или пеньковых нитей, канат из синтетических материалов малопригоден. Вместо каната можно применять трос или капроновый канат, заключенный в резиновый шланг. При выполнении упражнений спортсмен плывет кролем, перебирая руками канат и с силой подтягивая себя и отталкиваясь. Обычно в этом упражнении пловец одну длину бассейна проходит при помощи каната, а возвращаясь обратно, плывет с полной координацией или при помощи рук. Канат создает очень стабильную опору и позволяет приложить к движению максимальную силу. Следует помнить, однако, что плавание с канатом по своей технике значительно отличается от плавания кролем, поэтому это упражнение целесообразно включать в тренировку в форме короткой, энергичной серии (например, 20 × 50м), где каждый четный отрезок преодолевается с канатом, а каждый нечетный – кролем. Разновидностью этого упражнения является плавание на спине с «подтягиванием» за дорожку. (С.М.Вайцеховский, 1986). Плавание с тормозами. Для создания повышенного сопротивления в воде широко применяются различного рода «тормоза». Они делятся на две группы: «тормоза», укрепленные на теле пловца (различные щитки, «карманы» на купальниках, дополнительно надеваемая тяжелая одежда и т. п.), и «тормоза», буксируемые за пловцом. Методика применения упражнений с тормозными приспособлениями в основном одинакова. Для развития силовой выносливости рекомендуется включать в тренировку проплывание длинных отрезков (200 – 800 метров) равномерном темпе, с малой силой сопротивления (с малым «тормозом»). Для увеличения мощности гребка, повышения темпа, иными словами для развития скоростных качеств, в конце подготовительного и в соревновательном периодах рекомендуется тренировка по принципу «контраста усилий», которая строиться следующим образом. Вариант А (проводится 1 – 2 раза в неделю в конце тренировочного занятия): 2 × 25 м с максимальной скоростью, интервал отдыха – 1 – 2 мин; 4 × 25 м с максимальной скоростью с большим «тормозом», обращая особое внимание на мощность гребка и не стремясь к максимальному темпу; 4 × 12 – 15 м в максимальном темпе, с такой же тормозной пластинкой; 25 м с максимальной скоростью (без «тормоза»), интервал отдыха – 1 – 2 мин; Вариант Б (проводится 2 – 3 раза в неделю как самостоятельная часть занятия). Состоит из 4 серий, каждая из которых включает следующие упражнения: 25 м с максимальной скоростью без «тормоза»; 25 м на мощность гребка с большим «тормозом»; 12 – 15 м в максимальном темпе с таким же «тормозом»; 25 м с максимальной скоростью без «тормоза»; 25 м на мощность гребка с малым «тормозом»; 12 – 15 м в максимальном темпе с таким же «тормозом»; 25 м с максимальной скоростью без «тормоза». Интервал отдыха между отрезками – 1 – 2 мин, между сериями – 2 – 3 мин. (Б.Д.Зенов, 1986; И.М.Кошкин, 1986; С.М.Вайцеховский, 1986). Таким образом, в методике совершенствования скоростно-силовых способностей пловцов известно несколько направлении. Одно из них сводится к выполнению специально-подготовительных упражнений на суше, другое к выполнению специально-подготовительных упражнений в воде. Вместе с тем, в доступной нам литературе мы не нашли данных об эффективности той или иной методики совершенствования скоростно-силовой подготовки.
|