Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные иммунитеты и привилегии средств передвижения
Средства передвижения, их безопасность и неприкосновенность играют важную роль для обеспечения нормального функционирования дипломатических представительств и консульских учреждений. Такими средствами являются автомобильные, воздушные, водные и другие транспортные средства, которые принадлежат на правах собственности, арендуются или предоставляются для регулярного пользования дипломатическим представительствам, консульским учреждениям, сотрудникам представительства, консульским должностным лицам и членам их семей. В международном праве, дипломатической и консульской практике не проводится различий между средствами передвижения, принадлежащими непосредственно посольству или консульству, со средствами передвижения, являющимися личной собственностью работников диппредставительства, консульских должностных лиц и членов их семей. Все они рассматриваются как представительские и консульские средства передвижения. Отличительным признаком дипломатических и консульских средств передвижения является специальные номерные знаки. В Российской Федерации для дипломатических и консульских средств передвижения выделяются номерные знаки специальных серий[66]. Причем номерные знаки специальных серий — это не просто формальная атрибутика. Их наличие указывает на то, что посольские и консульские средства передвижения обладают соответствующими иммунитетами. Безосновательный отказ в выдаче (возобновлении) спецзнака может быть расценен как отказ в распространении иммунитета на данное представительское (консульское) средство передвижения. Понятно, что недооценивать это нельзя. В доктрине международного права часто отмечается, что средства передвижения дипломатических представительств и консульских учреждений неприкосновенны и пользуются иммунитетом от принудительных мер. Между тем, этот тезис нуждается в конкретизации. Конвенция 1961 г. (пункт 3 ст. 22) установила, что «средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий», тогда как консульские машины нельзя только реквизировать. В соответствии с Конвенцией 1961 г. дипломатические средства передвижения не подлежат и таможенному досмотру, тогда, как консульские автомашины на таможне могут быть досмотрены. Что же касается дипломатических грузов и грузов консульских, то и те и другие, согласно национальному (в том числе и российскому) законодательству, подлежат таможенному досмотру независимо от способа доставки этих грузов и принадлежности транспортных средств, на которых они перемещались через государственную границу страны пребывания. Дипломатические и консульские грузы не являются частью автомашин, на которых они перевозятся, и поэтому нет препятствий для того, чтобы осуществить таможенный досмотр этих грузов. Таким образом, диппредставительские и консульские машины, имеющие номерные знаки одной и той же специальной серии, пользуются разными иммунитетами. Так, дипломатические машины нельзя обыскивать (досматривать), нельзя реквизировать и арестовывать, нельзя применять к ним исполнительные действия. Консульские же машины нельзя только реквизировать[67] (п. 4 ст. 31 Конвенции 1963 г.). В Конвенциях 1961 и 1963 г. содержатся положения о том, что транспортные средства дипломатического представительства и консульского учреждения, предназначенные для целей посольства или консульства, освобождаются от всех государственных, местных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин за исключением тех сборов, которые представляют собой оплату за конкретные виды обслуживания (услуги). Конвенции предусматривают и то, что государство пребывания разрешает ввозить и освобождает от всех видов таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов: — предметы, включая транспортные средства, предназначенные для служебного пользования представительства (консульства); — предметы, включая транспортные средства, предназначенные для личного пользования сотрудниками дипломатического представительства, работниками консульского учреждения и членами их семей. Периодически возникают ситуации, когда посольские и консульские должностные лица и члены их семей пересекают государственную границу на автомашинах, в которых, как правило, находится их личный багаж. Вправе ли в таких случаях досмотреть автомашины? Да, вправе. Такая правовая норма имеет очень важное значение, поскольку направлена против злоупотребления указанной привилегией. Вскрытие багажа и его досмотр в таких случаях является правомерным действием таможенных властей. На практике предлагается открыть машину и досмотреть ее: поднять находящиеся в ней сумки, чемоданы и другие предметы личного багажа, чтобы убедиться в том, что под ними ничего не скрывается. В том же случае, когда есть серьезные основания полагать, что в личном багаже находятся предметы, ввоз (вывоз) которых запрещен законами и правилами государства пребывания, компетентными органами может быть произведен досмотр личного багажа, однако, в присутствии владельца или уполномоченного им лица — соответствующего посольского или консульского лица или члена его семьи. Следует указать, что Конвенции 1961 и 1963 г. не предусматривают обязанность государства пребывания обеспечить специальную защиту (охрану) дипломатических и консульских средств передвижения от посягательств частных лиц. Поэтому государство пребывания вправе отклонить возможные требования иностранных представительств об установлении специальных постов для охраны дипломатических и консульских автомашин. В случае краж предметов из машин или угона самих машин посольствам (консульствам) следует заявить о случившемся местным органам власти. Только после этого возникают правовые основания для производства компетентными органами расследования в установленном порядке.
|