Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Установление консульских отношений и создание консульских учреждений






 

Установление консульских отношений между государствами осуществляется только по взаимному согласию. Установление дип­ломатических отношений между двумя государствами предполагает практически установление консульских отношений. В то же время разрыв дипломатических отношений не влечет за собой ipso facto разрыва консульских отношений. Как правило, договоренность об открытии консульств осуществляется на основе взаимности. Кон­сульские функции могут выполняться и в другом (третьем) госу­дарстве, а также от имени третьего государства, если против этого не возражает страна пребывания.

Открытие, аккредитация и функционирование зарубежных консульских учреждений в Российской Федерации осуществляется по решению Правительства Российской Федерации на основании международного договора с другими государствами в соответствии с требованиями и нормами действующего до сих пор «Положения о дипломатических и консульских представительствах иностран­ных государств на территории СССР».

Назначение консулов и отнесение их к определенному классу глав консульских учреждений регулируется внутренним законода­тельством аккредитующей страны. Особенность консульской служ­бы России состоит в том, что она практически объединена с дип­ломатической службой. Работникам консульской службы присваи­ваются дипломатические ранги, в порядке ротации кадров они могут использоваться на другой оперативной дипломатической ра­боте.

Консульское учреждение пользуется правами юридического лица, имеет печать с изображением государственного герба, печати, штампы, бланки, счета в банках. Свои функции оно осущест­вляет в соответствующем консульском округе, в который могут входить несколько административно-территориальных единиц.

Консульским должностным лицом может быть только гражда­нин Российской Федерации. В российском консульском учрежде­нии не могут образовываться структуры политических партий, ре­лигиозных и других общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

В настоящее время в международной практике сложились че­тыре класса консульских учреждений: генеральное консульство, консульство, вице-консульство, консульское агентство. Их воз­главляют соответственно генеральные консулы, консулы, вице-консулы, консульские агенты. В дипломатических представитель­ствах консульские функции выполняются консульскими отделами, а возглавляющие их дипломаты нередко имеют класс генерального консула. Консулы всех классов, кроме нештатных (почетных) кон­сулов, являются гражданами аккредитующего государства.

Документом для назначения главы консульского учреждения является консульский патент (Commission). В нем указываются полное имя и фамилия, консульский ранг (класс) консула, место расположения консульства, консульский округ. В некоторых стра­нах консульский патент подписывается главой государства и скрепляется подписью министра иностранных дел (США, Герма­ния, Австрия, Франция и др.). Но в большинстве стран достаточно подписи главы министерства иностранных дел. В России патенты подписывают заместитель министра иностранных дел и директор Департамента консульской службы МИД России.

Обычно патент направляется по дипломатическим каналам в МИД государства пребывания, которое рассматривает предлагае­мую кандидатуру и в случае согласия готовит ответный документ, который называется консульской экзекватурой (an Exequatur). Кон­сульская экзекватура, разрешающая выполнение консульских функций, утверждается, как правило, главой государства, прави­тельства или министром иностранных дел. Экзекватура имеет форму отдельного документа, но в некоторых странах она выража­ется в разрешительной надписи непосредственно на консульском патенте. Отказ в выдаче экзекватуры не мотивируется.

Для назначения заведующего консульским отделом посольства консульского патента и консульской экзекватуры не требуется.

Штат консульских загранучреждений подразделяется на три части: консульские должностные лица (оперативно-дипломатичес­кий персонал), консульские служащие (административно-техничес­кий персонал) и обслуживающий персонал (водители, уборщицы, садовники; ими могут быть и местные жители).

Работники консульского учреждения назначаются на соответ­ствующие должности в установленном МИД России порядке. Пер­сональную ответственность за качество выполнения возложенных на консульское учреждение задач и эффективность осуществления им функций несет глава консульского учреждения. Функций работника консульского учреждения прекращаются в следующих случаях: по окончании срока командировки; при аннулировании экзекватуры или объявлении его «персоной нон грата»; в случае закрытия консульского загранучреждения или разрыва консуль­ских отношений.

Как Венская Конвенция 1963 г., так и двусторонние конвен­ции и соглашения о консульских сношениях предусматривают обязанность страны пребывания предоставлять все возможности для выполнения консульскими загранучреждениями своих функ­ций. В частности, она должна оказывать содействие в приобрете­нии помещений для консульств, обеспечивать выполнение приви­легий и иммунитетов консульских загранучреждений и их персо­нала.

В нашей стране функции координации консульской работы возложены на Департамент консульской службы МИД России. Де­партамент планирует и направляет деятельность консульских отде­лов в составе посольств и представительств МИД России на тер­ритории Российской Федерации, генеральных консульств и кон­сульств, нештатных (почетных) консулов Российской Федерации за границей, а также консульских пунктов в международных аэро­портах и на пограничных контрольно-пропускных пунктах трасс международного значения, открытых для железнодорожного, мор­ского и автомобильного пассажирского сообщения. Основные за­дачи, функции, права и обязанности департамента определены Положением о Департаменте консульской службы, утвержденным приказом МИД России от 14 августа 1996 г.

Выделим наиболее существенные из них: содействие развитию дружеских отношений России с иностранными государствами; консульское обеспечение внешних, экономических, научно-техни­ческих, культурных, спортивных и иных связей; участие в реше­нии вопросов гражданства, защиты прав соотечественников за ру­бежом, трудовой миграции; решение визовых проблем; участие в разработке законопроектов и других нормативных актов по кон­сульским вопросам и их практической реализации.

Формы работы: курирование деятельности консульских учреж­дений за рубежом и в субъектах Российской Федерации; перегово­ры и консультации; подготовка аналитических материалов, инфор­мации, служебных записок, предложений и рекомендаций в соот­ветствующие властные инстанции и средства массовой информа­ции; разработка проектов консульских конвенций, оформление консульских патентов и загранпаспортов; выдача виз и другие формы, касающиеся компетенции департамента. В этом ряду стоят вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, их аттестации и ротации, обеспечения должностного роста консульских служащих.

В настоящее время департамент состоит из 13 отделов — 5-ти территориальных: стран СНГ; Европы; Америки; Азии; Африки, Ближнего и Среднего Востока; а также 9-ти функциональных от­делов: по работе с представительствами, по вопросам гражданства, по общим консульским и правовым вопросам, легализации и ис­требования документов, служебного выезда, оформления паспор­тов, въезда иностранцев, информационных систем, а также эконо­мического отдела. Кроме того, имеются группа по кадровым и учебно-методическим вопросам и вспомогательные службы (кан­целярия, машбюро, служба связи и др.). Департамент является за­казчиком в создании информационных автоматизированных сис­тем по консульским вопросам с выходом на информационные системы других министерств и ведомств, имеющих отношение к въезду и выезду российских граждан и иностранцев.

Для выполнения консульских функций используются также по­четные (нештатные) консулы. Почетный консул — это лицо, не со­стоящее на государственной службе, но выполняющее с согласия страны пребывания определенные консульские функции государ­ства, которое его назначает. Как правило, почетные консулы на­значаются из числа известных общественных деятелей или пред­ставителей деловых кругов. Почетные консулы имеют классы: по­четный генеральный консул, почетный консул, почетный вице-консул, почетный консульский агент. На почетного консула рас­пространяются все основные положения Венской Конвенции 1963 г., включая привилегии и иммунитеты, но с некоторыми ог­раничениями, поскольку конвенция предусматривает факультатив­ный характер этой категории консульских должностных лиц.

Статус, права и обязанности нештатных консулов определены в Положении о почетном консуле Российской Федерации, ут­вержденном приказом МИД России от 13 октября 1998 г. В нем предусматривается, что с согласия государства пребывания МИД России может поручить выполнение функций почетного консула, как гражданину Российской Федерации, так и гражданину ино­странного государства. Почетный консул не состоит на государст­венной службе России, но подчиняется ее МИД, выполняет свои функции под руководством российского посольства или консуль­ства.

При назначении почетный консул получает патент, подписан­ный министром иностранных дел России или его заместителем, и может исполнять консульские функции по получении экзеквату­ры. В отличие от штатных консулов, почетный консул может за­ниматься коммерческой или профессиональной деятельностью. Он имеет право взимать консульские сборы, а также плату для покрытия своих фактических расходов, связанных с исполнением консульских функций. Ежегодно почетный консул представляет в курирующее его дипломатическое представительство или консуль­ство отчет о проделанной работе.

В 1998 г. в Москве впервые за историю консульской службы России прошло совещание почетных консулов Российской Феде­рации, на котором были рассмотрены вопросы взаимодействия МИД России и российских загранпредставительств и консульских учреждений с этой категорией консульских должностных лиц.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал