Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






У истоков Великой






 

А.Сизов

 

В дали от городов и районных центров, в самой глубинке Псковской области, расположена Вязовщина, край удивительной природной красоты (к сожалению, изрядно загубленной ураганом в августе 1987 года), и богатой истории.

Особая природная «изюминка» Вязовщины – истоки главной водной артерии области – реки Великой. Здесь, отрогах Бежаницкой возвышенности, на границе Локнянского и Новосокольнического районов и затерявшихся среди вязовских высот топких болотах рождается Великая река. Из многочисленных маленьких, едва заметных родничков, разбросанных по пологим болотным берегам и склонам (Родины – горы?), неустанно и упорно сочатся прозрачные водяные струи, которые тут же объединяются в два бойких ручейка. А вскоре они, протянувшиеся извилистыми голубыми лентами сквозь густые заросли кустарников и осоки, словно договорившись заранее, любезно соединяются в овражной котловине в единый шумно говорливый, никогда не замерзающий водный поток. А тот, быстро набирая силу, устремляется по узкому, песчано-каменистому руслу к целой цепочке своих озер – Сомино, Малый и Большой Вяз.

С каждым из своих 430 километров пути он становится все полноводнее и мощнее, принимая в свои объятия великое множество ручейков и речек. Наконец, соединив воедино силу 273 притоков, река Великая отдает приобретенное богатство Псковско-Чудскому озеру.

Чарующе таинственны верховья Великой. Все живое, чистое, первозданное здесь смотрит на людей очами вечности.

Красота вязовских пейзажей не поддается описанию. С гребня каждого холма, с валуна-великана, от каждого нового поворота лесной дороги и большака открывается восхитительный вид на причудливой формы озера, манящие прохладой речные долины, узенькие тропинки, уводящие изумленного путника в таинственную даль.

Неслучайно эта холмистая «Псковская Швейцария» с давних пор служит местом паломничества самодеятельных туристов из разных уголков страны. Одни с озера Большой Вяз отправляются в увлекательное путешествие на байдарках и резиновых надувных лодках, вниз по течению реки Великой, другие предпочитают отдыхать на живописных берегах многочисленных вязовских озер.

Первозданная природа Вязовщины привлекает к себе и вдохновляет на творчество людей самых разных профессий. Далеко за пределами нашей области, например, можно наблюдать прекрасные пейзажи этого края с полотен картин народного художника РСФСР Василий Михайловича Звонцова, членов Союза художников СССР, заслуженного художника РФ Алексея Алексеевича Большакова, Екатерины Михайловны Звонцовой и др.

Красота вязовского края – в десятках маленьких деревень, большая часть которых, к сожалению, в наше время навсегда сошла с жизненной полосы и канула в вечность. Березовые рощи и тополиные аллеи у искусно срубленных бревенчатых крестьянских изб, скромно расположившихся над светлыми водами тихих речек и глубоководных озер, никого не оставляют равнодушными.

Каждая вязовская деревня – живая память особого уклада жизни, благородный источник нравственной чистоты и самобытной культуры. Свидетели разрушительных войн и исторических потрясений, они остаются жить со своими традициями, летописями, родственно-соседскими связями и крестьянскими родословными. Не годами и десятилетиями, а целыми веками исчисляют их возраст. При общей судьбе каждое селение на Вязовщине обладает своеобразным лицом, своим норовом, достойной уважения историей и даже «прозвищем», своими корнями уходящим в далекое прошлое.

Правда, ни одна из этих деревень, как и вся Вязовщина, никогда не славилась хлебным достатком. Труд здешнего землепашца по превращению неудобиц в плодородные поля, иначе как героическим не назовешь. Своеобразный рельеф местности – малоконтурные холмистые земли с обильной россыпью ледниковых отложений, во все времена крайне тяжелы в обработке и скудны естественным плодородием. Не случайно испокон веков вязовские соседи сочувственно говаривали: «Вязовцы живут на камнях». Все это заставляло вязовского мужика на протяжении веков всячески изворачиваться, искать подсобный промысел.

Правильно говорят, чем труднее достается успех на земле, тем благороднее и чище характер ее тружеников. В постоянной нужде и лишениях, при которых проходила жизнь моих земляков, выработался особый характер вязовского крестьянина. Общительность и развитость, простота и скромность в человеческих отношениях всегда отличали вязовцев.

Кому приходилось общаться с вязовцами, непременно отмечают их развитость и простоту, отзывчивость и доброту, готовность в любую минуту прийти на помощь попавшему в беду. В коренном жителе вязовского края органически соединилась былая богатырская удаль с присущей ему особой патриотичностью и высочайшей гражданственностью.

Историческому началу Вязовщины нет точного исчисления. Вне всякого сомнения, этот край, с богатой флорой и фауной окружающих лесов и водоемов и относительно хорошим водным сообщением был заселен очень давно. Недавняя находка в урочище Горончарово (в 18 километрах от Вяза) неолитического орудия – сверленного каменного топора, подтверждает раннее проявление здесь человеческой деятельности. В первом тысячелетии сюда пришли славянские племена. Многочисленные могильники с трупосожжениями, то есть в народе курганы, дохристианские захоронения наших предков у деревень Садиба, Грихново, бывшего погоста Острий, следы времен давно минувших.

На протяжении нескольких столетий эта земля с главными центрами – погостом и центром волости Вяз и крепостью Острий (в 10 километрах от Вяза) была порубежной, передовым форпостом Новгородской республики. (то Литовского княжества, а затем – Москвы). Судя по договорным грамотам Литовского и Московского государств конца XV – XVI веков, Острий и Вяз с прилегающими волостями был своеобразным «яблоком раздора» двух корон.

Весной 1503 года великий московский князь Иван III, много сделавший для объединения русских земель, сумел заключить выгодное для России перемирие с Литвой, по которому оба административных центра возвращены в российские пределы. В том же году Иван III, думая о будущем государства, занялся составлением духовной грамоты, которая содержала распоряжение о судьбах русских земель на случай его кончины. В составленной в конце 1503 года – первой половине 1504 года новом варианте завещания наследнику престола Василию завещалась и волость Вяз. К тому времени он играл заметную роль на западном российском пограничье, ибо удостоился внимания самого великого князя. Впрочем, в последующем российские цари императоры неоднократно, по известным причинам, обращали свои взоры непосредственно к вязовскому краю и его жителям.

Откуда пошло название Вяза? Прямого ответа нет. Несомненно, оно славянского происхождения. Кто-то относит название к одноименному дереву. Однако, наличием этой древесной породы вязовская земля никогда не отличалась от других земель. Вероятно, название погоста пошло от расположенных рядом озер Большой и Малый Вяз. Слову «вязкий» родственны илистый, засасывающий.

Многие связывают название с происходившими очень часто на вязовской земле военными событиями, с увязшей здесь, якобы, когда-то литовской конницей и обозом.

Однако, среди старшего поколения вязовцев в ходу своя легенда о происхождении Вяза. Современный поселок Вяз объединил в себе бывший погост Вяз, торговое село Скоково, деревня Антушево. Возникновение Вяза и Скокова связывают с одним из предприимчивых купцов, пытавшихся в далекой древности с большим обозом проехать по кратчайшему пути через наш край. Однако, его попытка оказалась не совсем удачной. На пути оказалась одна речка (у современной совхозной столовой), которую купеческие лошади прыжком успешно преодолели. Но не успел купеческий обоз прийти в себя после этого, как их встретила новая водная преграда (у современного поворота к школе), которую запряженные лошади преодолеть не смогли, и увязли… Незадачливому купцу стоило больших сил, чтобы выбраться и продолжать путь. Такое событие не прошло бесследно, как гласит легенда. В его память селение в междуречье назвали селом Скоково. За рекой, в которой увяз купеческий обоз, наши предки единодушно решили: «Быть посему здесь погосту Вяз». И соорудили для начала церковь, к ней «потянули» все окружающие деревни.

Вяз-Скоково с самого начала сложился как центр общественной жизни окружающего населения. Он служил местом проведения мирских сходов и сборов ратных людей, решения важнейших местных дел. Постепенно здесь складывается сельский рынок, на котором впоследствии шла бойкая торговля. Тут же находилось и местное управление – государев волостель, а после земской реформы 1555-56 гг. – «излюбленные головы» - старосты, выбираемые самими крестьянами.

Особенность исторического развития вязовского края – отсутствие в какой-либо период здесь помещичьего землевладения. Все соседние земли постепенно были «прибраны» к рукам дворянством и лишь вязовцы, причисленные к разряду дворцовых крестьян, жили на принадлежащих российскому правителю землях и выполняли в его пользу феодальные повинности.

Трудно сказать, чем «приглянулась» Вязовщина московским царям. Отнюдь не из-за хороших сельскохозяйственных угодий. Зато, оказавшись на пограничье, долгое время вязовский край играл важную роль в обеспечении безопасности русского государства.

Неслучайно с созданием центральных государственных учреждений – приказов, дела, касающиеся Вязовской волости, откладывались в самых важных – Разрядном, ведавшим пограничной службой и строительством крепостей и Посольском, осуществлявшем общее руководство внешней политикой государства.

По указам московских царей вязовские крестьяне строили и восстанавливали часто разрушаемые в войнах близлежащие крепости – Ржев, Заволочье, Великие Луки, а самых крепких работных людей по прибору направляли на службу государевыми ратниками в стрелецкие гарнизоны и войсковые полки. Одновременно вязовцы выполняли денежные и натуральные повинности в пользу царского двора, помогали содержать государевых стрельцов на западном пограничье.

К примеру, в середине XVII столетия по указу Алексея Михайловича крестьяне Вязовской дворцовой волости принимали участие в восстановлении и строительстве пограничного города – крепости Заволочье и в устройстве «для опасения от приходу польских и литовских людей в Луцкой и в иных городов в уезды войною» специальных лесных засек.

В 1680 году от имени вязовцев староста Петр Григорьев обратился с челобитной к царю Федору Алексеевичу с просьбой в дальнейшем вязовских крестьян в солдатскую и стрелецкую службу не писать в виду их необычайно тяжелого состояния, так как многие вязовцы, взятые в солдаты, были на государевой службе побиты, а другие – разорены литовскими людьми. Отчего они были вынуждены покидать отчий дом и искать пристанище на стороне.

Бедственное положение вязовцев усугублялось злоупотреблениями приказчиков, подъячих и воевод. Доведенные до отчаяния произволом обнаглевших местных управителей крестьяне во главе со старостой Ануфрием Мартиновым в 1697 году подали челобитную царю Петру Алексеевичу, в которой обвиняли великолукского воеводу Петра Травина и подъячих приказной избы в непосильных «налогах и обидах, и разорении». Царские администраторы незаконно взимали с вязовцев лишние деньги, обирали их хозяйства «лошадьми и коровами, баранами и свиньями, и гусями, и курами, и всяким хлебом: рожью и овсом, и ячменем, и пшеницей, и гречихой, и горохом со всякого двора». Безжалостный воевода в самую пашенную пору сажал и долгое время держал непокоренных крестьян в Великолукской тюрьме.

Хотя, сложившаяся к тому времени бюрократическая система управления надежно охраняла ставленников царского двора, Петр I не простил им содеянных «грехов» и сурово наказал.

В 1698 году великолукские казаки под командованием полуполковника Михаила Полибина, совершая переход из Пусторжевского уезда в Великие Луки произвел полное разорение вязовских деревень. Ущерб оказался настолько большим, что с крестьян Вязовской волости вынуждены были временно прекратить взимание полоняничных денег и окладного хлеба.

(Продолжение следует)

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал