Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Исторические и политические взгляды Т. Гоббса и Дж. Локка
Т. Гоббс. Бурные события революционной эпохи, внесшие глубокие перемены в общественную жизнь и затронувшие многие интересы, не могли не волновать умы современников. Они будоражили мысль и требовали истолкования происходящего и его оценки. Попытку объяснить происхождение современных ему форм человеческого общества и государства, проанализировать события революции предпринял философ- материалист Томас Гоббс (1588—1679). Свои взгляды Т. Гоббс изложил в сочинении «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» В этом политико-философском сочинении Гоббс нарисовал схему происхождения государства. Он считал, что государство появляется лишь на определенной стадии развития человечества. Ему предшествует естественное состояние, когда частная собственность отсутствует, все люди равны между собой и нет никакой власти. Однако, в отличие от других авторов, развивающих эту концепцию, Гоббс отнюдь не идеализировал эпоху естественного состояния. Напротив, он утверждал, что это было страшное время, в эту эпоху люди вели между собой непрерывную и беспощадную борьбу. По выражению автора, эта была «война всех против всех», ибо по своей природе «человек человеку — волк». Чтобы прекратить всеобщую войну, люди были вынуждены пойти на соглашение, заключив договор; они отказались от своих естественных прав в пользу власти, которая создала закон, положила конец войне и установила собственность. Т.о. Гоббс выводил происхождение государства и частной собственности из общественного договора. В представлении Гоббса государство-это мифическое чудовище Левиафан: его душа-власть, его члены-правители, его кровь-деньги. Революция, пишет Гоббс, это смерть Левиафана. Немедленно после его смерти появляется новый Левиафан, ибо человеческое общество не может существовать без него. Гоббс считал монархию лучшей формой государственного правления, но допускал возможность и других форм власти - аристократической и даже демократической. Гоббс считал, что при всех формах правления власть государства должна быть абсолютной. Однако он признавал необходимость некоторых реформ и свободы предпринимательской деятельности. Считая религию полезной для общества и государства, Гоббс в то же время отвергал ее притязания на неограниченную власть и полагал, что она должна подчиняться государственной власти. В своих философских воззрениях Гоббс стоял на позициях рационализма. Разум он считал высшим критерием всего существующего. Он позволял себе критиковать текст Библии, указывая на некоторые явные несообразности и противоречия. Рациональное познание Гоббс отождествлял с вычислением, математическим действием и мечтал о создании для всех наук универсального математического метода. Д. Локк. После 1688—1689 гг. в Англии складывается конституционная парламентарная монархия, которая, по определению Ф. Энгельса, была «...компромиссом между поднимающимся средним классом и бывшими крупными феодальными землевладельцами» |в. Известный философ и публицист Джон Локк (1632—1704) выступил с теоретическим обоснованием переворота 1688 г. В своих произведениях «О религиозной терпимости», «Два трактата о правительстве» и других Локк, являвшийся «...сыном классового компромисса 1688 года», по существу, завершил выработку буржуазного взгляда на собственность и власть. Локк разделял распространенные в XVII в. теории естественного состояния людей и возникновения общества и государства путем общественного договора. Рассматривая возникновение общества, он на первый план выдвигал вопрос о собственности. В естественном состоянии существовала общая собственность на блага природы, но лишь до приложения к ним труда. Индивидуальный труд создал частную собственность. Поскольку государство, согласно Локку, возникло для охраны прав человека на частную собственность, личную свободу и безопасность, то политическая власть не должна покушаться на эти права. Подвергнув критике абсолютную монархию, он одним из первых обосновал идею разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную как принципа построения конституционного государства. Поставив в основу государственного устройства неприкосновенность прав и свобод собственника, Локк выступил как один из идеологов либерализма. В своих «Трактатах» он развил идеи о народном суверенитете и праве народа на сопротивление тирании, если правители попирают его законные права. Локк с осуждением относился к абсолютизму Стюартов, признал в известном смысле законность восстания парламента против Карла I, но осудил «крайности» революции середины XVII в. Его идеал — «славная революция» 1688 г. Крупным вкладом Локка в науку было его знаменитое сочинение «Опыт о развитии человеческого разума». В этом сочинении Локк изложил свое учение о природе человеческого познания. Продолжая материалистические традиции Бэкона и Гоббса, Локк отстаивал чувственное, опытное происхождение наших знаний в противовес идеалистическому учению о врожденных идеях. Правда, допуская двойственность опыта, Локк не преодолел до конца идеализма. 7. " Эрудитская" историография XVII века Сперва надо сказать, что ЭРУДИТСКАЯ ШКОЛА – это направление в историографии и источниковедении, преим. в области медиевистики, в Зап. Европе 17-18 вв. Ее основателями были т. н. церк. эрудиты, деятельность к-рых протекала в рамках монашеских ученых об-в. Главные из них: бенедиктинская конгрегация св. Мавра (т. н. мавристы), виднейшими представителями к-рой были Ж. Мабильон, М. Буке, позднее Б. Монфокон, и иезуитские об-ва - в Париже и Антверпене (т. н. болландисты), к к-рым принадлежали Ж. Болланд, Д. Пето, Д. Папеброх и мн. др. Защищая идеи Контрреформации, церк. эрудиты пытались своими ист. работами укрепить пошатнувшийся авторитет католич. церкви новыми науч. аргументами ранее неизвестных ср.-век. источников, разысканием и публикацией к-рых они активно занимались. В связи с этим им приходилось уделять большое внимание критике источников, вообще источниковедению, лат. и греч. палеографии, хронологии, дипломатике. Несмотря на реакционность их идейно-политич. установок, церк. эрудиты значительно двинули вперед разработку вспомогат. ист. дисциплин и ввели в науч. оборот большое количество новых источников не только по истории церкви, но и по мн. вопросам истории средних веков в целом, особенно по истории Франции, а также Византии. Со 2-й пол. 17 в. интерес к вспомогат. дисциплинам и к публикации источников распространяется и среди светских ученых, настроенных не столь реакционно. Среди этих " светских эрудитов" наиболее известны Л. Ж. Брекиньи, Э. Балюз, Ш. Дюканж - во Франции, Г. Лейбниц - в Германии, Л. А. Муратори, Дж. Тирабоски, Ф. С. Маффеи - в Италии. А теперь обо всем попорядку. В XVII в. стали печататься большие серии средневековых источников. Общества, занимавшиеся их поиском и изучением, часто учреждались католической церковью с целью изучения христианского прошлого и истории римской церкви. Во многом такая деятельность мыслилась как ответ на реформационные движения в Европе. Одним из самых известных обществ-публикаторов был коллектив мавристов во Франции – монахов конгрегации святого Мавра из ордена бенедиктинцев (с 1627) в аббатстве Парижа Сен-Жермен-де-Пре. В 1648 г. ими был подготовлен план изданий, куда вошли рукописи по истории бенедиктинского ордена, церкви, документы, содержавшие сведения о прошлом французских провинций. Мавристами было собрано множество средневековых манускриптов. Каждый из них публиковался на основе тщательного сопоставления всех списков документа, сверки разных вариантов текста. Эрудиты -мавристы издавали и руководства по датировке и установлению достоверности рукописей. В 1668 – 1701 гг. ими были напечатаны «Жития святых бенедиктинского ордена» в девяти томах, включавшие источники до XII в. Основная работа по критике текстов была проделана Ж. Мабильоном. В это же время, с 1643 г., началось издание средневековых источников в Антверпене. Оно осуществлялось иезуитами-болландистами, названными так в честь своего главы Ж. Болланда. Публикуемая ими серия «Жития святых» содержала средневековые легенды и предания о деяниях христианских святых. Жития располагались по дням календарного года: рассказы о каждом святом были приурочены к его дню. Этот труд насчитывает несколько десятков томов. Издание хроник и документов предпринималось в Германии, Италии, Англии, Польше, Чехии, Испании. Благодаря деятельности публикаторов- эрудитов вырабатывались правила критического анализа текстов рукописей, сыгравшие впоследствии важную роль для развития вспомогательных исторических дисциплин (палеографии, хронологии, дипломатики) и исторического знания в целом.
|