Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос о рабстве в историографии.
Оправдание рабства (литература в южных штатах, ученые С. Картрайт и Д.Нотт; Дж. Кэлхун в трактате «Исследование о конституции и правительстве Соединенных Штатов»): • конституционная полемика, США - это Союз независимых государств-штатов, поэтому у местных штатов них широкие права. • якобы «патерналистский характер» рабоства, его экономическая эффективность • расистские взгляды о превосходстве белой расы Движение аболиционизма: • Ричард Хилдрет (1807—1865) и его худ.повесть «Раб, или записки Арчи Мура», где он впервые в американской литературе создал образ негра-бунтаря. В своем памфлете «Деспотизм в Америке» он пишет о о несовместимости рабства, деспотизма южной олигархии и демократии. Его 6 томов Истории США показывало, что рабство в колониях тормозило проведение революции 1775— 1783 гг., автор подчеркнул несовместимость рабовладения с принципами Декларации независимости, провозгласившей равенство людей. Он развенчивает колониальный период как время роста идей свободы. Хилдрет отходит от традиционного восхваления достоинств первых поселенцев-пуритан, не жалеет слов в критике суеверий теократии Новой Англии и резко осуждает роль Коттона Мезера в сейлемском «ведовском процессе» в 1692 г. • Негр-аболиционист Г. Гарнет опубликовал историческое исследование «Прошлое, настоящее и судьба цветной расы» выступал против попытки расистов «вычеркнуть негров из семьи человечества». • выступления выдающегося оратора У.Гаррисона и публициста беглого негра Ф. Дуглас Дополнение из лекций Байбаковой Главные черты романтизма: 1) тяготение к субъективному, интуитивному и бессознательному. 2) задача не восстановления, а пересоздания действительности. 3) изображение исключительных характеров. 4) интерес к сложному и противоречивому миру героев. 5) трагический разлад места и действительности, признание недостижимости идеала. 6) утверждение романтических ценностей (свобода, любовь).
Характерные черты американского романтизма: а) Развитие романтизма в США было связано с утверждением национальной независимости. Близость к традициям просветительства. б) В центре романтизма – личность, а его главный конфликт – личность и общество. Появление романтизма связано с антипросветительским движением, причины его – разочарование в цивилизации, а также в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, результатом которого явились новые контрасты и противоречия. в) Романтический герой – личность сложная, противоречивая. Все страсти – высокие (любовь) и низкие (жадность, честолюбие, зависть). Романтики показывают, что необходим сбор новых источников и материалов. Поэтому возникает огромное кол-во исторических обществ, собирающих источники. Многие из них изучают ВЗН, как наиболее значимое событие. Также от всемирной истории переключают внимание к национальным источникам, американским. К середине XIX века в Америке уже 111 исторических обществ, собирали и публиковали источники. «Массачусетское историческое общество». Гарвардская библиотека (1836). Библиотека Конгресса (1800) – создана в год, когда столица переехала из Филадельфии в Вашингтон (указ президента Джона Адамса). Закон содержал и пункт о выделении 5000$ «на приобретение книг, которые могут понадобиться Конгрессу, и создание соответствующего помещения для их хранения. Доступ туда получали только президент и вице-президент, члены Сената США и Палаты представителей (Конгресс). Поэтому так и стали называть библиотеку. Фактически основал Джефферсон, стал заниматься фондами библиотеки. В 1814 Вашингтон был взят и сожжен англичанами, сгорела и библиотека. Джефферсон предложил Конгрессу выкупить его личное собрание из 6487 томов на разных языках, которое он собирал более полувека, и равного которому в США не было. Сумма сделки – 24940 долларов. Поэтому также называется «библиотекой Джефферсона». В 1851 – пожар, погибла большая часть книг, купленных у Джефферсона и 2/3 всех книг фонда. С 1870 библиотека Конгресса стала покупать экземпляры всех книг, выпускавшихся в США. В 1/2 XIX века особый размах приобрела и публикация официальных документов, прежде всего материалов Конгресса. Названия публикаций менялись. Первая публикация протоколов Конгресса – Annales of Kongress (до 1825), но это перепечатка из газет. 2 этап – 1825-1850 (основана на протокольных записях). И далее названия меняются. Много есть в интернете. До 1874 протоколы Конгресса печатались в частных издательствах, а с 1870 им занимается чисто Конгресс. И другие официальные документы печатаются. Форс. Считал, что все архивы должны быть опубликованы. Но документов было очень много собрано, поэтому только 9 томов издал. Издатели допускали вольности и неточности, купюры; некоторые улучшали авторский текст, дописывали. Но база для трудов создана.
Идейная борьба 30-40х годов по поводу рабства. 1. Прорабовладельческое направление в историографии. Джон Кэлхуин (1782-1850). Главный идеолог рабовладельческой политики южных штатов и лоббист их интересов в федеральном правительстве. «Великий триумвират»: Джон Кэлхуин + Генри Клей + Дэниэл Уэбстер. Оспаривал возм-ть ограничения рабства на тер-рии отдельных штатов – «каждый американец имеет право перевозить собственность из штата в штат». Интерпретировал Конституцию – она создана на добровольной, договорной основе => штаты имеют полное право выхода. В 1832 году поддержал доктрину «нуллификации»: штат имеет право приостановить действие на своей тер-рии любого федер.закона, идущего вразрез с Конституцией США. Теоретик рабства, под которое подводил солидное юридическое обоснование. Дэниел Вебстер. Крупный деятель вигской партии, был госсекретарем. «Комментарии к Конституции» (1833) – подверг критике «штатную концепцию» Кэлхуина: за конституцию проголосовал народ, а не штаты, поэтому штаты не имеют права выхода из состава союза. Этот спор косвенно относился и к рабству. Ричард Хилдрет (ум. в 1865). Бостонская романтическая школа, сначала обходили внимание неприятные вопросы. Был широко образован, юрист, ездил по стране. Ярый аболиционист. «Раб или записки Арчи Мура» (1836)., на основе этой появляется работа «Белый раб» - первый опыт социального романа в истории американской литературы. Белый раб – сын рабыни и белого, в этой работе показаны ужасающие картины рабовладения. Наряду с «Хижиной дяди Тома» - самый читаемый роман на Севере. «История США» (1849-52), 6 томов. В работе показывает не только самые яркие страницы истории, но и негативные. Главное в американской истории – анализ экономических причин, лежащих в основе того или иного явления. Положение рабов рассматривает с экономической точки зрения.
2. Трансцендентализм – философско-литературное направление 1830-60х гг, сформированное представителями радикальной интеллигенции бостонского «Трансцендентального клуба». Вопросы – что есть человек, личность вообще, нравственная и духовная природа человека. Опирались на идеи немецкого идеализма – Канта. В приближении к неиспорченной цивилизации природе, в ее интуитивном переживании видели путь нравственного очищения. Эмерсон, Торо, Эдгар По.
28. О.Конт и характерные черты методологии позитивизма. «Национальная география» позитивизма. Позитивизм - философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования (вики). В целом же, ко второй половине 19 века созрела необходимость сделать из истории полноценную науку вместо её полуразвлекательной роли. Развивается источниковая база, всё больше внимания уделяется архивам, чётче определяются объекты и методы исторического исследования. ОГЮСТ КОНТ (1798-1857), француз, основатель позитивизма, ученик Сен-Симона. «Курс позитивной философии», 1830-е. Понятие «социология» - его рук дело, кстати. Основная мысль: на смену спекулятивному, умозрительному подходу к объяснению общественной жизни необходимо создать «позитивную» науку об обществе как социальном целом, основанную на точных наблюдениях и фактах. Его взгляду присущ дуализм: учитывал как духовное начало человека в своих исследованиях, так и совокупность материальных факторов – географического, биологического, экономического. История – последовательное отражение трёх форм коллективного сознания, «трёх стадий»: теологического, метафизического, позитивного или научного. Позитивная общественная наука не имеет нужды в каких-либо философии (потому как наука изначально не может дать ответ на вопрос о причинах и сущности общественного развития, рамки установлены и не требуется искать «начала начал»). Словом, строго научное, основанное на точно изученных фактах изучение общества. • Ипполит Тэн (1828-1893), последователь Конта, считал необходимостью основать «экспериментальную» историю. В целом вторит учителю, но придумал «психологический метод» изучения общества, т.е. упор на изучение общественной психологии, психологии каждого составляющего общество человека. Три фактора: расы (национальные особенности), среды (климатические и географические условия), моменты (взаимодействие расы и среды с исторической традицией, конкретной исторической реальностью). • В 1870-е во французском позитивизме возобладал республиканизм (нехрен было франко-прусскую проигрывать). Эрнест Лависс, (1842-1922) - папа официальной историографии 3 республики. Позитивизм захватывает французскую историографию, манифестом ему служит программная статья Моно, открывшая первый номер журнала «Историческое обозрение». История должна развиваться как позитивная наука: на научных методах исследования. Республиканская и светская ориентация позитивизма во Франции. Основной предмет исследования – по-прежнему ВФР. Англия. Характерно появление обобщающих трудов на основе позитивистской методологии, связанных с историей английского государства. • Генри Томас Бокль (1821-1862), «История цивилизации в Англии» (планировалось как обширное введение в 15-томный(!) труд «История мировой цивилизации, ранняя смерть помешала этому благородному начинанию). Хотел представить все развитие человечества как единый закономерный процесс, выучил языков до кучи, источников собрал прилично. Общество подчиняется определённым законам, следовательно, выявив их, мы сделаем историю полноценной наукой. Эффективный инструмент естествознания – эксперимент, позволяющий выявлять закономерности для развития всего человечества. Кстати, это все суть черты позитивизма, дорогие мои. Обращал внимание на перспективность статистической науки, мол, те же закономерности выявляются. В качестве важного аспекта человеческого развития видел географический фактор, который постепенно уступает место фактору моральному и умственному. Придерживался либеральных позиций, поддерживал революции Франции и США, считая их закономерными, да и поведение народа в Английскую революцию тоже жаловал. • Уильям Лекки (1838-1903), «История рационализма в Европе». Теология тормозит духовное развитие человечества, с расширением прогресса растёт и моральный дух человека. «История Англии в 18 столетии», акцент на политическую историю. Весьма сомнительный тип: то он переживает за ирландцев и открыто им сочувствует после английских расправ, то он впоследствии решительно выступает против предоставления Ирландии «гомруля» и вообще демократия с расширяющимся избирательным правом – вред для общества.
США. Позитивизм к концу 19 века привычно смещает романтизм, привнеся в американскую историографию более тесную работу с источниками, требование создания социологической модели общественного развития по аналогии с естественными науками. Имеет место как полное заимствование позитивистских подходов к истории, так и избирательный выбор инструментов для работы. Б.Адамс, Дж.Родс («Закон цивилизации и упадка»). Италия. объединение страны предопределило развитие позитивизма, создаётся общенациональная система госархивов, многочисленные общества по изучению истории, выпуск исторических журналов «Итальянский исторический архив», «Итальянский исторический журнал». Позитивизм пришел на смену гегльянству, успех естественных наук поставил под вопрос адекватность полуфилософских подходов к истории. Продвижением позитивизма в И. занималась филологическая школа (у итальянцев слово «филология» означает ещё детальный, опирающийся на методы различных исторических дисциплин анализ). Основной предмет изучения – средние века, про которые много писали в легендах, ну а легенды, сами понимаете, те ещё правдоподобные источники…
|