Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Какие идеи получили развитие в общественной мысли






второй половины XIX столетия?

1. Идея прогресса (но к концу столетия – проявление кризиса: К.Пирсон «Национальная жизнь и характер» (1894). «Прогресс-кажущееся явление. На самом деле, человек просто стоит на месте).

2. Отход от традиционного взгляда на роль и функции государства. (Весь XIX век – идеи фритредерства. В конце – критика - Д.Бозанкет «Философская теория государства» - государство не безучастный наблюдатель, а должно вторгаться во все сферы жизни общества).

3. Усиление внимания к колониальным вопросам.

§ Ч.Дилк «большая Великобритания» (1868) – описание переселенческих колоний Канады, Австралии, Нов.Зеландии, Южн.Африки. Заново открывал англичанам их Империю).

§ 1869 - Королевский колониальный институт в Лондоне.

§ Создание в 1884 году – Лиги имперской федерации –– выступала за более тесные политические и экономические связи внутри Империи.

§ Художественная литература – проповедник колониализма – Редьярд Киплинг

 

Во второй половине XIX столетия в английской исторической науке происходят глубокие институциональные изменения:

1. начинается публикация архивов (с 1857 года; возникают общества по публикациям; например, Общество Селдена (1887) публикация документов юридического характера, Общество военно-морской истории (1893) – по истории британского флота; публикация в 1880е документов по истории Шотландии);

2. Рост интереса к истории (исторические общества, распространение истор. Работ, развитие вспомогательных исторических дисциплин).

3. возникают исторические научные общества, в 1897 году было образовано Королевское историческое общество (Дж.Актон, У.Каннингем, Ф.Мейтленд, П.Виноградов);

4. с 1886 года выходит в свет центральный печатный орган английских историков журнал «Английское историческое обозрение»;

5. Произошел сдвиг в университетском преподавании истории. До сер. 19 века – 3 английских университета (Оксфорд, Кембридж, Лондон), 4 в Шотландии. На рубеже веков – новые университеты (Манчестер, Ливерпуль). С 1873 – создание системы заочного университетского образования.

6. в 1870 –80-е годы в Кембридже и Оксфорде формируются исторические школы – кембриджская и оксфордская (два основных центра исторических исследований):

a. Кембриджская школа в основном занималась изучением новой истории

Глава: Джон Эмери Актон. Получил образование в Германии. Не оставил значительных трудов. Историк – должен быть «хранителем совести цивилизованного мира», помогая читателю оценивать исторические события. Ввел семинары по немецкому образцу в Кембридже.

b. Оксфордская – историей средних веков

Основатель: Уильям Стеббс. Труд «Конституционная Англия» (изложение до 1485 года). Основная заслуга: издание материалов по истории Англии; первым в Оксфорде ввел в практику семинары.

 

Что касается основных направлений:

1. В изучении истории – большое влияние позитивизма (Г.Бокль, У.Лекки). Позитивисты стремились создать целостную историко-культурную картину развития английского государства и общества на основе разрозненных фактов.

§ Г.Бокль – см. билет 30.

§ У.Лекки – «История рационализма в Европе» (господство теологических воззрений долгое время тормозило духовное развитие человечества). «История Англии в восемнадцатом столетии» (большое место уделяет Ирландии, войне Англии с ее американскими колониями).

§ Д.Р. Грин – «Краткая история английского народа» (1874) – самое крупное достижение историографии. Очень популярна. Описал всю историю страны (полит., экон., соц., культ. сферы), с долей критики.

2. Идет специализация исторических исследований.

§ Самюэл Гардинер - Изучение истории английской революции, труд – 16 томов, с 1603 по 1656 год, на основе европейских архивов. Создал концепцию английской революции как «пуританской революции» (игнор классовых интересов, борьба религиозных принципов). Главное достоинство: строго научный подход к фактам.

3. В тематике исторических работ большое внимание начинает уделяться экономической истории.

§ Торолд Роджерс – «История сельского хозяйства и цен в Англии в 1259-1793» (выявление материального уровня жизни трудящихся, но сам идеалист: улучшение положения рабочих – надежное средство предотвращения революции).

§ Уильям Кеннингем – « История Английской промышленности и торговли в Новое время» (+ в средние века отдельная книга).

§ Уильям Эшли – «Введение в экономическую историю и теорию». Экономическая история Англии в средние века, до 16 века, расписаны экономические доктрины.

§ Арнольд Тойнби – «Промышленная революция в восемнадцатом столетии». Связная история Промышленной революции (глубокий социальный переворот). Среди последствий: ухудшение положения масс, усиление эксплуатации труда. Необходимо - социальное законодательство, чтобы улучшить. Типичный либеральный реформатор.

4. История колониальной политики

§ Джон Сили – «Расширение Англии» (1883). Англия завоевала полмира «в припадке рассеянности». История Англии – это прежде всего, события за океаном. Книга вызвала рост экспансионистских настроений. История – «практическая школа политики».

§ Д.Э.Фруд – «Океана, или Англия и ее колонии» (рассказ о путешествии в Австралию, Нов.Зеландию, Америку). Не историк, так как не умеет работать с фактами, подгоняет под нужные ему выводы. Термин «болезнь Фруда» - тенденция к искажению фактов.

5. Изучение социальных проблем и истории рабочего движения

§ Ч.Бус – обследование рабочих кварталов Лондона, опрос – исследование. Результаты: в состоянии нищеты в Лондоне живет 32% населения. Опровержение буржуазной оптимистической статистики.

§ Дж.Хауэлл «Столкновение капитала и труда»,

§ Дж.Холиок - «История кооперативного движения»

§ Р.Гаммедж - «История чартистского движения» (хроника событий).

§ Первые профессиональные исследователи рабочего движения:

Супруги Сидней и Беатриса Веббы. «История тред-юнионизма» (на основе источников), до сих пор актуальная работа. Инициаторы Фабианского общества (с 1884).

6. Начало складывания марксистской историографии

§ Первая задача: Э.Б.Бакс – проблема революции и народных движений (на основе Французской революции, Реформаци в Германии).

§ Вторая задача: восстановление подлинной картины английского рабочего движения.

§ Э.Бакс и У.Моррис – «Социализм, его рост и последствия».

§ Элеонора Маркс (дочь К.Маркса) – «Рабочее движение в Англии». (Чартизм – первое подлинно политическое движение современного рабочего класса).

§ У.Дайек.


32. «Методическая школа» во французской историографии (Г.Моно, Ш.Ланглуа, Ш.Сеньобос).

Развитие позитивизма во французской исторической мысли и науке прошло две стадии:

1. « раннюю » 1850 – 60-е гг. (Ипполит Тэн)

2. « позднюю » 1870 – 80-е гг.

 

Наиболее крупными представителями «позднего» позитивизма во французской исторической мысли являются Шарль Ланглуа (1863 – 1929) и Шарль Сеньобос (1854 – 1942). В 1898 году они в соавторстве выпустили работу «Введение в изучение истории», в которой систематизировали теоретико-методологический опыт французской позитивистской историографии. Впоследствии эту работу назвали библией позитивистского историзма.

Ланглуа и Сеньобос полагали, что дальнейшее развитие техники исторического исследования должно быть основано на углублении критики источников и усилении фактологизма, который они понимали как более тщательное собирание фактов историками. Что же касается широких обобщений, установления исторических законов, то авторы считали это делом социологов, а не историков.

 

Габриэль Моно (1844-1912).

Французский историк и публицист. Работал долгое время в архивах Флоренции. С 1880 года состоял преподавателем в парижской Высшей школе. Издал сочинения и труды по истории Меровингов (1872-85) и Каролингов (1898). «Изучение прошлого Франции имеет ныне национальное значение. При помощи него мы можем вернуть нашей единство и моральную силу, в которых она нуждается».

 

Несмотря на подавляющее господство позитивистской парадигмы истории, в начале XX столетия во французской исторической мысли появляются антипозитивистские тенденции.


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал