Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Исторические взгляды И.Тэна
Видную роль в распространении позитивистских идей играл во второй половине XIX в. Ипполит Тэн (1828—1893), широко известный литературовед и искусствовед (основатель культурно-исторической школы в этой области, развивавшей историко-генетический анализ искусства), а также философ, историк. В плане политическом сначала он стоял на умеренно-либеральных позициях, после событий Парижской Коммуны 1871 г. перешел к воинствующему консерватизму, что сказалась на его подходе к истории революции, изучению которой он посвятил последние 20 лет своей жизни. Ранние труды Тэна посвящены философии, общей социологии, теории и истории искусства и литературы; среди них главный — четырехтомная «История английской литературы» (1863— 1864). В его общем взгляде на историю идеалистическое понимание ее переплеталось с вульгарно-материалистическими тенденциями. В целом историко-социологические воззрения Тэна были явно отмечены чертами сциентизма, присущими вообще интеллектуальной атмосфере времени; в 1866 г. он писал о необходимости основать «экспериментальную историю». Тэн отстаивал мысль о применении «естественнонаучного метода» к изучению социологии и истории. Историю он рассматривал как науку, подобную наукам о живой природе, как, например, физиология и зоология. Так же, как существуют определенные, но не поддающиеся количественному измерению отношения между органами и функциями живого тела, существуют и определенные отношения, которые не могут быть выражены в цифрах, между группами фактов, составляющими социальную и моральную жизнь. Эти «определенные отношения», по мысли Тэна, могут быть названы законами, как в зоологии или ботанике, и познаны наукой. Исходя из этого, Тэн разработал свой «психологический метод» изучения общества. Решающее значение в его жизни он придавал психологии составляющих его людей. Характерно, что саму науку историю Тэн определял как «психологическую анатомию». Формирование общественной психологии он объяснял совокупным воздействием трех факторов: «расы» (естественные национальные особенности), «среды» (климатические и географические условия, а также социальные и политические обстоятельства), конкретного исторического «момента» (взаимодействие «расы» и «среды» с исторической традицией). В 1876—1893 гг. Тэн создал пятитомный труд «Происхождение современной Франции» (последний том, посвященный «современному порядку», остался незаконченным). Тэн работал в Национальном архиве; он заявлял, что следовал «беспристрастному научному методу». В действительности созданный им труд, основанный на его «психологическом методе» изучения истории, глубоко пристрастен, он представляет собою решительное осуждение Французской революции. Этому был подчинен и отбор документов. Глубинным истоком революции Тэн считал особенности «французского духа», сложившегося под воздействием рационализма XVII в. и Просвещения. Абстрактный, прямолинейный, этот тип сознания, полагал он, стремился подчинить умозрительной жесткой схеме живую, исполненную многообразия действительность. Особенно вредоносной он считал систему Руссо — в ней уже были заложены и анархия (так как форма правления должна подчиняться в любой момент «общей воле»), и деспотизм (так как права индивида в ней отчуждены в пользу коллектива, «народа- суверена»). Между тем именно этому духу следовала во всем Французская революция, в которой Тэн, в отличие от Токвиля, восхищавшегося порывом к свободе в 1789 г., не видел ни одного светлого эпизода. В сущности, согласно Тэну, уже с Учредительного собрания все было предрешено: воплощение руссоистской схемы «общественного договора» вело к превращению Франции во «вместилище распыленных, равных друг другу, оторванных друг от друга и подобных друг другу, как песчинки, индивидов». Революцию в целом Тэн считал гибельным взрывом преступных страстей. Он видел в ней две главные действующие силы. Первая — народ. Измученный нищетой, грубый и невежественный, он был отравлен разрушительной философией XVIII в., которая опрокинула сдерживающие традиции и разнуздала низменные инстинкты: «Несколько тысяч говорунов спустили с цепи несколько миллионов дикарей». Вторая сила революции, по Тэну, — «якобинцы» (к ним он причислял и Жиронду). Якобинцы» в схеме Тэна не социально-политическое течение, а особый психологический тип: это озлобленный демагог и догматик, пропитанный абстрактными идеями философии, олицетворявший самый дух революции, ее собирательную психологию. Из анархии, по мысли Тэна, естественно вырастал деспотизм, тоже взявший на вооружение философию и построивший в наполеоновское время основы современной Франции. «В этой философской казарме, — заключал Тэн, — мы живем уже восемьдесят лет». Книга Тэна содержала некоторые реалистические наблюдения относительно массовой психологии эпохи, особенно предреволюционного времени (хотя его подход к проблеме был в духе антропоморфизма: психологию массы он отождествлял с психологией отдельного человека). Желая показать «разгул анархии» в годы революции, Тэн уделил большое внимание народным движениям и был первым историком, попытавшимся дать по документам Национального архива общий обзор крестьянских восстаний. Написанная ярко, талантливо, книга Тэна стала заметным явлением во французской историографии последней трети XIX в. Она была с одобрением встречена в консервативных и реакционных кругах. До конца столетия отдельные ее тома выдержали от 5 до 25 изданий. В 80-е годы XIXв. во Франции выходил журнал «Вестник революции» («Revue de la Revolution»), в котором история Французской революции трактовалась в духе тэновского подхода.
|