Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Школа историков периода Реставрации О. Тьерри, Ф. Гизо.
20-е гг. XIXвека - значительное оживление общественно - политической борьбы во Франции. Монархия Бурбонов стала дворянской и клерикальной→ усиление либеральной оппозиции; + в Европе революции (Исп., Португ., Неаполит.кор.) влияли на общ. мнение. В этих условиях сложилась деятельность либеральной школы историков периода Реставрации. Ведущие представители: Огюстен Тьерри (1795 – 1856), Франсуа Гизо (1787 – 1874), Франсуа Минье (1796 – 1884) и Адольф Тьер (1797 – 1877). Значение их д-ти: 1)приступили к разработке научных методов изучения истории; 2) сформулировали основы теории классовой борьбы. Центральная проблема историков либеральной школы Реставрации – Фр. Революция и проблема буржуазной революции как таковой→ интерес к Англ. Рев. XVIIв. Лидер и один из основателей школы историков Реставрации - О. Тьерри - «отец классовой борьбы во фр историографии» (кс: ученик и секретарь Сен-Симона). Его труды: «История завоевания Англии норманнами» (1825), «Письма об истории Франции» (1827), «Десять лет исторических исследований» (1834), «Опыт истории происхождения и успехов третьего сословия» (1853). Задача историка по Тьерри – воссоздание прошлого в его своеобразии, проникновение в «дух времени» с помощью интуиции и сопереживания с изображаемой эпохой. За основу своей исторической концепции Тьерри взял теорию завоевания, согласно которой общественное неравенство возникло в результате завоевания одного народа другим. Он связал завоевание норманнами Англии и франками Галлии с развитием сословного (классового) общества в этих странах и появлением в дальнейшем сословной борьбы: в итоге завоевания во Фр образовались 2 враждебные «расы», народа – завоеватели – франки(предки дворянства) и порабощенные галло-римляне(предки третьего сословия). Тьерри посредством теории завоевания попытался узаконить право третьего сословия – буржуазии на политическое и социальное господство в стране. Под третьим сословием Тьерри понимал не только буржуазию, но народ в целом. По мнению Тьерри, только народная, национальная история является подлинной историей, которую нужно изучать. Следует писать не историю королей, а историю народа. Таким образом, согласно Тьерри, главной движущей силой исторического процесса является борьба двух наций – нации завоевателей и нации покорённых. Борьба народа за свободу есть основной смысл исторического развития. По мере развития государственного и общественного строя в народе формируется так называемое третье сословие, которое стремится уничтожить класс эксплуататоров. Английскую и французскую революции Тьерри объяснял социальной борьбой третьего сословия, потомков покорённой нации с дворянством потомками нации завоевателей. Ф. Гизо пришел в историческую науку из публицистики и политической деятельности. В 20 – 40-е годы (до революции 1848 года) Гизо был одним из ведущих идеологов либеральной французской буржуазии. Перу Гизо принадлежат следующие работы: «История Английской революции» (2 т. 1826 – 1827), «История цивилизации в Европе» (1828), «История цивилизации во Франции» (1829/30). По силе воображения Гизо уступал Тьерри, но превосходил его по уровню исторических обобщений. В основе исторической концепции Гизо лежала идея эволюции. Закономерность исторического процесса Гизо (последователь Вольтеровской школы) понимал как некую целесообразность, которой руководит разумная сила. Цель, к которой движется человечество, по мнению Гизо, заключается в создании справедливого и нравственного общества. Такое общество Гизо называл цивилизацией, а история цивилизации есть история нравственного совершенствования человечества во всех сферах социальной жизни. Как и Тьерри, Гизо большое внимание уделял социальным и материальным факторам в истории. Гизо признавал роль классовой борьбы в истории. Он так же, как и Тьерри, связывал происхождение классовой борьбы с теорией завоевания. Однако Гизо придал теории классовой борьбы новое содержание. По его мнению, дальнейшее развитие классовой борьбы после завоевания было связано не с борьбой наций, а эволюцией имущественных отношений и развитием земельной собственности. Гизо также указывал на факт неоднородности третьего сословия и на то, что в нём самом существовали противоречия. Используя теорию классовой борьбы Гизо доказал, что французская революция была однотипна с английской. В обеих революциях политическая борьба была вызвана социальными противоречиями. Но, Гизо отмечал, что, несмотря на определённое сходство между двумя революциями, существовали и отличия, связанные с национальной спецификой Англии и Франции. Большое значение для развития французской исторической науки имели работы историков периода Реставрации о французской революции. Они заложили основы французской и европейской историографии этой тематики. Крупнейшей работой либерально-романтического направления, посвященной французской революции, стал двухтомный труд Ф. Минье «История французской революции» (1824). В этой работе Минье обозначил основные пути, в русле которых будет развиваться буржуазно-демократическое направление во французской историографии французской революции XIX – начала XX веков. Революция, по мнению Минье, создала современную буржуазно-демократическую Францию. Поэтому она не поддаётся нравственной оценке. Минье считал, что революция не была делом случая, а неизбежным и необходимым процессом. Предпосылки революции заключались в борьбе классов за жизненные блага. По мнению Минье, победа третьего сословия в революции была обусловлена тем, что его программа реформ отвечала потребностям времени. Рассматривая различные этапы революции, Минье пытается объяснить её основные события с точки зрения государственного интереса, который является для него выражением исторической необходимости. Каждый этап революции возникал в силу внутренних или внешних обстоятельств и развития государственных интересов Франции. В третьем сословии Минье выделял буржуазию, которую считал главной движущей силой революции, а её классовые интересы наиболее созвучными потребностям времени. «История Французской революции» (8 томов, выходила с 1823 по 1828 годы) Тьера написана с умеренно-либеральных политических позиций. Тьер приветствовал и одобрял не все, что совершила революция. Он в одинаковой мере осуждал действия королевского двора и якобинской диктатуры. Главную причину революции Тьер усматривал в злоупотреблениях королевской власти. Основным двигателем революции были, по его мнению, партийные и народные страсти. Как и другие французские историки эпохи Реставрации, Тьер для объяснения хода революции использовал теорию сословной борьбы. Но в проявлениях сословной борьбы Тьер видел скорее случайную необходимость, нежели закон исторического развития. Положительной стороной концепции Французской революции Тьера стала идея о том, что все сменявшие друг друга у власти силы революции последовательно решали стоящие перед ней задачи. Также оценивал Тьер и деятельность великих революционеров. Они появлялись в нужное для революции время и уходили с политической сцены, когда им уже нечего было сказать или сделать. Тьер не скрывал своих политических взглядов. История революции была для него, прежде всего историей роли и места буржуазии в революции. Через весь труд Тьера проходит его увлечение практической политикой. События революции служили для него весьма удобным практическим руководством для целей реальной политики.
14. Историко – философские идеи И. Канта (1724-1804). Вершина философской мысли немецкого Просвещения, профессор Кёнигсберского университета. Считал, что в жизни общества действуют опред. законы, незаметно ведущие людей к неизвестной цели природы. Отсюда – несовпадение личных целей и общ. результатов человеческой деят-ти, поэтому, только в общем ходе истории можно разглядеть единую для всего человечества разумную цель. Эта цель – уст. Всеобщего правового гражданского состояния, при кот. Каждый обладает полной свободой, совместимой со свободой других. Историю движут противоречия и антагонизм между людьми, так как они заставляют создавать такую регулирующий орган порядка- государство.
|