Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эпоха перестройки в СССР в 1985 – 1991 гг. Проблемы современной историографии.⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 20
Характер перестройки (1985—1991) определялся стремлением реформировать со-ветское общество, к началу 80-х гг. вступившее в затяжной социально-экономический и духовно-нравственный кризис. В истории перестройки выделяют три этапа: 1985—1986, 1987—1988, 1989—1991 гг. 1985—1986 гг.: период ускорения. Была выдвинута концепция ускорения социально-экономического развития М.С. Горбачевым. Ставилась цель уже к 2000 г. удвоить промышленный по-тенциал СССР. Методы реализации этой стратегии оказались вполне традиционны-ми: активизация «человеческого фактора» (соцсоревнование, укрепление трудовой дисциплины, борьба с пьянством— знаменитая антиалкогольная кампания); Наметились сдвиги во внешней политике. СССР отказался от размещения ракет средней дальности в Европе, началась нормализация отношений с США, в предшествующий период фактически зашедших в тупик. Итоги политики ускорения малоутешительны. Добиться существенного повышения темпов роста не удалось, антиалкогольная кампания привела к гигантским потерям бюджета. 1987—1988 гг.: «гласность» и перестройка. Идеологиче-ской основой нового курса стала концепция «хозрасчетного социализма», прообраз которой был найден в нэпе. Закон «О государственном предприятии» (лето 1987) значительно рас-ширял самостоятельность предприятий. Трудовые коллек-тивы получали право выбирать администрацию. Это была попытка изменить хозяй-ственный механизм, ослабить административное давление, ввести конкуренцию. В 1988 г. был сделан следующий шаг: разрешено мелкое частное предпринимательство (в рамках так называемого кооперативного сектора). В 1988 г. XIX парткон-ференция одобрила курс на создание правового социалистического государства, проведение на альтернативных началах выборов в новый высший орган власти— Съезд народных депутатов. В 1987 г. была сформулирована концепция нового поли-тического мышления во внешней политике: мир признавался целостным и недели-мым. 1989—1991 гг.: поздняя перестройка. В 1989 г. состоялись выборы Съезда народных депутатов. Впервые они прошли на альтер-нативной основе, впервые заседания парламента транслировались по телевидению. Между тем к 1990—1991 гг. ситуация приобрела конфликтный, взрывоопасный характер. Рушились базовые структуры советской системы. Уже в 1989 г. возникло несколько политических партий разной направленности, выступавших против всевластия КПСС. В 1989 г. часть депутатов создала Межрегиональную группу во главе с Ельциным, которая выступила с программой радикальных реформ (рынок, демократия, отказ КПСС от монополии на власть и др.). 19 августа было объявлено о переходе власти Государственному комитету по чрезвычайному положению, Горбачев изолирован в Крыму, в Москву введена бронетехника. Центром сопротивления режиму ГКЧП стали президент, правительство и парламент РСФСР. 25 декабря Горбачев заявил о своем уходе в отставку с поста президента. Распад СССР стал фактом. Перестройке суждено было стать последней в XX в. попыткой реформировать социалистическую систему. Она потерпела крах. О причинах распада СССР высказываются различные мнения. Ясно лишь то, что он стал возможен в условиях экономического кризиса, резкого ослабления власти. Причины распада: Политические причины «Перерождение» элиты., Кризис КПСС. Из-за постепенного старения советского руководства центральный аппарат Коммунистической партии Советского Союза постепенно теряет рычаги контроля над ситуацией в стране. Экономические причины: Диспропорции в экономике., Исчерпание ресурсов для развития. Социально-идеологические причины - Кризис прежней идеологии. Поражение в афганской войне. 45 – см. выше – напротив 30 в - са. 15. крест.вопрос. основой экономики России в первой половине XIX в. оставалось сельское хозяйство. Россия в это время стала “житницей Европы”. К 1860 г. ежегодный вывоз хлеба из России достиг почти 95 млн пудов, что, на первый взгляд, свидетельствует о живых еще потенциях развития отечественного сельского хозяйства. Барщинная форма эксплуатации предусматривала обеспечение каждого крестьянина наделом земли, минимально необходимым скотом. В случае расширения помещиком своей запашки за счет крестьянских наделов хозяйство крепостного крестьянина разорялось, и помещик опять-таки лишался работника. Это и была главная причина невозможности развития господского хозяйства по экстенсивному пути. Часть помещиков обращалась к интенсивным методам, заводила рациональные хозяйства, покупала технику, но крепостные работники не владели новыми агротехническими приемами, не хотели и не могли пользоваться машинами, ломали их. Нанимать же вольных работников было невыгодно, да и, как правило, не на что. Несмотря на кредитную поддержку государства, помещики разорялись. К 1855 г. было заложено 65 процентов крепостных крестьян страны. Долг помещиков государству равнялся нескольким годовым бюджетам России. В сельском хозяйстве отчетливо проявилась тормозящая роль крепостного права. И Александр I, и Николай I видели необходимость отмены крепостного права, но они боялись ущемить интересы дворян, которые в массе своей не признавали очевидного и были против освобождения крестьян. С самого начала своего царствования Александр прекратил раздачу крестьян в частные руки. Указами 1808—1809 гг. помещикам запрещалось продавать крестьян на ярмарках “в розницу”, ссылать их в Сибирь за маловажные проступки; помещики обязывались кормить своих крепостных в голодные годы. 20 февраля 1803 г. вышел указ о “вольных хлебопашцах”, предусматривающий выкуп крестьян на волю по обоюдному согласию их с помещиками. В 1816 - 1819 гг., воспользовавшись инициативой помещиков прибалтийских губерний, Александр I завершил крестьянскую реформу в Прибалтике. Вся земля оставалась в собственности помещиков. Крестьяне, сделавшись лично свободными, но не получив никаких земельных наделов, попали в полную экономическую зависимость от помещиков и должны были превратиться или в арендаторов помещичьей земли, или в батраков в помещичьих хозяйствах. В 1818 г. 12 сановников получили секретные поручения царя подготовить проекты отмены крепостного права и для русских губерний. Один из этих проектов подготовил Аракчеев, намечавший постепенный выкуп помещичьих крестьян в казну. В 1818 - 1819 гг., как установил Мироненко, работал даже под руководством министра финансов Д. А. Гурьева специальный секретный комитет, подготовивший свой проект освобождения помещичьих крестьян. Однако, не чувствуя в вопросе освобождения крепостных поддержки в дворянских кругах, Александр I не решается реализовать ни один из проектов. Поручение Гурьеву оказалось последней, в сущности, инициативой императора в решении крестьянского вопроса. Вывести проблему за пределы узкого круга сановников, разделявших взгляды царя или считавших себя обязанными им следовать, Александр I так и не решился. Продолжателем линии брата в крестьянском вопросе выступил Николай I. Бенкендорф в своем “всеподданнейшем отчете” императору называл крепостное право “пороховым погребом под государством”. “Первопричина смертельной болезни была осознана, - пишет по этому поводу Б. Г. Литвак, - вся общественная жизнь первой половины века фокусировалась на альтернативах ее лечения”. В царствование Николая I секретные комитеты по крестьянскому вопросу возникали и исчезали один за другим. Одни из них были заняты рассмотрением проблемы в целом, другие - лишь частных ее аспектов. Важную роль сыграл Секретный комитет, созданный в 1835 г., в котором ведущую роль играл Киселев П.Д., в течение всего николаевского царствования бывший главным советником императора в крестьянских делах. Замысел Киселева состоял в проведении двуединой реформы - сперва в отношении крестьян государственных, а затем и помещичьих. Для выработки основ реформы государственной деревни было создано V отделение собственной его и. в. канцелярии, а затем на его основе министерство государственных имуществ. В 1837 - 1841 гг. реформа, в основном, была осуществлена. Изменилось управление казенными деревнями, население которых составляло более 40 % всех крестьян России. Значительно увеличились наделы государственных крестьян. Разработкой основ второй части двуединой реформы занялся Секретный комитет 1839 - 1842 гг.; принципы реформы помещичьей деревни сформулировал тот же П. Д. Киселев. Результатом явился указ 2 апреля 1842 г. об обязанных крестьянах. Указ предусматривал выкуп на свободу через договоры помещиков и крестьян без предоставления последним земельных участков. Комитет 1846 г. обсуждал записку министра внутренних дел Л.А.Перовского “Об уничтожении крепостного состояния в России”. Автор предлагал фиксировать повинности крестьян инвентарями, признать за ними права на движимую и недвижимую собственность. Более продуктивным оказался Секретный комитет 1847 г. Он поддержал предложение о разрешении крестьянам выкупаться с публичных торгов; 8 ноября 1847 г. вышел соответствующий указ. Однако комитет 1849 г. сформулировал новое предложение по этому вопросу, оформленное указом 19 июля этого года: указ подтверждал возможность выкупа с публичных торгов, но лишь при условии согласия на это помещика.В 1825 - 1839 гг. прекратили действие 17 посессионных мануфактур. Немногочисленные сохранившиеся до 1840-х гг. посессионные предприятия приспосабливались к новым условиям, расширяли свободный найм, вводили коммерческие начала производства. Правительственный указ 1824 г. стал серьезным шагом на пути к ликвидации посессий, предоставив предпринимателям право с согласия Комитета министров увольнять посессионных работников. Указ 1835 г. разрешил владельцам отпускать работников по паспортам. Наконец, закон 18 июня 1.840 г. объявлял о ликвидации посессионной мануфактуры. По данным В. К. Яцунского, в 1860 г. в обрабатывающей промышленности вотчинных рабочих насчитывалось не менее 102 тыс., тогда как посессионных - около 12 тыс. чел. Появлялись новые промышленные предприятия и целые отрасли, где производство нередко сразу же приобретало черты фабричной организации с соответственно высоким уровнем концентрации капитала и рабочей силы. Наблюдения М. Ф. Злотникова показали, что с 1826 по 1860 г. использование в российской промышленности иностранных машин и прочих технических установок возросло в масштабах страны в 86 раз. Быстрый рост промышленности стал обгонять рост внутреннего рынка. Городское население составляло в России лишь 6 % от всего количества и росло очень медленно, а втягивание в рыночные отношения населения деревни тормозилось крепостным правом. Государство начало пролагать для российских товаров новые пути на внешние рынки. Товарооборот внутренней торговли к концу первой четверти XIX в. достиг 900 млн. руб. За 1801 - 1860 гг. соответственно вырос и внешнеторговый государственный оборот, превысивший к исходу 1850-х гг. сумму в 430 млн. руб. Правительство поддерживало торговлю и промышленность и таким способом, как организация подготовки кадров; оно организовало Технологический институт, реальные училища, коммерческие училища. Для буржуазии было учреждено сословие почетных граждан, создан Мануфактурный совет из представителей предпринимательского корпуса для участия в решении касающихся его дел, проводились промышленные выставки, началось строительство железных дорог. Только одно требование буржуазии правительство не смогло выполнить: не ликвидировало крепостное право. Сохранение его до крайности обостряло проблему рынка свободных рабочих рук.
|