![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Международное таможенное право, понятие, принципы
Международное таможенное право — формирующаяся отрасль международного публичного права, нормы и принципы которого направлены на урегулирование международных отношений в области таможенного дела. Цель м/н там.регулирования: - унификация там.процедур и максимальное упрощение процедур; - обеспечение национальных интересов на м/н уровне. Среди наиболее важных институтов международного таможенного права можно назвать: институт временного ввоза, международного таможенного транзита, таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, институт таможенных льгот и преференций и др. Международное право выполняет задачу по сохранению государственного суверенитета, а международное таможенное — только его части — экономического суверенитета. Однако международное таможенное право, в отличие от национального, выполняет функции по охране экономического суверенитета государств в процессе их взаимного общения на международном уровне, а не только посредством обеспечения соблюдения участниками внешней торговли внутреннего законодательства. Принципы международного таможенного права — основные начала установления партнерских отношений между государствами в сфере таможенного дела, они производны от принципов международного права. Общепризнанные принципы международного права базируются на положениях Устава ООН и призваны обеспечить поддержание дружественных отношений и сотрудничество государств. К ним причисляются принципы: · суверенного равенства государств, · невмешательства во внутренние дела, · равноправия и самоопределения народов, · неприменения силы или угрозы силой, · мирного урегулирования споров, · нерушимости границ, территориальной целостности государств, · уважения прав человека и основных свобод, · сотрудничества государств, · добросовестного выполнения международных обязательств. Очевидно, что нормы-принципы можно рассматривать и в качестве источников международного таможенного права, поскольку наряду с целями, они «образуют ядро международной правовой системы», являются системообразующим фактором, превращающим отдельные нормы и институты в целостную систему. Специфические принципы международного таможенного права предопределены целями и задачами деятельности Экономической комиссии ООН, Всемирной таможенной организации, Всемирной торговой организации, формирования таможенных союзов и зон свободной торговли К ним относятся принципы содействия становлению нового экономического порядка, основанного на подлинной справедливости, суверенном равенстве национальных экономик, взаимозависимости, общности интересов, взаимной и равной выгоде в таможенном сотрудничестве между всеми государствами независимо от их экономических и социальных систем; запрещения прямых или косвенных действий, имеющих целью препятствовать осуществлению экономического суверенитета государств; обеспечения постоянного и всевозрастающего расширения и либерализации международной торговли, основанной на универсальном применении режима наиболее благоприятствуемой нации; равноправного использования государствами преимуществ международного разделения труда, способствующего развитию торгового обмена; содействия экономическому росту развивающихся стран в целях преодоления экономического разрыва с промышленно развитыми государствами; совершенствования механизма международного сотрудничества в области ТД. Указанный перечень специфических принципов международного таможенного права не является исчерпывающим. Он может быть расширен за счет производных от названных выше принципов, в том числе конвенционных. Так, например, производным от принципа содействия экономическому росту развивающихся стран является принцип невзаимности: развитые государства предоставляют таможенные льготы и преференции развивающимся и слаборазвитым странам, не требуя взамен аналогичных привилегий. Это, однако, не противоречит принципу недискриминации, является изъятием из него. В регулировании международных экономических отношений используются также принципы недискриминации и наибольшего благоприятствования. Эти принципы взаимосвязаны, но по содержанию не тождественны. «Если в силу принципа недискриминации каждое государство имеет право требовать от другого создания таких же условий, какими пользуются все государства, т. е. общих и одинаковых для всех, то в силу наибольшего благоприятствования — создания более благоприятных условий. Принцип наибольшего благоприятствования всегда устанавливается в договорном порядке, а принцип недискриминации не нуждается в договорном оформлении». Таким образом, принцип недискриминации является производным от принципа равенства государств. Вместе с тем введение в торговом договоре правила о наибольшем благоприятствовании ставит барьер для неравенства, дискриминации. Названные договорные принципы находят свое отражение и в регулировании международных таможенных отношений. Так, количественные ограничения и лицензирование как меры нетарифного регулирования применяются, как правило, в недискриминационном режиме (например, независимо от страны происхождения, на импорт определенного товара необходимо получить лицензию). На этом принципе основано Генеральное соглашение по тарифам и торговле, им руководствуются в регулировании торговых и опосредующих их таможенных отношений на территории Российской Федерации. Подобная взаимозависимость и взаимообусловленность специфических принципов международного экономического и таможенного права оправдана тем, что таможенные правоотношения опосредуют торговые и иные виды экономических отношений.
|