Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Выбор расчетных коэффициентов смещения.
Рассмотрим качественные показатели, которые дают возможность оценить передачу в отношении плавности и бесшумности зацепления, возможного износа и прочности зубьев, а также сравнить ряд передач по тем же показателям. Такая оценка важна для рационального назначения расчетных коэффициентов смещения при проектировании зубчатых передач.
- это угол
Здесь gf = rb2(tg ga = rb1(tg
Рис. 15.4
Подстановка (15.14) и (15.15) в (15.13) с учетом (14.5) дает формулу для определения коэффициента перекрытия прямозубой передачи:
Если при расчете по формуле (15.16) получится Важно отметить, что коэффициент перекрытия Продолжительность зацепления одной пары зубьев в косозубой передаче (
В этой сумме слагаемое
Как непосредственно следует из уравнений (15.17) и (15.18), коэффициент перекрытия
Цилиндрическая передача, составленная из колес с косыми зубьями.
Переходя к изучению косозубых передач, отметим прежде всего, что косые зубья располагаются на цилиндрах обоих колес по винтовым линиям (рис. 16.1). Если цилиндры развернуть на плоскость, то косые зубья (на развертке)окажутся расположенными по наклонным параллельным прямым. Так же будут расположены и косые зубья рейки.
Рис. 16.1
(рис. 16. 2). Поэтому производящая зубчатая поверхность, которую в своем технологическом движении 3 описывают режущие кромки инструмента — гребенки Г, тоже будет наклонной. На рис. 16.2: производящая поверхность показана схематично в виденаклонно проецирующих линий. А так как эта поверхность (если ее мысленно сделать материальной) образует зубья воображаемой производящей рейки ПР то, следовательно, зубья рейки получатся косыми. Наглядно процесс обкатки можно представить себе как качение изготовляемогоколеса по производящей рейке ПР, имеющей косые зубья, наклоненные под углом .
Рис. 16.2
(см. рис. 16.1), на который наклонен инструмент на станке.
Из сравнения рис. 16.1 и 16.2 видно, что движения обката 1 и 2 при изготовлении как прямозубых, так и косозубых колес одинаковы. А отсюда следует весьма важный вывод: все принципиальные положения, касающиеся станочного зацепления прямозубого колеса с прямозубой производящей рейкой (см. лекцию 14), справедливы также для станочного зацепления косозубого колеса с косозубой производящей рейкой. Вместе с тем процесс изготовления косозубых колес имеет и свои особенности, вытекающие из того, что инструмент установлен на станке наклонно. Определим, каким будет в этих новых условиях исходный производящий контур (ИПК), вступающий в станочное зацепление с профилем нарезаемых зубьев. Для этого рассечем наклонную зубчатую производящую поверхность плоскостью Нетрудно заметить, что благодаря наклону инструмента параметры полученного ИПК будут отличаться от параметров стандартного ИПК, который образуется при пересечении производящей поверхности плоскостью Здесь надо сделать принципиально важное добавление. Расчетный реечный ИПК (рис. 16.2), как и стандартный, имеет прямолинейные, т. е. эвольвентные, кромки. Поэтому в торцевой плоскости Т косозубого колеса (рис. 16.2) как и в любой, ей параллельной, зубья при изготовлении получают эвольвентный профиль. Но именно в этих плоскостях, перпендикулярных осям вращения колес проектируемой передачи, и происходит сам процесс зацепления профилей ее зубьев. Значит, косозубая цилиндрическая передача является эвольвентной передачей. Отсюда следует еще один важный вывод: все теоретические положения и зависимости, полученные ранее для прямозубой эвольвентной передачи полностью справедливы и для косозубой, но сформированной на базе расчетного ИПК. Поэтому математическая структура всех ранее составленных формул сохранится, но написание их будет иметь ту особенность, что всюду вместо стандартных параметров m,
и т.п. Укажем (без вывода) формулы перехода от стандартных параметров к расчётным:
Косое направление зубьев наделяет цилиндрическую передачу особыми свойствами. Рассмотрим их. Благодаря наклону зуба он выходит из зацепления не сразу весь целиком, а постепенно. После того как профиль Эа выйдет из зацепления, шестерня 1 повернется еще на угол
Коэффициентом перекрытия косозубой передачи называют отношение
Слагаемое Подставив рt = Теперь окончательно запишем формулу для определения коэффициента перекрытия косозубой передачи:
В прямозубой передаче (где Для косозубых колес уравнение (15.) приобретает вид:
Так как, согласно формулам (15.) h*at < h*a, Л. Н. Решетов рассчитал и изготовил косозубую передачу, шестерня которой имеет вceгo один не пораженный подрезом зуб. Этим он наглядно и убедительно продемонстрировал возможность создания малогабаритных зубчатых передач (в том числе и прямозубых) путем снижения чисел зубьев менее zmin, не опасаясь их подрезания. В лекциях 13…16 была кратко изложена геометрическая теория цилиндрической эвольвентной зубчатой передачи, которую с исчерпывающей полнотой разработал проф. В. А. Гавриленко [13] - основатель научной школы по зубчатым передачам.
|