Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Украина: субъекты социально-трудовых отношений со стороны работников






 

Субъекты социально-трудовых отношений формировались длительное время. Их определение до сих пор претерпевает изменения в законодательстве Украины.

Со стороны работников субъектами выступают все индивиды, все трудящиеся, все категории и группы работников согласно Международной классификации статуса занятых (см. главу I), как применительно к занятым, так и применительно к безработным: наемные работники; работодатели; трудящиеся, работающие на принадлежащих им предприятиях (не использующие наемных работников на постоянной основе); члены производственных кооперативов; участвующие в работе члены семьи; трудящиеся, не поддающиеся классификации по статусу – как носители установленного трудовым законодательством первичного права.

Если же рассматривать один из наиболее масштабных типов системы социально-трудовых отношений в современных условиях, такой как механизм социального партнерства, социальный диалог, то здесь субъектом социального диалога со стороны работников выступают наемные работники. Они, заключая с работодателем индивидуальный трудовой договор, приобретают согласно с ним соответствующие права и обязанности.

Другим субъектом является организация наемных работников - профессиональный союз, а точнее – организация профсоюза в лице выборного органа предприятия, учреждения, организации (профсоюзный комитет). Основная его функция, как и всего профсоюза, определена Конституцией Украины (часть 3 ст. 36): защищать трудовые и социально-экономические права и интересы своих членов. Все профессиональные союзы имеют равные права.

Законодательством предусматривается еще один субъект: другие, кроме профсоюза, уполномоченные на представительство трудовым коллективом органы, а в случае отсутствия таких органов – представители трудящихся, избранные и уполномоченные трудовым коллективом.

На практике в особых случаях такими органами выступают советы трудовых коллективов и, в отдельных случаях, постоянно действующие забастовочные комитеты.

Наемные работники на территориальном (региональном) уровне также реализуют свое право участника социального диалога, механизма социального партнерства через собственные организации и объединения – профсоюзы.

На областном уровне (включая Автономную Республику Крым, г. Киев) это представительство осуществляют отдельные организации отраслевых профсоюзов (областные комитеты, советы и межсоюзные (межотраслевые) профсоюзные объединения (областные федерации, советы). На районном, городском уровне такое представительство осуществляется выборочно в многочисленных организациях профсоюзов (преимущественно в отраслях, где есть ответственный представительный орган со стороны работодателей). Это отрасли агропромышленного комплекса, потребительской кооперации, образования, здравоохранения, культуры, государственных учреждений.

Представительство наемных работников на отраслевом уровне традиционно выполняют отраслевые профсоюзы. Если за объект оценки представительства принять заключение отраслевых соглашений, то стороной каждого отраслевого соглашения со стороны наемных работников ныне выступает один или несколько отраслевых профсоюзов. С принятием Закона Украины «О коллективных договорах и соглашениях» отраслевым профсоюзам официально предоставлено право на заключение отраслевых коллективных соглашений с социальными партнерами.

На национальном уровне представительство работников осуществляют более тридцати профсоюзных объединений, отраслевых и специализированных профсоюзов, официально действующих автономно один от другого, тем не менее объединяясь для ведения переговоров с работодателями и заключения Генерального соглашения, проведения консультаций по наиболее важным социально-трудовым вопросам или обсуждения законопроектов, других решений социально-экономического направления (рис. 6.2.1).

Полномочия профсоюзов регламентируются Законом Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», иными нормативно-правовыми актами в этой сфере.

Согласно Закону профессиональный союз – добровольная неприбыльная общественная организация, объединяющая граждан, связанных общими интересами по роду их профессиональной (трудовой) деятельности (учебы) (статья 1).

Запрещается любое ограничение прав либо установление преимуществ при заключении, изменении или прекращении трудового договора в связи с принадлежностью либо не принадлежностью к профсоюзам или определенному профсоюзу, вступлением либо выходом из него.

Таким образом, принадлежность или не принадлежность к профсоюзам не влечет за собой каких-либо ограничений трудовых, социально-экономических, политических, личных прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Украины и иными нормативно-правовыми актами Украины.

Запрещается обусловливать принятие граждан на работу или службу, продвижение по работе, оплату труда, а также увольнение с работы или службы в зависимости от членства в профсоюзах.

Профсоюзы в своей деятельности независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления, работодателей, иных общественных организаций, политических партий, им не подотчетны и не подконтрольны.


 

 


Рис. 6.2.1. Субъекты социально-трудовых отношений

со стороны работников

 

 


Профсоюзы, их объединения осуществляют представительство и защиту трудовых, социально-экономических прав и интересов членов профсоюзов в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в отношениях с работодателями, а также с другими объединениями граждан.

В вопросах коллективных интересов профсоюзы осуществляют представительство и защиту интересов граждан независимо от их членства в профсоюзах. Это положение проявляется, в частности, в том, что положения коллективного договора распространяются на всех работников предприятия независимо от того, являются ли они членами профсоюза.

В вопросах индивидуальных прав и интересов профсоюзы осуществляют представительство и защиту своих членов в порядке, предусмотренном законодательством. Например, статья 43΄ КЗоТ Украины разрешает произвести увольнение работника, не являющегося членом профессионального союза, по инициативе собственника без предварительного согласия профсоюзного органа, действующего на предприятии, в учреждении, организации.

Поскольку основной задачей профсоюзов является представительство и защита интересов работников перед собственником, основными функциями деятельности профсоюзов выступают защитная и представительская, которые дополняются контрольными полномочиями по соблюдению законодательства о труде.

Профсоюзы, их объединения имеют право представлять интересы своих членов при реализации ими конституционного права на обращение за защитой своих прав в судебные органы, к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека, а также в международные судебные учреждения.

Представительство интересов членов профсоюза во взаимоотношениях с работодателями, органами государственной власти и органами местного самоуправления осуществляется на основе системы коллективных договоров и соглашений, а также в соответствии с законодательством.

Профсоюзы имеют право на проведение независимой экспертизы условий труда, а также объектов производственного назначения, которые проектируются, строятся или эксплуатируются, на соответствие их нормативно-правовым актам по вопросам охраны труда, принимать участие в расследовании причин несчастных случаев и профзаболеваний на производстве и давать свои заключения о них.

Профсоюзы, их объединения принимают участие в разработке государственной политики занятости населения, государственных и территориальных программ занятости, проводят совместные консультации по этим проблемам с работодателями, их объединениями, а также с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, осуществляют контроль за исполнением законодательства о занятости.

Профсоюзы, их объединения имеют право принимать участие и проводить соответствующие консультации по вопросам привлечения и использования в Украине иностранной рабочей силы.

Профсоюзы, их объединения принимают участие в определении главных критериев жизненного уровня, прожиточного минимума, а также минимальных размеров заработной платы, пенсий, социальных выплат, политики ценообразования, разработке социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека и социальную защиту в случае полной, частичной или временной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы, а также в старости и в иных случаях, предусмотренных законом.

Профсоюзы, их объединения принимают участие в управлении государственным социальным страхованием.

Профсоюзы, их объединения имеют право на организацию и проведение забастовок, собраний, митингов, шествий и демонстраций в защиту трудовых и социально-экономических прав и интересов работников в соответствии с законом.

Профсоюзные организации на предприятиях, в учреждениях, организациях и их структурных подразделениях представляют интересы своих членов и защищают их трудовые, социально-экономические права и интересы.

Если на предприятии, в учреждении или организации создано несколько профсоюзных организаций, представительство коллективных интересов работников предприятия, учреждения или организации по заключению коллективного договора осуществляется объединенным представительным органом, который образуется этими профсоюзными организациями, по инициативе любого профсоюза.

Выборный орган профсоюзной организации на предприятии, в учреждении или организации:

заключает и контролирует выполнение коллективного договора, отчитывается о его выполнении на общем собрании трудового коллектива, обращается с требованием в соответствующие органы о привлечении к ответственности должностных лиц за невыполнение условий коллективного договора;

совместно с работодателем решает вопросы внедрения, пересмотра и изменений норм труда;

совместно с работодателем разрабатывает направления распределения средств фонда потребления, принимает участие в решении вопросов оплаты труда работников предприятия, форм и систем оплаты труда, расценок, тарифных сеток, схем должностных окладов, условий введения и размеров надбавок, доплат, премий, вознаграждений и других поощрительных, компенсационных выплат;

совместно с работодателем решает вопросы рабочего времени и времени отдыха, согласовывает графики сменности и предоставления отпусков, введения суммированного учета рабочего времени, дает разрешение на проведение сверхурочных работ, работ в выходные дни и т.п.;

совместно с работодателем решает вопросы социального развития предприятия, улучшения условий труда, материально-бытового, медицинского обслуживания работников;

принимает участие в решении социально-экономических вопросов, определении и утверждении перечня и порядка предоставления работникам социальных льгот;

принимает участие в разработке правил внутреннего трудового распорядка предприятия, учреждения или организации;

дает согласие или отказывает в даче согласия на расторжение трудового договора с работником по инициативе работодателя в случаях, предусмотренных законами;

принимает участие в расследовании несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий, работе комиссий по вопросам охраны труда, осуществляет контроль за возмещением предприятием, учреждением или организацией ущерба, причиненного работникам увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с производством или исполнением им трудовых обязанностей;

осуществляет общественный контроль за исполнением работодателем законодательства о труде и об охране труда, за обеспечением на предприятии, в учреждении или организации безопасных и безвредных условий труда, производственной санитарии, правильным применением установленных условий оплаты труда, требует устранения выявленных недостатков;

осуществляет контроль за подготовкой и предоставлением работодателем документов, необходимых для назначения пенсий работникам и членам их семей;

осуществляет контроль за предоставлением пенсионерам и инвалидам, которые до выхода на пенсию работали на предприятии, в учреждении или организации, права пользования наравне с его работниками имеющимися возможностями по медицинскому обслуживанию, обеспечению жильем, путевками в оздоровительные и профилактические учреждения и другими социальными услугами и льготами согласно уставу предприятия, учреждения или организации и коллективному договору.

Нельзя сказать, что Закон Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» закрепил такой правовой статус профсоюзов, который бы соответствовал рыночным отношениям. К открытым вопросам относятся: закрепление на законодательном уровне не только прав, но и обязанностей профсоюзных органов; решение вопросов об имущественной ответственности профсоюзов за невыполнение своих обязанностей, определение источников для такой ответственности.

Следует подчеркнуть, что в странах с рыночной экономикой отслеживается влияние профсоюзов на производительность и прибыли. В Законе же об обязанностях профсоюзов в деле повышения производительности, участия в экономическом росте, снижении издержек производства, эффективной организации труда и производства, обеспечения трудовой дисциплины и других обязанностях, направленных на непосредственный вклад (а не только на права) профсоюзных органов в повышение уровня жизни трудящихся, качества трудовой жизни не сказано, не акцентировано внимание; не предусмотрена имущественная ответственность за счет профсоюзных органов, а также административная и уголовная ответственность профсоюзных функционеров.

Как подчеркивается в учебном пособии «Трудовое право Украины» (под редакцией Г.И. Чернышевой и Н.Б. Болотиной, 2002) в условиях демократии, плюрализма актуальным является вопрос недопущения монополизации профсоюзами права быть представителями интересов работников во всех случаях. Здесь необходимо поставить точки над «і», все же следует признать: какими бы важными не были профсоюзы, они лишь посредники.

Главными фигурами в экономике, в производственных отношениях остаются собственники (работодатели, предприниматели) и работники (трудовой коллектив).

Стремление признать профсоюзный орган стороной коллективного договора не только неправильно по сути, но и в конечном счете противоречит правам профсоюзов. Ведь заключение коллективных соглашений – это не просто компания с признаками демократии. Главной целью является их реальное выполнение и полная ответственность сторон за такое выполнение.

Ясно, что именно трудовой коллектив является главным исполнителем условий коллективного договора и должен нести полную ответственность за такое исполнение.

Из изложенного следует вывод о необходимости принятия Закона Украины о трудовых коллективах и определения правового статуса этого важного коллективного субъекта социально-трудовых отношений.

Полномочия трудовых коллективов регулируются КЗоТ Украины, Законами Украины «О предприятиях в Украине», «Об охране труда», «О коллективных договорах и соглашениях», «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)», «О приватизации государственного имущества», «Об аренде государственного и коммунального имущества».

В соответствии со статьей 2521 КЗоТ Украины и пунктом 1 статьи 15 Закона Украины «О предприятиях в Украине» трудовой коллектив предприятия образуют все граждане, которые своим трудом участвуют в его деятельности на основе трудового договора (контракта, соглашения), а также других форм, регулирующих трудовые отношения работника с предприятием.

В предверии принятия нового Трудового кодекса Украины и Закона Украины «О трудовых коллективах» все вопросы правового регулирования положения трудовых коллективов нуждаются в переоценке, в ориентации их на рыночные отношения и демократические принципы. С таких позиций следует рассматривать не только конкретные полномочия трудового коллектива, его права и обязанности, но, в первую очередь, само понятие трудового коллектива.

Очевидно, в основу конкретных предложений необходимо положить объективные общественные интересы работодателя и работников. В процессе производства можно выделить две группы таких интересов: совпадающие и противоположные.

Трудовой коллектив имеет общие, совпадающие интересы с собственником (работодателем) в стратегическом вопросе о получении как только возможно большей прибыли, в эффективной организации производства, в подборе квалифицированных и добросовестных кадров, в обеспечении внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, соблюдении техники безопасности, охране труда.

Противоположные интересы лежат в основе распределения прибыли, оплаты труда, отчислений из прибыли на мероприятия по внедрению новых защитных технических средств, безопасности труда, безвредных и безопасных технологий; финансирования из прибыли мероприятий по социально-бытовому обслуживанию работников, по предоставлению дополнительных трудовых льгот.

Зона несовпадения социальных интересов достаточно велика и традиционно в общественном сознании и в правовом регулировании эти субъекты находятся по разные стороны социальных «баррикад». Соответственно из всего смысла понятия трудового коллектива и его полномочий достаточно ясно видно, что трудовой коллектив должен охватывать только наемных работников, работающих по трудовому договору. То есть речь идет о работниках, продолжительное время работающих на предприятии. Лица, которые выполняют для предприятия разовые работы по гражданско-правовым договорам, в состав трудового коллектива не включаются.

Исходя же из приведенного выше законодательного определения в трудовой коллектив входят также и работающие собственники. Очевидно, невозможно в таком варианте обеспечить надлежащее заключение коллективного договора, ибо смешение сторон приводит в непригодность сам принцип социального партнерства и превращает такое соглашение в декларацию.

Действующим законодательством о труде предусмотрены полномочия трудового коллектива в установлении коллективных условий труда, заключении коллективного договора, установлении рабочего времени, обеспечении трудовой дисциплины, утверждении правил внутреннего трудового распорядка, одобрении комплексных планов по улучшению охраны труда и контролю за их исполнением, образовании комиссии по трудовым спорам на предприятии.

В статье 2525 КЗоТ Украины установлены принципы материальной заинтересованности трудового коллектива в результатах хозяйственной деятельности: достижения и потери в работе предприятия непосредственно сказываются на уровне хозрасчетного дохода коллектива, благополучии каждого работника; предприятие, обеспечивающее производство и реализацию лучшей продукции (работ, услуг) с меньшими издержками, получает больший хозрасчетный доход и преимущества в своем производственном и социальном развитии и оплате труда работников.

Закон Украины «О предприятиях в Украине» устанавливает, что все вопросы социального развития, включая улучшение условий труда, жизни и здоровья, гарантии обязательного медицинского страхования членов трудового коллектива и их семей решаются трудовым коллективом при участии собственника в соответствии с уставом предприятия, коллективным договором и законодательными актами Украины. Пенсионеры и инвалиды, которые работали до выхода на пенсию на предприятии, пользуются равным с его работниками медицинским обслуживанием, обеспечиваются жильем, путевками в оздоровительные и профилактические заведения. Предприятие обязано постоянно улучшать условия труда и быта женщин, подростков, женщин, имеющих малолетних детей (статья 26).

Законодательство предусматривает права трудовых коллективов по приобретению права собственности на имущество своего предприятия, а также права на аренду имущества государственных предприятий.

Актуальным является вопрос о разграничении прав трудовых коллективов и профсоюзов на производстве.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал