Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Украина: субъекты социально-трудовых отношений со стороны работодателей






 

В Украине в качестве работодателей выступают государство (для государственных служащих, военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, судей, прокурорских работников), государственные и коммунальные предприятия, учреждения, организации, коллективные предприятия и организации, частные организации, физические лица.

Представителем государства в сфере применения труда выступают соответствующее министерство, Фонд государственного имущества Украины, органы местного самоуправления. Коллективный собственник реализует свои права собственника через общее собрание собственников. Физическое лицо (частный собственник, отдельный гражданин) реализует свое право работодателя непосредственно.

Особое место в социально-трудовых отношениях между работодателем и работником занимает трудовой договор. На его основании возникают социально-трудовые отношения работника с работодателем, что неизбежно влечет включение этих субъектов в целую систему отношений, которые регулируются трудовым правом.

Правовое определение трудового договора содержится в статье 21 Кодекса законов о труде Украины – это соглашение между работником и собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом или физическим лицом, по которому работник обязуется выполнять работу, определенную настоящим соглашением, с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган или физическое лицо обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимые для выполнения работы, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.

Работодатель – это предприятие, учреждение, организация независимо от формы собственности либо физическое лицо, заключившее трудовой договор с работником.

Любой гражданин как физическое лицо имеет право использовать наемный труд и выступать работодателем, для этого не требуется регистрации его как предпринимателя.

Следовательно, работодатель может быть определен как физическое либо юридическое лицо (организация), состоящее в трудовых отношениях с работником на основании заключенного трудового договора, иных актов и являющееся стороной указанного договора.

Все работодатели независимо от вида собственности обязаны обеспечить наемному работнику нормальные условия труда, их безопасность, а также социально-трудовые гарантии, выплачивать за работника страховые взносы в фонды социального страхования, предусмотренные законодательством. Работодатель несет материальную ответственность за вред, причиненный работнику при выполнении им своих трудовых обязанностей. Кроме того работодатель также несет имущественную ответственность перед другими физическими и юридическими лицами за вред причиненный его работником при выполнении последним трудовых обязанностей.

Как работодатели стороной трудового договора могут выступать общественные организации. Религиозная организация имеет право принимать на работу граждан, при этом условия труда устанавливаются по соглашению между религиозной организацией и работником и определяются трудовым договором, который заключается в письменной форме и подлежит обязательной регистрации.

Собственник осуществляет управление производством (предприятием, учреждением, организацией) как непосредственно, так и с помощью уполномоченного им на управление органа. Это может быть единоличный орган (должностные лица) или коллегиальные органы (советы, правления, комитеты). Структуру органов управления определяет само предприятие.

Уполномоченным собственником на управление лицом выступает руководитель предприятия, который нанимается (назначается) собственником или избирается собственниками имущества. При найме (назначении, избрании) собственником или уполномоченным им органом руководителя предприятия на должность с ним заключается контракт (договор, соглашение), в котором определяются права, сроки найма, обязанности и ответственность руководителя предприятия перед собственником и трудовым коллективом, условия его материального обеспечения и увольнения с должности с учетом гарантий, предусмотренных контрактом (договором, соглашением) и законодательством Украины.

Уполномоченный собственником орган выступает субъектом трудового права, являясь стороной в отношениях с трудовым коллективом и уполномоченными на представительство трудовым коллективом органами по установлению условий труда, применению действующего законодательства о труде.

В Украине в качестве субъекта социально-трудовых отношений со стороны работодателей признаются организация работодателей и объединение организаций работодателей.

Первой организацией работодателей, возникшей в Украине, был Союз предпринимателей Крыма, созданный еще в феврале 1989 года, который объединил прежде всего частных бизнесменов и предпринимателей, но со временем начал представлять также промышленные предприятия этого региона.

В последующие два года было создано большое количество разного рода ассоциаций на всей территории Украины, начиная от морских портов и коммунальных предприятий до союзов экономистов и юристов. Последующим шагом в структурном развитии организаций украинских работодателей стало формирование соответствующих объединений и федераций.

В течение последних лет практически все ассоциации и объединения работодателей в Украине постепенно объединились и стали членами таких организаций как Украинский союз промышленников и предпринимателей, Союз арендаторов и предпринимателей Украины, Союз малых, средних и приватизированных предприятий Украины, ассоциация работодателей торговли и коммерческой сферы экономики Украины и др. Эти и другие объединения в ноябре 1998 года создали Конфедерацию работодателей Украины.

Некоторые объединения оказывают реальное влияние на развитие социально-экономической ситуации в стране. В частности, в Украинском союзе промышленников и предпринимателей (УСПП), организованном в 1992 году, проводится работа по формированию и утверждению этой организации как наиболее представительной работодательской структуры в Украине. УСПП является всеукраинской неправительственной бесприбыльной общественной организацией, объединяющей граждан – промышленников и предпринимателей, граждан – субъектов предпринимательской деятельности всех форм собственности, общественные организации (региональные отделения, отраслевые организации, союзы, международные общественные организации) и их объединения с целью содействия проведению экономических реформ и защите интересов отечественных товаропроизводителей в Украине. В структуре УСПП насчитывается 70% предприятий негосударственных форм собственности и 30% - государственной. УСПП осуществляет свою деятельность на принципах самоуправления, добровольности и равноправия его членов, открытости и демократичности.

Среди программных задач УСПП наиболее важными являются: подъем производства; стабилизация налоговой системы и уменьшение налогового бремени на производителей; улучшение инвестиционного климата; содействие социальной политике государства и построение системы отношений на принципах социального партнёрства; всесторонняя поддержка развития малого бизнеса.

Позиции объединений работодателей при проведении коллективных переговоров и заключении соглашений всех уровней основываются на том, что гарантировать соблюдение определённых социальных стандартов возможно лишь через подъём производства и экономики в целом. Из этого исходят представители объединений предпринимателей, добиваясь включения в соглашения определенных взаимных обязательств, связанных с практическим решением проблем приоритетной государственной поддержки предприятий, прежде всего в жизнеобеспечивающих отраслях экономики, защиты отечественных товаропроизводителей, развития малого бизнеса, сохранения основных технологически взаимосвязанных комплексов в процессе приватизации.

Естественно, что наряду с общей заинтересованностью в подъёме экономики, укреплении её конкурентоспособности, в поддержании социального мира, предотвращении нищеты и безработицы у работодателей и работников будут объективно развиваться и несовпадающие интересы, к которым можно отнести прежде всего пропорции в распределении доходов на потребление и развитие производства, в определении источников и динамики создания фондов социальной защиты, степень их достаточности. Очевидно, что, например, работодатели всё в большей степени будут рассматривать занятость с точки зрения эффективного использования всех ресурсов, к которым относятся и трудовые.

В силу этого объединения предпринимателей заинтересованы, чтобы социальное партнёрство развивалось не спонтанно, а на основе:

1) постоянного, совместно с профсоюзами, прогнозирования событий в сфере социально-трудовых отношений, определения приоритетов и целей развития;

2) социального диалога с участием правительства, которое всё в большей степени должно играть роль гаранта.

Субъекты социально-трудовых отношений можно классифицировать на: 1) индивидуальные; 2) коллективные. Субъектами индивидуальных социально-трудовых отношений являются работодатель и наёмный работник. Субъектами коллективных социально-трудовых отношений являются работодатели, организации работодателей, их объединения и трудовые коллективы, профсоюзы и их объединения, выборные органы профсоюзных организаций, иные уполномоченные на представительство трудовым коллективом органы, органы социального партнёрства (Национальный совет социального партнёрства, Национальная служба посредничества и примирения).

Законом Украины от 24 мая 2001 года «Об организациях работодателей» закреплён статус таких субъектов, как организации работодателей и их объединения, правовые, социальные, экономические, организационные основы их создания и функционирования, формы и направления деятельности, принципы взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, объединениями граждан, в том числе профсоюзами.

Этим Законом определено, что ниже приведенные термины употребляются в следующем значении:

работодатель –владелец предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности или уполномоченный им орган либо физическое лицо, использующие в соответствии с законодательством наёмный труд;

организация работодателей – общественная неприбыльная организация, объединяющая работодателей на принципах добровольности и равноправия в целях представительства и защиты их прав и интересов;

объединение организаций работодателей - неприбыльная организация работодателей, объединяющая организации работодателей на принципах добровольности и равноправия в целях представительства и защиты прав и интересов организаций работодателей и работодателей;

социальное партнёрство – система коллективных отношений между наёмными работниками, работодателями, исполнительной властью, выступающими сторонами социального партнёрства в ходе реализации их социально-экономических прав и интересов.

Основными задачами организаций работодателей и их объединений являются:

сотрудничество с органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления, профессиональными союзами, их объединениями и другими организациями наёмных работников;

обеспечение представительства и защита законных интересов и прав работодателей в отношениях с органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления, профессиональными союзами, их объединениями и другими организациями наёмных работников, другими объединениями граждан;

участие в формировании и реализации социально-экономической политики государства;

участие в проведении коллективных переговоров и заключении генерального, региональных и отраслевых соглашений и обеспечение выполнения своих обязательств по заключённым соглашениям;

координация деятельности работодателей в выполнении обязательств по генеральному, региональным либо отраслевым соглашениям;

контроль за выполнением другими сторонами социального партнерства обязательств по генеральному, региональным и отраслевым соглашениям;

содействие максимальному соблюдению интересов работодателей при разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов);

содействие разрешению коллективных трудовых споров, предотвращению забастовок как крайнего средства разрешения этих конфликтов;

сбалансирование спроса и предложения рабочей силы, предотвращение массовой безработицы путем содействия созданию новых рабочих мест, обеспечение рациональной структуры занятости населения;

совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, распространения профессиональных знаний и опыта;

обеспечение скоординированности действий работодателей, их организаций и объединений по выполнению научно-технических и социальных программ, направленных на увеличение объемов производства продукции и услуг, повышение их конкурентоспособности, урегулирование и улучшение условий труда;

развитие сотрудничества с иностранными и международными организациями работодателей и их объединениями.

Организации работодателей и их объединения в своей деятельности независимы от органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления, профессиональных союзов, их объединений, других организаций наёмных работников, политических партий и других объединений граждан, им не подотчётны и не подконтрольны, кроме случав, предусмотренных законом.

Объединения организаций работодателей создаются и действуют по территориальному или отраслевому признаку и имеют статус местных, областных, республиканских, всеукраинских.

Организации работодателей и их объединения имеют право вносить в органы государственной власти, органы власти Автономной Республики Крым и органы местного самоуправления предложения по вопросам, связанным с их уставной деятельностью.

Организации работодателей и их объединения могут проводить экспертизу проектов законов и иных нормативно-правовых актов по вопросам, касающимся прав и интересов их членов.

Организации работодателей и их объединения принимают участие в социальном диалоге в порядке и на условиях определенных соответствующим законом.

Целью участия организаций работодателей и их объединений в социальном диалоге являются договорное регулирование и усовершенствование социально-трудовых отношений, достижение взаимопонимания, компромиссов между сторонами механизма социального партнерства, предотвращение возникновения и разрешение коллективных трудовых споров (конфликтов).

Сторону работодателей в механизме социального партнерства представляют:

на всеукраинском уровне – объединения организаций работодателей со всеукраинским статусом в лице уполномоченных ими органов;

на республиканском уровне - организации работодателей и их объединения в лице уполномоченных ими органов, объединившихся в пределах Автономной Республики Крым;

на отраслевом (межотраслевом) уровне - организации работодателей и их объединения в лице уполномоченных ими органов, объединившихся в пределах соответствующей отрасли (нескольких отраслей);

на местном и областном уровнях - организации работодателей и их объединения в лице уполномоченных ими органов, объединившихся в пределах соответствующих административно-территориальных единиц.

Организации работодателей и их объединения участвуют в формировании и проведении государственной политики занятости населения.

Организации работодателей и их объединения на паритетных началах участвуют в управлении общеобязательным государственным социальным страхованием в соответствии с законом.

Организации работодателей и их объединения выступают стороной коллективного трудового спора (конфликта) в порядке и на условиях, определенных Законом Украины «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)», пользуются всеми правами стороны такого спора (конфликта) и несут ответственность в соответствии с законом.

Организации работодателей и их объединения обязаны:

содействовать эффективному развитию отечественного рынка труда путем его сбалансирования;

предупреждать злоупотребление монопольным положением на рынке и возникновение недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности;

неукоснительно соблюдать требования законодательства Украины и своего устава;

использовать не запрещенные законом средства защиты прав и законных интересов работодателей;

участвовать в переговорах, консультациях по заключению коллективных договоров (соглашений), разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов) в соответствии с законом.

Социальный диалог как особый механизм регулирования социально-трудовых отношений предполагает наличие равных по силе сторон. Равных не в смысле своего социально-экономического положения, а в смысле возможности противостоять другой стороне в случае возникновения конфликта.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал