Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные функции и задачи демократического государства в системе механизма социального партнерства
Третьей стороной в системе партнерских отношений является государство. 10 мая 1944 года на 26-й сессии Международной конференции труда, состоявшейся в Филадельфии, была принята Филадельфийская декларация о целях и задачах Международной организации труда и принципах, которыми должна вдохновляться политика ее членов. Основные черты Филадельфийской декларации можно сжато охарактеризовать следующим образом. Сделан упор на роли экономической и социальной политики, а также на трудовом законодательстве в деле достижения социальных целей. В декларации говорится о принципах, которыми должны руководствоваться ее члены, про то, что национальная политика должна быть систематически ориентирована на цели, предусмотренные декларацией. Есть также традиционные цели, касающиеся трудовых норм, то есть политики в сфере заработной платы и доходов, рабочего времени и других условий труда, направленных на обеспечение справедливой части прогресса для всех; надлежащей защиты жизни и здоровья работников всех профессий; осуществление права на коллективные переговоры. Есть также четкие указания относительно необходимости трипартизма. Эти и другие положения декларации в определенной мере определяют понятие демократического государства. Подлинное демократическое общество не может эффективно функционировать, если в нем нет института трехсторонних отношений, отсутствуют многочисленные и активные группы посредников. Следует подчеркнуть ответственность государства. Выступая то инициатором, то регулятором, то арбитром, то посредником, то активным, то сдержанным исполнителем, государство часто играет решающую роль в процессе успешного проведения социального диалога и коллективных переговоров. Роль государства в трехсторонних отношениях должна быть сильной и эффективной. Для развития целей и принципов Филадельфийской декларации на последующих сессиях Генеральной конференции Международной организации труда принято ряд конвенций и рекомендаций, непосредственно касающихся становления и развития механизма социального партнерства в целом или его отдельных элементов, в которых определены роль и функции государства во время разрешения соответствующих проблем социально-трудовых отношений, прежде всего механизма социального партнерства. Прежде всего государство выполняет законотворческую функцию, формирует и усовершенствует на основе или с учетом конвенций и рекомендаций МОТ, других международных трудовых норм, в соответствии с национальными условиями и практикой национальное законодательство или правила относительно осуществления социально-трудовых отношений, механизма социального партнерства. Государство осуществляет процедуры, которые должны обеспечивать эффективные консультации между представителями правительства, предпринимателей и трудящихся по вопросам, касающимся деятельности Международной Организации Труда. Государство должно проводить консультации с представительскими организациями в связи с презентацией конвенций и рекомендаций по труду; с подготовкой и осуществлением в соответствии с национальной практикой законодательских или иных мер для применения международных конвенций и рекомендаций по труду, в частности, ратифицированных конвенций. Государство, учитывая национальное законодательство или правила, определяет категорию или категории трудящихся, на которые распространяется или не распространяется право на защиту и возможности, предусмотренные той или иной ратифицированной конвенцией или используемой рекомендацией. Так, национальное законодательство может определить, в какой мере гарантии, предусмотренные Конвенцией № 151 1978 года о защите права на организацию и процедуры определения условий занятости на государственной службе (в случае ее ратификации), применяются к вооруженным силам и полиции (милиции), а также к служащим, которые занимают высокие должности, чьи функции обычно рассматриваются как такие, которые касаются определения политики или управления, или к служащим, обязанности которых носят строго конфиденциальный характер. Государство должно установить, в какой мере и как конкретно те или иные положения Конвенции МОТ (в случае ее ратификации) будут учтены в национальном законодательстве. Государство применяет соответствующие национальным условиям меры: с целью содействия коллективным переговорам – чтобы коллективные переговоры могли совершаться на любом уровне, в частности: на уровне учреждения, предприятия, отрасли деятельности или промышленности, или на региональном или национальном; с целью поощрения и содействия полному развитию и использованию процедуры ведения переговоров на добровольной основе между работодателями или организациями работодателей, с одной стороны, и организациями трудящихся, с другой – с целью регулирования условий труда путем заключения коллективных договоров. Государство применяет меры по содействию в отраслевом и национальном масштабах эффективным консультациям и сотрудничеству между государственными органами власти и организациями работодателей и трудящихся с целью развития экономики в целом или ее отдельных отраслей, улучшения условий труда и повышения уровня жизни. Такие консультации и сотрудничество должны содействовать, в частности, обеспечению того, чтобы компетентные государственные органы власти соответствующим образом интересовались мнением организаций работодателей и трудящихся и обращались к ним за советом и помощью в таких сферах, как: подготовка и применение законодательных актов, затрагивающих их интересы; создание и деятельность общегосударственных органов, ведающих организацией рынка занятости, профессиональной подготовкой и переподготовкой, охраной труда и техникой безопасности, гигиеной труда, производительностью труда, социальным обеспечением и бытовым обслуживанием, разработкой и осуществлением основных направлений социальной политики, планов экономического и социального развития. Государство должно предоставлять организациям трудящихся и работодателей по их просьбе помощь в получении участниками коллективных переговоров на всех уровнях соответствующей подготовки, в случае необходимости финансировать программы подготовки. Государство должно содействовать созданию органов и процедур разрешения трудовых конфликтов таким образом, чтобы содействовать коллективным переговорам. Государство применяет необходимые и соответствующие меры с целью гарантирования трудящимся и работодателям права на организацию. Оно должно воздерживаться от какого либо вмешательства, способного ограничить право организаций трудящихся и работодателей создавать свои уставы и административные регламенты, свободно избирать своих представителей, организовывать свой аппарат и свою деятельность и формировать свою программу действий. Государство должно предоставлять организациям работодателей и трудящихся необходимую информацию об общем социально-экономическом состоянии страны и соответствующей отрасли в той мере, в какой разглашение такой информации не причиняет вреда национальным интересам. Стандарты МОТ, которые прямо или опосредованно касаются переговоров, связанных с заработной платой и другими условиями труда, основаны на главном принципе добровольных коллективных переговоров. Контрольные органы МОТ разработали ряд критериев для установления совместимости тех или иных форм вмешательства государства с принципами добровольных переговоров. Например, по их мнению, если политика экономической стабилизации (то есть насущные национальные интересы) потребует ограничения заработной платы, а это невозможно осуществить на основе коллективных соглашений, то государственные ограничения следует вводить как чрезвычайные меры и только в необходимых границах. Они не могут продолжаться больше разумного периода и должны сопровождаться достаточной защитой уровня жизни трудящихся, особенно тех, кто может пострадать больше всех. Контрольные органы МОТ считают, что законодательство, которое предусматривает предварительное одобрение государственными инстанциями коллективных договоров (до их вступления в действие), совместимо с Конвенцией № 98 1949 года при условии, что отказ в одобрении возможен только из-за процедурных недостатков или несоответствия документов минимальным нормам законодательства о труде. Если же законодательство допускает отказ в одобрении по другим причинам или в связи с отклонением соглашений от общей или экономической политики правительства или от его официальных директив относительно заработной платы и других условий занятости, то, по мнению контрольных органов МОТ, это является нарушением принципов независимости сторон социального партнерства. Следовательно, согласно международных стандартов государство может выполнять разные функции и играть разные роли в механизме социального партнерства: гаранта основных гражданских прав и свобод; независимого регулятора системы социально-трудовых отношений; организатора и координатора коллективных переговоров; стороны (партнера) на переговорах и консультациях в рамках трехсторонних социально-трудовых отношений с целью выработки или воплощения в жизнь социальной, экономической и промышленной политики в стране. Участие государства как стороны на переговорах и консультациях обычно совершается на национальном, отраслевом или региональном уровнях. Трехсторонние переговоры приводят к трехсторонним соглашениям, которые определяют обязательства каждой из сторон. Государство может выступать в роли арбитра во время разрешения коллективных трудовых конфликтов. Государство также является работодателем, ее политика в социально-трудовых отношениях в государственном секторе имеет определенное, в некоторых случаях существенное, влияние на состояние системы социально-трудовых отношений в стране в целом. Как гарант основополагающих гражданских прав и свобод, важных для волеизлияния прав работников, профессиональных прав, прав работодателей и эффективного функционирования любой системы социально-трудовых отношений, государство выступает в двух ипостасях: - выполняет функцию разработки и законодательного (нормативного) закрепления правовых основ и организационных форм механизма социального партнерства, правил и процедур взаимодействия сторон, установления обоснованных размеров и порядка определения минимальных социально-трудовых стандартов (минимальной заработной платы, минимальных государственных гарантий по отношению к ряду других социально-экономических и производственных условий труда, минимальных социальных льгот и т.п.). В этом случае государство можно рассматривать и как независимый регулятор системы социально-трудовых отношений, потому что оно способно устанавливать юридические рамки, которые защищают права профсоюзов и трудящихся и закладывают организационные и процедурные основы коллективных переговоров и улаживания коллективных трудовых конфликтов; - осуществляет функции организатора и координатора, которые регулируют социально-трудовые отношения в стране на основе норм международного трудового права и национального законодательства. Роль государства в механизме социального партнерства как организатора заключается и в том, что оно может взять на себя функции относительно законодательного закрепления тех соглашений, которые достигаются социальными партнерами, создать условия для выработки таких договоренностей, обеспечить контроль за их неуклонным соблюдением.
|