№
| Тема урока
| Кол-во часов
| Цели и задачи урока
| Характеристика учебной деятельности
| Универсальные учебные действия
| Дата проведения
|
План.
| Факт.
|
1 - 2
| Уж небо осенью дышало…
К. Г. Паустовский«Барсучий нос» Часть 1
С. 3—9
|
| Знакомство с понятием «синоним». Формирование умения пользоваться словарем синонимов. Развитие внимания к авторской позиции, умения выделять способы ее выражения.
Формирование умения определять собственное отношение к прочитанному. Закрепление умения использовать различные приемы для выразительного чтения. Формирование умения вести творческий пересказ произведения
| Выразительно читают, передают нужную интонацию.
Пересказывают близко к тексту, кратко, от лица персонажей.
Рассказывают по предложенному или самостоятельно составленному плану.
Привлекают читательский и жизненный опыт для решения поставленной задачи.
Передают впечатления, полученные при восприятии разных родов искусства.
Подбирают синонимы к предложенным словам и словосочетаниям.
Определяют и оценивают позиции литературных героев.
Выявляют главную мысль произведения.
Находят сравнения в тексте произведения.
Сочиняют устные и письменные рассказы по заданной теме.
Сравнивают настроение, выраженное в разных произведениях.
Различают сказку и рассказ.
Составляют план рассказа.
Пользуются словарем синонимов и справочником в конце учебника, школьным толковым словарем.
Анализируют композицию картины и изобразительные средства, используемые художником.
Подбирают художественные произведения и репродукции картин на заданную тему
| Выразительно читать, передавать нужную интонацию.
Пересказывать близко к тексту, кратко, от лица персонажей.
Рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану.
Привлекать читательский и жизненный опыт для решения поставленной задачи.
Передавать впечатления, полученные при восприятии разных родов искусства.
Подбирать синонимы к предложенным словам и словосочетаниям.
Определять и оценивать позиции литературных героев
|
|
|
| И. А. Бунин«Листопад»
С. 10—12
|
| Развитие внимания к эмоциональной окрашенности лирического произведения. Закрепление умения пользоваться различными приемами для выразительного чтения. Закрепление знаний о сравнении и рифме. Формирование умения вести рассказ по теме, используя предложенные вопросы и сочиняя собственные
|
|
|
| М. М. Пришвин«Хрустальный день», «Капитан-паук», «Недосмотренные грибы»
С. 13—15
|
| Знакомство с понятием «метафора». Формирование умения подбирать синонимы к предложенным словам и словосочетаниям. Формирование умений пересказывать произведения близко к тексту
|
|
|
| Н. Рубцов«У сгнившей лесной избушки» С. 16—17
|
| Формирование умений выразительно читать лирическое произведение, сравнивать настроение, выраженное в разных произведениях
|
|
|
|
| К. Г. Паустовский«Подарок»
С. 18—23
|
| Формирование умений передавать и оценивать позиции литературных героев, определять главную мысль произведения; составлять план пересказа и творческого рассказа. Формирование умения передавать впечатления от произведений изобразительного искусства
|
|
|
|
| Картинная галерея И. И. Левитан «Лесное озеро»
С. 24—25
|
| Развитие интереса к творчеству конкретного художника
|
|
|
|
8 – 9
| Народные сказки «Семь Симеонов» (русская народная сказка) С. 29—37
|
| Знакомство с особенностями языка и композиции народных сказок. Закрепление умения пересказывать фрагменты произведений близко к тексту. Формирование умений выявлять особенности литературных героев и сравнивать их, определять главную мысль произведения, сопоставлять сюжеты, основные мысли прочитанных произведений
| Выразительно читают.
Читают по ролям.
Пересказывают фрагменты произведения близко к тексту.
Определяют главную мысль произведения.
Сопоставляют героев, идеи разных произведений.
Продолжают сюжет произведения.
Сравнивают иллюстрации к сказкам в разных сборниках.
Уважают культуру разных народов.
Анализируют произведение изобразительного искусства по предложенному плану.
Подбирают репродукции картин на заданную тему.
Выбирают форму участия в проектной деятельности по теме «Народные сказки», сотрудничают со сверстниками и взрослыми, распределяют роли
| Выразительно читать.
Читать по ролям.
Пересказывать фрагменты произведения близко к тексту.
Определять главную мысль произведения.
Сопоставлять героев, идеи разных произведений.
Продолжать сюжет произведения.
Составлять план рассказа.
Находить нужные книги в библиотеке.
Ориентироваться в сборниках произведений.
Сравнивать иллюстрации к сказкам в разных сборниках.
Уважать культуру разных народов.
Анализировать произведение изобразительного искусства по предложенному плану.
Подбирать репродукции картин на заданную тему.
Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Народные сказки», сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли
|
|
|
10 – 11
| «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» (русская народная сказка) С. 37—45
|
|
|
|
| Внеклассное чтение
Русские народные сказки
С. 46, 64 – 75
|
| Формирование умения работать с книгой. Сопоставление вариантов сказок в разном переложении
|
|
|
| Картинная галерея
В. М. Васнецов «Иван-царевич на сером волке» С. 62—63
|
| Формирование интереса к личности художника. Формирование умения соотносить произведение изобразительного искусства с литературным текстом. Развитие внимания к деталям, позволяющим определить настроение, выраженное в картине
|
|
|
| «Жаба-королева» (литовская народная сказка) С. 47—50
|
| Формирование интереса и уважения к культуре разных народов. Сопоставление нравственных позиций героев в разных сказках. Формирование образа мира как единства разных культур
|
|
|
| «Птица Кахна» (таджикская народная сказка) С. 50—54
|
|
|
|
| «Как юноша любимую искал» (китайская народная сказка)
С. 54—61
|
|
|
|
| А. С. Пушкин«У лукоморья дуб зеленый...» (отрывок) С. 82—83
|
| Формирование умения выразительно читать лирическое произведение. Развитие внимания к авторской позиции и собственным впечатлениям от прочитанного
| Выразительно читают.
Читают по ролям.
Пересказывают фрагменты произведения близко к тексту.
Определяют главную мысль произведения.
Сопоставляют героев, идеи разных произведений.
Продолжают сюжет произведения.
Сравнивают иллюстрации к сказкам в разных сборниках.
Уважают культуру разных народов.
Анализируют произведение изобразительного искусства по предложенному плану.
Подбирают репродукции картин на заданную тему.
| Выразительно читать лирическое произведение.
Привлекать читательский опыт.
Определять свое впечатление от прочитанного.
Выявлять авторскую позицию.
Отвечать на вопросы по тексту, аргументировать свою позицию.
Подбирать эпитеты, синонимы и антонимы к словам.
Формировать представления о нравственных категориях (добре и зле)
|
|
|
| Ю. Мориц«Песенка про сказку» С. 84—85
|
| Развитие интереса к другим родам искусства — музыке, живописи. Актуализация собственных переживаний, вызванных разными родами искусства
|
|
|
| «Маленький скрипач» (немецкая народная баллада) С. 86—87
|
|
|
|
| Г. Сапгир «Сны» С.88—89
|
|
|
|
21 – 22
| В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Еще про Мальку» С. 91—96
|
| Формирование умений давать характеристику литературному герою, определять свое и авторское отношение к нему, объяснять внутреннее состояние литературных героев, рассказывать по плану. Развитие внимания и уважения к животным
| Выразительно читают.
Отвечают на вопросы по тексту, находят нужные фрагменты текста для подтверждения своей позиции.
Определяют свое и авторское отношение к героям.
Рассказывают по плану, от лица персонажа.
Создают устные и письменные рассказы на заданную тему.
| Выразительно читать.
Отвечать на вопросы по тексту, находить нужные фрагменты текста для подтверждения своей позиции.
Определять свое и авторское отношение к героям.
|
|
|
| И. С. Тургенев«Воробей»
С. 97—98
|
|
|
|
24 – 25
| Н. Г. Гарин-Михайловский«Тёма и Жучка» С. 99—108
|
|
|
|
| Л. Н. Толстой«Прыжок»
С. 109—112
|
|
|
|
| С. Есенин«Разгулялась вьюга...» С. 4—5
|
| Знакомство с понятием «олицетворение». Развитие внимания к слову в контексте литературного произведения
| Объясняют значение слова в контексте произведения. Подбирают синонимы, антонимы. Подбирают эпитеты.
Находят олицетворения в тексте.
Сопоставляют переживания, выраженные в разных произведениях. Привлекают собственный жизненный опыт.
Воспроизводят впечатление, полученное при чтении произведения, объясняют его.
Анализируют собственные переживания и находят их причины.
Извлекают информацию из произведения изобразительного искусства.
Находят в библиотеке книги заданной тематики.
| Выразительно читать.
Заучивать наизусть.
Объяснять значение слова в контексте произведения. Подбирать синонимы, антонимы. Подбирать эпитеты. Находить олицетворения в тексте.
Сопоставлять переживания, выраженные в разных произведениях. Привлекать собственный жизненный опыт.
Воспроизводить впечатление, полученное при чтении произведения, объяснять его.
Анализировать собственные переживания и находить их причины.
Извлекать информацию из произведения изобразительного искусства.
Находить в библиотеке книги заданной тематики
|
|
|
| А. С. Пушкин«В тот год осенняя погода...» (отрывок), «Зимнее утро», «Зимняя дорога» (отрывок)С. 6—11
|
| Формирование умений подбирать синонимы и антонимы, сопоставлять эмоциональную окрашенность разных литературных произведений. Формирование умения литературно грамотно воспроизводить собственные зрительные, слуховые, тактильные ощущения от «соприкосновения» с различными произведениями искусства.
|
|
|
| Ф. И. Тютчев«Чародейкою Зимою...» С. 12
|
|
|
|
| Картинная галерея
Н Крылов «Зима» С. 14—15
|
| Обогащение знаний об особенностях народного быта
|
|
|
31 – 32
| Авторские сказки
А. С. Пушкин«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» С. 19—47
|
| Формирование умений объяснять поведение и описывать внутреннее состояние литературных героев, выявлять авторское отношение к персонажам и связь литературного произведения с фольклором, оценивать иллюстрации к произведениям
| Составляют план рассказа по теме.
Определяют тему и главную мысль произведения.
Творчески пересказывают сюжет произведения. Сопоставляют сюжет с сюжетами народных сказок.
Характеризуют героя. Выявляют отношение автора к персонажам.
Читают по ролям.
Ставят вопросы к тексту произведения.
Формируют нравственное чувство и нравственное сознание
Придумывают вопросы к произведению.
Характеризуют внутреннее состояние героев.
Определяют отношение автора к персонажам.
Внимательно относятся к переживаниям других людей.
| Составлять план рассказа по теме.
Определять тему и главную мысль произведения.
Творчески пересказывать сюжет произведения. Сопоставлять сюжет с сюжетами народных сказок.
Характеризовать героя. Выявлять отношение автора к персонажам.
Читать по ролям.
Ставить вопросы к тексту произведения.
Формировать нравственное чувство и нравственное сознание
|
|
|
33 – 34
| Х.-К. Андерсен«Стойкий оловянный солдатик»
Часть 2 С.48—56
|
| Формирование умений составлять план рассказа по предложенной теме, определять тему, главную мысль произведения и отношение автора к героям. Формирование умения воспроизводить сюжет с позиции одного из героев.
| Придумывать вопросы к произведению.
Характеризовать внутреннее состояние героев.
Определять отношение автора к персонажам.
Привлекать жизненный опыт в процессе осмысления художественного произведения.
Пользоваться словарем синонимов и справочником в конце учебника, школьным толковым словарем.
Находить нужную книгу в библиотеке.
Рассказывать о прочитанной книге.
Внимательно относиться к переживаниям других людей
|
|
|
| Л. Н. Толстой«Царь и рубашка» С. 57—58
|
|
|
|
| БАСНИ. О. Мандельштам«Муха», Эзоп«Мухи», «Кошка и мыши»С. 66—68
|
| Знакомство с особенностями басни как жанра. Формирование умений постигать авторское отношение к персонажам и способы его выражения, сопоставлять характеры, поступки и взаимоотношения персонажей басни.
Формирование умения связывать смысл морали басни с собственным жизненным опытом
Формирование умения связывать смысл морали басни с собственным жизненным опытом
| Выразительно читают басни
Определяют авторское отношение к персонажам и способы его выражения.
Сопоставляют персонажей.
Определяют главную мысль произведения.
Делают обобщающие выводы, привлекая читательский и жизненный опыт.
Различают басню и стихотворение.
Сочиняют рассказы, произведения других жанров.
Формируют представления о нравственных и безнравственных поступках.
Выбирают форму участия в проектной деятельности по теме «Басни», сотрудничают со сверстниками и взрослыми, распределяют роли
| Выразительно читать басню.
Определять авторское отношение к персонажам и способы его выражения.
Сопоставлять персонажей.
Определять главную мысль произведения.
Делать обобщающие выводы, привлекая читательский и жизненный опыт.
Различать басню и стихотворение.
Сочинять рассказы, произведения других жанров.
Формировать представления о нравственных и безнравственных поступках.
Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Басни», сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли
|
|
|
| Л. Н. Толстой«Отец и сыновья», «Лгун» С. 69—70
|
|
|
|
38 – 39
| И. А. Крылов«Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Две Бочки» С.71 – 75
|
|
|
|
| Пословицы С. 75
|
|
|
|
41 – 42
| БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ.А. П. Чехов«Белолобый» С. 80—87
|
| Формирование умений объяснять свое отношение к прочитанному; выделять приемы, использованные писателем для создания литературных персонажей; выявлять авторское отношение к ним; составлять план рассказа по предложенной теме; объяснять внутреннее состояние героев, оценивать их, обосновывать сделанные выводы; определять тему и главную мысль произведения. Обогащение словаря, определяющего внутреннее состояние человека.
| Выразительно читают.
Выделяют нужные для ответа на вопрос фрагменты текста.
Определяют идею и тему произведения.
Составляют план рассказа по теме.
Определяют приемы, использованные писателем для создания персонажа произведения.
Оценивают поступки героев, аргументируют свою позицию.
Различают сказку о животных и рассказ.
Находят в библиотеке книги заданной тематики.
Внимательно и бережно относятся к живой природе
| Выразительно читать.
Выделять нужные для ответа на вопрос фрагменты текста.
Определять идею и тему произведения.
Составлять план рассказа по теме.
Определять приемы, использованные писателем для создания персонажа произведения.
Оценивать поступки героев, аргументировать свою позицию.
Различать сказку о животных и рассказ.
Находить в библиотеке книги заданной тематики.
Внимательно и бережно относиться к живой природе
|
|
|
| М. М. Пришвин«Лимон»
С. 88—93
|
|
|
|
| Л. Н. Толстой«Лев и собачка» С. 94—95
|
|
|
|
| К. Г. Паустовский«Кот Ворюга» С. 96—101
|
|
|
|
| Картинная галерея
Б. Мурильо «Мальчик с собакой» С. 108—109
|
| Обучение созданию рассказа о персонажах картины. Формирование умения характеризовать отношения между персонажами
|
|
|
47 – 48
| О СОВЕСТИ И ДОЛГЕ.
Ю. Яковлев«Полосатая палка» (в сокращении) С. 110—117
|
| Развитие внимания к смыслу слова в контексте литературного произведения. Формирование нравственных представлений. Формирование умений составлять план произведения, определять его главную мысль, объяснять поведение персонажей, определять их внутреннее состояние, передавать сюжет произведения от лица одного из персонажей. Развитие интереса к позиции других людей. Развитие письменного творчества учащихся. Формирование умения заучивать наизусть прозаический текст
| Пересказывают сюжет кратко, от лица персонажа.
Составляют план произведения.
Определяют главную мысль.
Создают письменные творческие работы.
Заучивают наизусть фрагменты прозаического текста.
Определяют внутреннее состояние персонажей, отношение автора к ним.
Рекомендуют понравившееся произведение, обосновывают свое отношение к нему.
Формируют представления о нравственных и безнравственных поступках.
Используют разные источники информации.
Работают с аппаратом книги.
Участвуют в диалоге.
| Пересказывать сюжет кратко, от лица персонажа.
Составлять план произведения.
Определять главную мысль.
Создавать письменные творческие работы.
Заучивать наизусть фрагменты прозаического текста.
Определять внутреннее состояние персонажей, отношение автора к ним.
Рекомендовать понравившееся произведение, обосновывать свое отношение к нему.
Формировать представления о нравственных и безнравственных поступках.
Использовать разные источники информации.
Работать с аппаратом книги.
Участвовать в диалоге.
|
|
|
49 – 50
| А. Платонов«Разноцветная бабочка» Часть 3 С. 4—15
|
|
|
|
| А. Кешоков «Мне больно, мальчики» С. 16
|
|
|
|
52- 53
| К. Г. Паустовский«Теплый хлеб» С.17—29
|
|
|
|
| ВЕСНА ПРИШЛА.Народные песни«Жаворонушки…», «Березонька» (народные песни) С. 35—36
|
| Развитие интереса к устному народному творчеству. Развитие внимания к собственным переживаниям, вызванным произведением искусства. Привлечение жизненного опыта при чтении художественного произведения
Закрепление знаний о понятиях «сравнение», «метафора», «олицетворение»
Развитие устного и письменного творчества учащихся
| Выразительно читают лирическое произведение.
Участвуют в инсценировании.
Привлекают жизненный опыт при чтении и анализе произведения.
Создают устно и письменно произведения разных жанров.
Анализируют собственные переживания, вызванные разными родами искусств.
Выражают свое отношение к явлениям природы в устной речи и в рисунках
| Выразительно читать лирическое произведение.
Участвовать в инсценировании.
Привлекать жизненный опыт при чтении и анализе произведения.
Создавать устно и письменно произведения разных жанров.
Анализировать собственные переживания, вызванные разными родами искусств.
Выражать свое отношение к явлениям природы в устной речи и в рисунках
|
|
|
| А. А. Фет «Весенний дождь» С. 37
|
|
|
|
| М. М. Пришвин«Лесная капель» С.38—39
|
|
|
|
| К. Д. Бальмонт«Золотая рыбка» С. 40—41
|
|
|
|
| А. А. Фет «Рыбка» С. 42
|
| Закрепление знаний о понятиях «сравнение», «метафора», «олицетворение»
Развитие устного и письменного творчества учащихся
|
|
|
| И В ШУТКУ И ВСЕРЬЕЗ. Шутки-прибаутки С. 46—47
|
| Развитие умения определять главную мысль произведения, понимать внутреннее состояние персонажа и рассказывать о событиях от его лица.
Развитие внимания к выбору точного слова для характеристики состояния литературного героя, собственного отношения к нему
| Определяют главную мысль произведения.
Пересказывают сжато от лица персонажа.
Задают вопросы.
Составляют план по теме.
Определяют свое отношение к персонажу, обосновывают его фрагментами текста, рассуждениями.
Работают со словарями и другими источниками информации.
Делятся впечатлениями о произведении изобразительного искусства.
Знакомятся с детской периодической литературой
| Определять главную мысль произведения.
Пересказывать сжато от лица персонажа.
Задавать вопросы.
Составлять план по теме.
Определять свое отношение к персонажу, обосновывать его фрагментами текста, рассуждениями.
Работать со словарями и другими источниками информации.
Делиться впечатлениями о произведении изобразительного искусства.
Знакомиться с детской периодической литературой
|
|
|
| «Болтливая баба» (русская народная сказка) С. 48—53
|
|
|
|
61 – 62
| А. Линдгрен«Как Эмиль угодил головойв супницу» С.54—61
|
|
|
|
| С. Маршак «Про двух соседей», «Старуха, дверь закрой!» С. 62—65
|
|
|
|
64 – 65
| М. Зощенко«Великие путешественники С.66—75
|
|
|
|
| Картинная галерея
З. Серебрякова «За обедом» С. 76—77
|
| Развитие интереса к творчеству конкретного художника
|
|
|
67 – 68
| Внеклассное чтение
А. Линдгрен «Приключения Эмиля из Лённеберги»
С. 61
Детская периодическая литература С. 75
|
| Формирование умения работать с книгой.
Обучение самостоятельной работе с детской периодической литературой
|
|
|
|