Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Речевое развитие. Речь — одно из важнейших средств коммуникации
Речь — одно из важнейших средств коммуникации. Она проявляется в дошкольном возрасте прежде всего в диалогах и полилогах (коллективных разговорах): собеседники обмениваются мыслями, задают друг другу уточняющие вопросы, обсуждая предмет разговора. Постепенно формы речевого общения усложняются: в ответах на поставленный вопрос дети начинают использовать сначала элементы, а затем и полноценные монологи описательного и повествовательного характера, а также элементы рассуждений. Развитие диалогической, полилогической и монологической речи требует формирования следующих составляющих: - собственно речи (её фонетико-фонематического и лексико-грамматического компонентов); - речевого этикета (освоения элементарных норм и правил вступления в разговор, поддержания и завершения общения); невербальных средств (адекватного использования мимики, жестов). 3—4 года Овладение речью как средством общения и культуры Обеспечение развития первичных представлений: - о правилах и нормах речевого этикета, необходимости вежливого обращения со взрослыми и сверстниками (на примерах персонажей мультфильмов, литературы. Создание условий для приобретения опыта: адекватного реагирования на обращение действием и доступными речевыми средствами; - общения и взаимодействия со взрослыми и детьми в процессе игры(разговаривать о любимых игрушках, отвечать на вопросы, договариваться о совместных действиях); - проявления вежливости в процессе общения, выполнения режимных моментов (здороваться при входе в группу с воспитателем и детьми, говорить «спасибо» при выходе из-за стола, слушать собеседника, при необходимости вежливо выражать просьбу, благодарить запомощь); - использования форм индивидуального обращения ко взрослому и сверстнику (здравствуйте — здравствуй); - участия в эмоционально-речевом общении со сверстниками в ходе выполнения гигиенических процедур, игр (пользоваться ласковыми словами, пожалеть, развеселить). Обогащение активного словаря в различных видах деятельности Создание условий для приобретения опыта: понимания речи взрослого, обращённой к группе детей; - понимания и использования некоторых обобщающих понятий(платье, рубашка — это одежда; кукла, мишка, мяч — игрушки и т. д.), многозначных слов (рука у человека и ручка у зонтика), семантических отношений слов разных частей речи в едином тематическом пространстве (дом — строят, рыба — плывёт и т. д.), глагольной лексики, отражающей действия самого ребёнка, близких людей и некоторых животных; - называния предметов быта непосредственного окружения (посуды, мебели), предметов личного пользования (одежда, гигиенические принадлежности, игрушки), названий объектов природы и др.; - использования слов с противоположным значением в процессе рассматривания предмета (этот мишка большой, а тот маленький и т. д.). Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи Создание условий для приобретения опыта: - использования правильно согласованных прилагательных и существительных в роде, числе и падеже -длинная верёвка, маленький зайчик и т. д.), пространственных предлогов (в, над, под, за и т. д.); - участия в способах словообразования с помощью различных суффиксов в игре (заяц — зайчонок, кот — котёнок); участия в ситуациях речевого общения, вызывающих потребность отвечать на вопросы и задавать их в условиях наглядно представленной ситуации общения (кто это? Как его зовут? Что он делает? Во что одет? Какого цвета одежда? И т. п., а также рассказать в трёх- четырёх простых предложениях об эмоционально значимых предметах, событиях, развитие речевого творчества Создание условий для приобретения опыта: - участия в прослушивании произведения литературы, фольклора, рассматривании иллюстраций к нему, в ситуациях речевого общения после прочтения литературного произведения; - участия в коллективных играх на основе изложения коллективного рассказа (начинает рассказ взрослый, а дети, используя элементы творчества, продолжают); - употребления запомнившихся слов, выражений, песенок героев литературных произведений. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха Создание условий для приобретения опыта: - правильного произнесения гласных, твёрдых и мягких согласных звуков ([м], [б], [п], [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ф], [в], [с], [ц]) в игровых упражнениях; - участия в игровых упражнениях по развитию речевого дыхания, слухового внимания, фонематического слуха, интонации, в игровых ситуациях, вызывающих потребность воспринимать речь не только взрослых, но и сверстников, в воспроизведении ритма стихотворения, звукового образа слова (слышать специально выделяемый в речи взрослого звук и воспроизводить его).Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературыСоздание условий для приобретения опыта: положительного реагирования на предложение послушать и прочесть ещё раз произведение -сказку, рассказ, потешку и т. д., поговорить о прочитанном; - участия в прослушивании малых форм фольклора (потешек, песенок, прибауток), простых народных и авторских сказок, рассказов и стихов, доступных пониманию детей; - эмоциональной отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, победе положительного героя; - сопереживать бедам и несчастьям персонажей, которых защищает положительный герой, и т. п.); -выявления положительных героев, их оценки с помощью доступного нравственно- ценного словаря, установления простейших связей последовательности событий в тексте; - участия в ситуациях общения, вызывающих потребность выражать впечатления о прочитанном речевыми и неречевыми средствами; -заучивания коротких стихотворений; - понимания иллюстраций к произведениям литератур и фольклора.
|