Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социально-коммуникативное развитие. Вхождение ребёнка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных
Вхождение ребёнка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, т. е. вне социализации (от лат. socialis — общий, общественный), а также вне его общения и активного взаимодействия с окружающим миром, т. е. вне коммуникации (от лат. communico — делаю общим, связываю, общаюсь). При реализации содержания образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» необходимо помнить о следующем 1) Решение основных задач психолого-педагогической работы невозможно без формирования первичных ценностных представлений (что такое хорошо и что такое плохо). 2) Выделение отдельной образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» условно, так как процесс социализации и коммуникации буквально пронизывает 15 всё содержание Программы разнообразными социализирующе-коммуникационными аспектами. «Матрицей» Программы является содержание психолого-педагогической работы по развитию общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками. Оно должно учитываться при организации всех видов детской деятельности, в процессерешения всех задач психолого-педагогической работы Программы. 3) В свою очередь, реализация самой образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» обеспечивается опорой на сквозные механизмы развития ребёнка — общение, игру, элементарный труд, познание и другие виды детской деятельности. Ведущее место в реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» занимает игра (сюжетно-ролевая, режиссёрская и театрализованная) как способ освоения ребёнком социальных ролей, средство развития качеств ребёнка, его творческих способностей. 4) Общество, государство и семья остро осознают необходимость вернуть утраченное в последние годы уважительное отношение к труду как к самостоятельной ценности. Цели дошкольного образования не могут быть достигнуты вне решения задачи развития самой трудовой деятельности и формирования позитивных установок ко всем видам труда, так как труд является одним из универсальных средств приобщения к человеческой культуре и развития личности ребёнка. 5)Необходимость включения в содержание образовательной области«Социально-коммуникативное развитие» задачи по формированию основ безопасного поведения ребёнка в быту, социуме, природе обусловлена: с одной стороны, наличием потенциальных источников возникновения различных опасных ситуаций, связанных с социально - экономическим развитием деятельности человека -доступность сложных бытовых приборов и оборудования, мобильность образа жизни взрослых и детей и др.); с другой стороны, антропогенными изменениями в природе, являющимися причиной возникновения глобальных экологических проблем(снижение качества воды, воздуха, исчезновение отдельных видов растений и животных и др.). В связи с этим основы безопасного поведения в быту, социуме, природе рассматриваются в Программе и как безопасность жизнедеятельности человека (состояние его физической, психической и социальной защищённости), и как безопасность окружающего мира природы. Года Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности Обеспечение развития первичных представлений: - о моральных нормах и правилах на примерах положительного и отрицательного поведения, хороших и плохих поступков из жизни, мультфильмов, литературы и др. - о доверительном общении на родном языке; - о потребности в общении со взрослыми как источником разнообразной информации о событиях в родном городе, республике. Создание условий для приобретения опыта: общения и взаимодействия со взрослыми и детьми на основе учёта основных моральных разрешений и запретов; - совершения некоторых нравственно направленных действий (погладить по голове, утешая друга; поднять упавшую у воспитателя книгу и др.), обусловленных привязанностью к близким и значимым людям и др.; - понимания и использования в речи нравственно ценной лексики (хорошо - плохо, нехорошо, некрасиво, добрый-злой и др.). - приобщение к празднованию основных знаменательных дат республики; Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками Обеспечение развития первичных представлений: - о некоторых видах и способах общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками (вербальное и невербальное общение, конструктивное и неконструктивное взаимодействие). Создание условий для приобретения опыта: - положительного реагирования на предложение общения; - установления вербальных и невербальных контактов со взрослыми и детьми в различных видах деятельности; - адекватного реагирования на речь взрослого, адресованную группе детей, на обращение действием и речевыми средствами; - эмоционально-положительного реагирования на просьбы и требования взрослого убрать игрушки, помочь родителям, воспитателю, на необходимость регулировать своё поведение; - участия в эмоционально-речевом общении со сверстниками в ходе игр, выполнения гигиенических процедур, приёма пищи; использования слов речевого этикета («здравствуйте» — при входе в группу и др., «спасибо» — при выходе из-за стола, при выражении благодарности за помощь и др.); - постановки самостоятельных вопросов и ответов на вопросы собеседника в условиях наглядно представленной ситуации общения кто это? Как его зовут? Что он делает? Во что одет? Какого цвета его одежда? И т. п.; участия в ситуациях речевого общения, вызывающих потребность рассказать в трёх-четырёх предложениях об эмоционально значимых предметах, событиях; выполнения просьб и поручений взрослого (разложить ложки, салфетки, убрать игрушки и др.); - оказания посильной помощи взрослым (воспитателю, помощнику воспитателя, родителям) и т. д.; проявления интереса к совместным играм со взрослыми и детьми, положительного отклика на предложение поиграть; выполнения, не толкаясь, не отнимая игрушек и предметов и др., совместно с двумя-тремя детьми, к которым испытывает симпатию, отдельных игровых действий (одеть куклу и др.), нескольких взаимосвязанных игровых действий (умыть и одеть куклу, накормить её, уложить спать и др.); - имитирования действий персонажей, передачи несложных эмоциональных состояний персонажей с использованием хотя бы одного средства выразительности — мимики, жеста, движения (улыбнуться, сделать испуганное лицо, покачать головой, помахать руками и т. д.участия в коллективных играх и занятиях на основе установления положительных взаимоотношений с родителями, педагогами и некоторыми сверстниками, в том числе - с детьми разного пола, и соблюдения отдельных элементарных моральных норм и правил поведения (не конфликтовать, не толкать, не бить другого, не вырывать игрушку). Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляциисобственныхдействий. Обеспечение развития первичных представлений: - о способах самостоятельного выполнения какой-либо деятельности, заданий и др. (например, последовательности самостоятельных действий при одевании, умывании и др.); - о некоторых способах разрешения споров, ликвидации ссор и др.; - о формах выражения чувств - погладить, обнять, прикоснуться рукой, сказать: «Не плачь» и др. Создание условий для приобретения опыта: - самостоятельного выполнения действий по самообслуживанию, элементов хозяйственно-бытового труда, некоторых просьб и поручений взрослых; - принятия цели, поставленной взрослым, собственной постановки простых целей, поиска и нахождения средств достижения целей, поставленных взрослыми или самостоятельно. - ориентировки на внешнюю оценку, высказывания собственных оценок; - взаимодействия с детьми и взрослыми, нахождения адекватных способов выхода из конфликта, сдерживания себя, выражения чувств в приемлемой форме, проявления приветливости при встрече, вежливости при прощании, вежливости при выражении благодарности, учтивости при принесении извинений, сдержанности при просьбе. - Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания Обеспечение развития первичных представлений: - о взаимопомощи, дружбе, любви и др.; - о некоторых социальных чувствах и эмоциях (радость — печаль, дружелюбие — агрессия, страх, удивление и др.). Создание условий для приобретения опыта: - слушания (внимательно смотреть на говорящего, не перебивать), - обращения за помощью, выражения благодарности, вступления в речевое общение (правильно выбрать время и форму для начала разговора), - присоединения к играющим детям - найти способ включиться в игру без жалоб и конфликтов; - воспроизведения (самостоятельно или по указанию взрослого) несложных образцов социального поведения взрослых либо детей (персонажей литературных произведений, мультфильмов и др.); - оказания элементарной помощи и принятия помощи от взрослых и сверстников; - адекватного реагирования на проявления агрессии: отстаивание интересов мирным путем. - установления эмоциональных контактов со взрослыми и детьми, - проявления внимания, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости (сочувствия близким людям, привлекательным персонажам литературных произведений, мультфильмов, кинофильмов, сопереживания им, адекватного отклика на радостные и печальные события в семье, детском саду; проявления внимания и заботы по отношению к детям другого пола, младшего возраста); - различения (на основе сравнения) и понимания некоторых контрастных эмоциональных состояний людей по выражению их лиц, позам, жестам (радость — печаль, дружелюбие — агрессия), адекватного реагирования на них действием или словом(если плачет — пожалеть, погладить, обнять); овладения способами передачи некоторых эмоциональных состояний (страх, удивление и др.). Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками Обеспечение развития первичных представлений: - о формах и способах конструктивного взаимодействия со сверстниками в игре и других видах совместной деятельности; - положительных взаимоотношениях детей в игре и других видах деятельности. Создание условий для приобретения опыта: игры в паре, в группе из 2—3 сверстников; - участия в коллективных играх и занятиях со сверстниками; - проявления инициативы в совместной деятельности; применения конструктивных способов взаимодействия ребёнка со сверстниками(пригласить сверстника к деятельности, выполнять необходимые действия, нессориться); - установления положительных взаимоотношений со сверстниками в игре и других видах совместной деятельности. - Играть на темы из окружающей жизни по мотивам татарских литературных произведений; - Возникновение и развитие сюжетно-ролевых игр, отражающих быт татарского и русского народов; - Содействие желанию самостоятельно подбирать национальные игрушки, предметы ряжения (национальный костюм, ювелирные украшения, ичиги), предметы- заместители.Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в образовательной организации.Обеспечение развития первичных представлений: - о собственной принадлежности к членам своей семьи и группы детского сада; - о составе своей семьи (папа, мама, бабушка, дедушка, братья, сёстры), - об именах её членов, способах проявления заботы членов семьи друг о другевидах домашнего труда, времяпровождения и др. - об элементарных проявлениях гендерных ролей в семье (мужчины сильные и смелые, берут на себя ответственность за семью, женщины нежные, заботливые и др.) и возрастном развитии детей разного пола (девочка - будущая женщина, мать, мальчик - будущий мужчина, отец). Создание условий для приобретения опыта: - инициирования вопросов и разговоров о себе, о родителях, о том, что было, когда ребёнок ещё не родился; что произойдёт в ближайшем будущем и т. д.; - проявления интереса к жизни детского сада, называния работников детского сада по имени и отчеству, приветствия их и детей при встрече и прощания при расставании с ними; - проявления желания включаться в совместную деятельность с разными членами семьи; - поддержания порядка в групповой комнате и дома, бережного отношения к игрушкам, книгам, личным вещам, растениям, животным; - эмоциональной сопричастности к жизни дошкольного учреждения(повседневно, а также в дни праздников, событий). Формирование позитивных установок к различным видам трудаи творчества. Обеспечение развития первичных представлений: - об удобном и безопасном способе выполнения простейших трудовых поручений (например, стул удобно взять, аккуратно, медленно, не задевая других, пронести к месту (от места) выполнения трудовой деятельности); - о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах (хозяйственно-бытовой труд дома и в детском саду — приготовление пищи, мытьё посуды, вытирание пыли, мытьё полов, окон, чистка ковра и др.); - об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения (безопасные способы постановки лестницы дворником, установки новогодней ёлки и т. д.). Создание условий для приобретения опыта: - освоения основных процессов самообслуживания (самостоятельно или при небольшой помощи взрослого одеваться и раздеваться в определённой последовательности, замечать непорядок в одежде и устранять его самостоятельно или при небольшой помощи взрослых); - освоения отдельных процессов в хозяйственно-бытовом трудев подготовке к приёму пищи — расставить хлебницы; в уборке групповой комнаты — расставить игрушки на полках, собрать кубики в коробку, поставить стулья на место; в уборке участка — собрать мусор, подмести дорожки; - выполнения отдельных трудовых процессов в природе при участии взрослого (по уходу за растениями — поливать, протирать крупные листья, мыть поддоны; по уходу за животными в уголке природы и на участке кормить, менять воду); - обращения внимания (с помощью взрослого) на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся. - проявления положительного отношения к самообслуживанию, другим видам самостоятельного труда и труду взрослых; - ситуативных проявлений желания принять участие в труде, преодолевать небольшие трудности, связанные с самообслуживанием. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Обеспечение развития первичных представлений: - об основных источниках опасности в быту (горячая вода, огонь, острые предметы и др.), на улице (транспорт) и способах безопасного поведения (не ходить по проезжей части дороги, быть рядом со взрослым, при переходе улицы держаться за его руку, идти на зелёный сигнал светофора), в различных видах детской деятельности (продуктивной, двигательной, музыкально-художественной, трудовой); - об основных источниках опасности в природе (незнакомые животные, водоёмы и др.).
|