Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Художественно-эстетическое развитие. Искусство (словесное, музыкальное, изобразительное) выполняет этическую и эстетическую функции образования детей дошкольного возраста
Искусство (словесное, музыкальное, изобразительное) выполняет этическую и эстетическую функции образования детей дошкольного возраста. Особенность восприятия детьми дошкольного возраста произведений искусства заключается в том, что с их помощью ребёнок открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь и людей, добро и зло, красоту окружающего мира, переживая и проживая содержание произведений искусства. Процесс общения с произведениями искусства -книгой, музыкой, картиной, народной игрушкой и др.является одним из определяющих в интеллектуальном, личностном (в том числе мировоззренческом) и эстетическом становлении человека, в его способности к самореализации, в сохранении и передаче опыта, накопленного человечеством. 3—4 годаРазвитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, художественной литературы и фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений Создание условий для приобретения опыта: - непосредственного восприятия (рассматривания) произведений изобразительного, народного декоративно-прикладного искусства (матрёшка, богородская деревянная игрушка и др.), в которых переданы чувства и отношения, наиболее близкие и понятные детям этого возраста(мать и дитя и их взаимоотношения и др.); слушания произведений музыкального искусства, проявления слуховой сосредоточенности, интереса к звуку, музыкальному звуку, манипулирования с музыкальными и немузыкальными звуками; - чтения – восприятия - художественной литературы, способствующей познанию окружающего мира, того, что в нём существует добро и зло, положительные и отрицательные герои (положительные герои побеждают отрицательных, помогают слабым, маленьким) и т. п.; - различения элементарного характера музыки; - понимания простейших музыкальных образов (лисы, медведя, зайчика и др.) в процессе - слушания соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки; - проявления эмоциональной отзывчивости на простые музыкальные и изобразительные образы, выраженные контрастными средствами, на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, победе положительного героя; - сопереживать бедам и несчастьям персонажей, которых защищает положительный герой, и т. п.); - узнавания знакомых песен, фрагментов музыкальных произведений и пьес, сказок, малых фольклорных форм; - накапливания эстетических впечатлений. Формирование элементарных представлений о видах искусства, в том числе: - о народном искусстве -матрёшка, богородская деревянная игрушка и др., о его языке, условности и символичности языка народного искусства и средствах выразительности. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной) Обеспечение развития первичных представлений: - о правилах осуществления изобразительной и конструктивно- модельной деятельности (сохранять правильную позу при работе за столом: не горбиться, не наклоняться низко, сидеть свободно, не напрягаясь; - приучаться быть аккуратными и сохранять своё рабочее место в порядке), слушания музыкальных произведений (не отвлекаться, дослушивать музыкальное произведение до конца); - о звуковых свойствах предметов, звуковых и ритмических предэталонах (громко — тихо, высоко — низко, быстро — медленно и пр.); - о различных материалах для изобразительной деятельности (карандаш, фломастер, восковые мелки, кисть и др.), основных способах и приёмах изобразительной деятельности; - о пластических, конструктивных и природных материалах (бумага, глина, пластилин, пластическая масса, солёное тесто и др.), основных способах конструктивно- модельной деятельности и технических приёмах создания отдельных деталей. Создание условий для приобретения опыта: - ежегодного, свободного творческого рисования, лепки, аппликации, конструирования, художественного труда, восприятия музыки и музыкального исполнительства; - элементарного экспериментирования с изобразительными материалами; музыкальными звуками, звукоизвлечения, создания элементарных образов- звукоподражаний; - называния созданных продуктов и рассказывания о них; - объединения изображённых, сконструированных предметов несложным сюжетом; - овладения средствами и компонентами музыкальной деятельности, в том числе участия в подвижных музыкальных и музыкально-дидактических играх; - адекватного использования музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов -музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.) в группе; подбора музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов для ряжения, элементов костюмов различных персонажей; - исполнения основных движений -ходьба, бег, маршировка и т. д. под музыку, музыкально-ритмических движений, танцевальных движений (кружиться в парах, притоптывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами(флажки, листочки, платочки и т. п.); - проявления элементарных вокальных певческих умений в процессе подпевания взрослому (допевание мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и весёлых мелодий на слог «ля- ля» и т. д.); - разучивания музыкальных игр и танцев, совместного пения; - овладения средствами рисования, в том числе работы с изобразительными материалами -карандашами, фломастерами, маркерами, восковыми мелками, гуашью и др., применения способов и приёмов работы с кистью (обмакивать кисть всем ворсом в баночку с краской, затем - лёгким прикосновением ворса снимать лишнюю краску о край баночки и свободными движениями накладывать мазки; - своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать кисть по окончании работы и, прежде - чем начинать пользоваться краской другого цвета, осушать промытую кисть о мягкую тряпочку, после использования размещать её ворсом вверх, придав ему заострённую форму); - изображения простых предметов, живых объектов и явлений окружающей действительности разной формы (округлой и четырёхугольной); передачи строения предметов, их общих признаков, относительного сходства по форме и некоторых характерных деталей образа; овладения средствами лепки, в том числе работы с пластическими материалами (глиной, пластилином, пластической массой); применения способов и приёмов лепки (отщипывать или отрывать от основного куска небольшие комочки, раскатывать их, соединять и скреплять концы вылепленного столбика; - скатывать комочки в шар, расплющивать его ладонью в диск; соединять части, прижимая одну часть к другой и при помощи пальцев оттягивая некоторые детали); - передачи формы и строения простых предметов, состоящих из двух-трёх частей. Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству Слушание: - Приобщать детей к народной и классической музыке. - Формировать эмоциональную отзывчивость на произведение, умение различать веселую и Л грустную музыку. - Приучать слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении. - Развивать способность различать музыкальные звуки по высоте в пределах октавы. - Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных -инструментов. - Учить выразительному пению. - Способствовать развитию певческих навыков. Музыкально-ритмические движения: Формировать умение двигаться в соответствии с двухчастной формой музыки и силой ее звучания (громко, тихо); реагировать на начало звучания музыки и ее окончание. Улучшать качество исполнения танцевальных движений: притопывать переменно двумя ногами и одной ногой. Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения, с предметами, игрушками и без них. Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и2 сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички и т. д. Развитие танцевально-игрового творчества Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии. Формировать навыки более точного выполнения движений, передающих характер изображаемых животных Знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, также их звучанием.Формировать умение подыгрывать на детских ударных музыкальных инструментах.
|