Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Практические (семинарские) занятия
Практическое занятие № 1 Классификация словесных художественных образов Вопросы и задания 1. Дайте определение художественного образа. Соотношение в образе реального и идеального. Роль вымысла в создании образа. Виды художественных образов (музыкальный, словесный, изобразительный, скульптурный, архитектурный). 2. Композитор, скульптор, живописец и писатель устроили творческое соревнование. Каждый из них доступными для него средствами создал в своем произведении образ Колобка. Опишите различие между видами художественного образа (способ воздействия на адресата, материал, абстрактность и пр.). Чтобы выполнить задание, прочитайте главы XVI и XVII из статьи Г. Лессинга «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии» и выпишите 2-3 основных тезиса. 3. Соотношение знака и образа. Прочитайте отрывок из эссе Ж-П. Сартра «Что такое литература?» (из главы «Что значит писать?»). Сформулируйте отличия художественного слова и знака. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Преодоление знаковости слов в литературе». 4. Структура словесного художественного образа. Предметный (словесно обозначенный) и смысловой (подразумеваемый) планы художественного образа. Их соотношение. 5. Сделайте комплексный анализ (с учетом трех классификаций) словесного художественного образа березы из стихотворения С. Есенина «Береза» («Белая береза под моим окном…»)
Литература 1. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. Перевод Е. Эдельсона (под ред. Н.Н. Кузнецовой) / Лессинг Г.Э. // Лессинг Г.Э. Избранные произведения. - М.: Худож. лит., 1953.- С. 385-516. Электронный ресурс: https://www.philolog.ru/ 2. Жан-Поль Сартр. Что такое литература? Электронный ресурс: https://lib.ru/SARTR/s_literatura.txt 3. Образ художественный// ЛЭС. С. 252-257 (конспект) Электронный ресурс: https:// wwww. rubricon.com Практическое занятие № 2 Сюжет и фабула художественного произведения Вопросы и задания 1. Понятие о сюжете в литературоведении. Сюжет как динамический аспект художественного произведения. Сюжет в эпических, драматических и лирических произведениях. Сюжет и фабула. 2. Основные типы сюжетов. Привести примеры литературных произведений на каждый тип сюжета, обосновав свое мнение. 3. Сюжет и конфликт. Основные элементы сюжета. О. Генри " Последний лист" 1. Восстановите фабульную последовательность событий в рассказе. Соотнесите сюжет и фабулу произведения. Как можно было бы озаглавить рассказ в случае совпадения сюжета и фабулы? Как изменилось бы при этом читательское восприятие рассказа? 2. Выделите основные элементы сюжета. 3. Перестройте сюжет рассказа О. Генри “Последний лист”, изложив ход событий с точки зрения одного из участников событий (на ваш выбор). * Как смена точки зрения влияет на отбор изображаемых событий? * Как изменяется ракурс их изображения? * Какие эпизоды могут остаться вне поля зрения рассказчика? 4. Какой эпизод в рассказе вы могли бы назвать кульминационным? Меняется ли место кульминации в зависимости от точки зрения текста? Докажите свое суждение. 5. Выделите сюжетно-значимые детали в рассказе О. Генри " Последний лист". Как они подсвечивают движение событий в рассказе? Какие детали содержат скрытые намеки на развязку и разъяснение событий? 6. Охарактеризуйте особенности сюжетного развития в лирической прозе. Каково место “событий” (“происшествий”) в лирическом произведении? Какими элементами повествования определяется его внутренняя динамика? На примере рассказов И. Бунина “Туман” или “Косцы” проиллюстрируйте свой ответ. 7. Письменное задание: анализ сюжетно-фабульной организации рассказа Х.Л. Борхеса " Форма сабли" или “Сад расходящихся тропок”. Примите во внимание следующие аспекты анализа: * художественные функции композиционной рамки: текст в тексте — “сюжет в сюжете”; * соотнесенность фабульной и сюжетной последовательности событий; * объективная и субъективная (с точки зрения рассказчика) логика событий; * мотивировки событий; “случайные” и “неизбежные” связи между событиями; * “рифмующиеся” (перекликающиеся по структуре и смыслу) эпизоды, их художественные функции в рассказе; предметный мир рассказа, сюжетно-значимые детали повествования Практическое занятие № 3
|