Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Композиция художественного произведения
Вопросы и задания И. Бунин " Легкое дыхание" 1. Восстановите фабулу новеллы И. Бунина. Почему исходной точкой сюжета становится мнимый фабульный финал — сообщение о смерти героини? Какую функцию выполняет композиционная рамка (сцены на кладбище)? Как бы вы озаглавили новеллу в случае совпадения сюжета и фабулы? 2. Какие фабульные линии дополняют в новелле главную — линию Оли Мещерской? Какова роль рассказа о классной даме в новелле? Как фабульные линии связаны друг с другом? Чем обоснован обрыв фабульных связей? 3. Временная организация новеллы: выделите эпизоды, относящиеся (или максимально приближенные) к " настоящему времени" текста; выделите эпизоды, поданные ретроспективно. Каковы функции ретроспекций в новелле? как соотносятся в новелле " настоящее" и " прошлое"? Как они сюжетно связаны? 4. Соотношение точек зрения: " крупный" и " общий" планы изображения. Как они взаимодействуют? 5. Предметная детализация: объясните принцип компоновки деталей в новелле (на примере двух эпизодов — разговора Оли Мещерской с начальницей и визита классной дамы на кладбище). В какой последовательности детали предъявляются читателю? Какова их композиционная роль? Работают ли детали на развитие сюжета? 6. Какие элементы текста получают в новелле статус лейтмотива? Какова семантика и композиционная роль лейтмотивов? Литература 1. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1986. (Гл. " Легкое дыхание".) 2. Жолковский А. К. Блуждающие сны и другие работы. М., 1994. (Гл. " Легкое дыхание" Бунина — Выготского семьдесят лет спустя”.) Источники 1 и 2 должны быть законспектированы. Практическое занятие № 4 Повествовательная организация литературного произведения Вопросы и задания 1. Понятие о субъектной организации повествования. 2. Категории автора, повествователя и рассказчика. 3. Повествовательная перспектива. 4. Несобственно-прямая, несобственно-авторская речь. В. Набоков " Уста к устам" 1. Сколько субъектов повествования представлено в рассказе В.Набокова " Уста к устам"? В каких эпизодах и при помощи каких приемов осуществляется переброс повествования от одного повествователя к другому? 2. С каких (чьих) точек зрения представлен читателю Илья Борисович? Как бы вы определили принцип взаимодействия разных повествовательных перспектив в рассказе? 3. Выделите эпизоды рассказа, в которых используется несобственно-прямая речь. В чем выразительные возможности этого приема в произведении? В каких стилевых регистрах ведется повествование на протяжении рассказа? Чем мотивирована их смена в тексте? 4. Какие элементы предметной детализации оказываются общими для рассказа и романа " Уста к устам"? Как и в каких целях они используются каждым повествователем? В. Набоков " Облако, озеро, башня" 1. Выделите все повествовательные инстанции, представленные в рассказе. В чем состоят повествовательные функции фрагментов, написанных от первого лица? Какой цели служит рамочная конструкция — прямое появление повествователя в первом и последнем предложениях? Куда он отпускает своего персонажа? 2. Выделите те эпизоды повествования, в которых совмещаются повествовательные перспективы повествователя и персонажа. В чем их значение в рассказе? 3. Внимательно перечитайте заключительный эпизод путешествия Василия Ивановича (" Увлекаемый, как в дикой сказке..." до " Было превесело"). Сколько голосов его рассказывают? Какие повествовательные перспективы в нем соединяются? 4. Каковы поэтические ресурсы прозаического повествования? Сопоставьте следующие фрагменты текста: " синяя сырость оврага", " высилась прямо из дактиля в дактиля старинная черная башня", " облако, озеро, башня". Повествовательную перспективу какого героя они формируют? Как она взаимодействует с " чужими" точками зрения? Практическое занятие № 5
|