Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пламя пурпурного диска






Без лучей и без теней

(И. Анненский)

 

Целый день сырой осенний воздух

Я вдыхал в смятенье и тоске;

Я хочу поужинать, и звезды

Золотые в темном кошельке!

(О.Мандельштам)

Ручьев ниспадающих речь

Сплеталась предивно

С плащом, ниспадающим с плеч

Волной неизбывной.

(М.Цветаева)

 

6. Дайте определение следующих понятий: каламбур, парономазия, анаграмма, палиндром (если затрудняетесь, справьтесь по словарю литературных терминов). Напишите сочинение-миниатюру, обыграв на их основе разные значения одного многозначного слова или омонимов. На полях укажите название использованного вами приема.

7. Ответьте на вопросы, приведя примеры из литературных произведений (или придумав собственные примеры):

7.1. По каким тропам проходит путь от сравнения к символу?

Практическое занятие № 6

Выразительные возможности языка художественной литературы. Стилистические фигуры

Вопросы и задания

1. В чем различие между:

а) эпифорой и рефреном;

б) градацией и гиперболой;

в) оксюмороном и антитезой.

2. Как сделать:

а) из литоты — гиперболу;

б) из перифраза — эвфемизм;

в) из метафоры — символ;

г) из антитезы — оксюморон.

3. Допишите к строчке “ Мы с тобой встречались на закате ” вторую так, чтобы получить пример:

а) анафоры,

б) эпифоры,

в) симплоки,

г) анадиплосиса,

д) синтаксического параллелизма.

4. Составьте словосочетания или предложения, в которых слово “ дождь” являлось бы элементом:

а) двучленной метафоры,

б) перифраза,

в) восходящей градации,

г) полиптотона,

д) хиазма.

5. Выделите все стилистические фигуры в стихотворении И. Бродского " Пилигримы". Приведите по одному примеру на каждый тип выделенных вами стилистических фигур.

ПИЛИГРИМЫ

" Мои мечты и чувства в сотый раз

Идут к тебе дорогой пилигримов"

В. Шекспир

 

Мимо ристалищ, капищ,

мимо храмов и баров,

мимо шикарных кладбищ,

мимо больших базаров,

мира и горя мимо,

мимо Мекки и Рима,

синим солнцем палимы,

идут по земле пилигримы.

Увечны они, горбаты,

голодны, полуодеты,

глаза их полны заката,

сердца их полны рассвета.

За ними поют пустыни,

вспыхивают зарницы,

звезды горят над ними,

и хрипло кричат им птицы:

что мир останется прежним,

да, останется прежним,

ослепительно снежным,

и сомнительно нежным,

мир останется лживым,

мир останется вечным,

может быть, постижимым,

но все-таки бесконечным.

И, значит, не будет толка

от веры в себя да в Бога.

...И, значит, остались только

иллюзия и дорога.

И быть над землей закатам,

и быть над землей рассветам.

Удобрить ее солдатам.

Одобрить ее поэтам.

 

 

Практическое занятие № 7

Стихотворная организация художественного произведения. Системы стихосложения

Вопросы и задания

1. Речь стихотворная и прозаическая: интонационно-синтаксическое и метрическое деление речи. Ритм и метр. Факторы ритма. Стих, основные элементы стиха.

2. Метрическая система стихосложения и ее характеристики.

4. Опишите структуру метрического стиха на основе следующего примера:

Славное зрелище — цирк, там насмеешься изрядно.

Все же на жизнь он похож больше, чем жизнь на него!

* Составьте метрическую схему стихотворения;

* определите стихотворный размер;

* укажите место цезуры;

* назовите тип строфической организации.

5. Напишите собственный вариант стихотворения о цирке, следуя законам описанной вами метрической структуры.

6. Силлабическая система стихосложения и ее характеристики. Охарактеризуйте особенности силлабического стиха, основываясь на анализе следующего отрывка:

Что так смутен, дружок мой? Щеки внутрь опали,

Бледен, и глаза красны, как бы ночь не спали.

Подсчитайте число слогов в стихе;

укажите место цезуры;

выделите клаузулы;

охарактеризуйте рифму.

 

7. Силлабо-тоническая система стихосложения. Понятие метра и стихотворного размера в силлабо-тоническом стихосложении. Стопа. Виды стоп. Приведите по 1 примеру на каждый метр и укажите размер стиха.

 

8. Определите стихотворный размер и охарактеризуйте особенности ритмического строения стиха в следующих примерах:

 

3.1. Я жить не могу настоящим, Я люблю беспокойные сны... К. Бальмонт   3.2. Сон мой баюкают птицы Чарующим пеньем своим... П. Кокорин 3.3. На равнинах Вод зеркальных, На пучинах Погребальных Я скользил. А. Полежаев  

 

3.4. Что это за чудо вдруг сделалось ныне со мною?

Что это за пошлую роль я разыгрывать начал?

Н. Добролюбов

 

9. Дольник: строение стиха, особенности ритмики. Урегулированный дольник и тактовик.

10. Составьте метрическую схему первого четверостишия стихотворения А.Блока “На родине” (“В густой траве пропадешь с головой...”), укажите факторы ритма. Объясните, почему дольник является переходным явлением от силлабо-тонического стиха к тоническому.

 

 

 

* * *

 

В густой траве пропадешь с головой.

В тихий дом войдешь, не стучась...

Обнимет рукой, оплетет косой

И, статная, скажет: " Здравствуй, князь.

 

Вот здесь у меня - куст белых роз.

Вот здесь вчера - повилика вилась.

Где был, пропадал? что за весть принес?

Кто любит, не любит, кто гонит нас? "

 

Как бывало, забудешь, что дни идут,

Как бывало, простишь, кто горд и зол.

И смотришь - тучи вдали встают,

И слушаешь песни далеких сел...

 

Заплачет сердце по чужой стороне,

Запросится в бой - зовет и мани'т...

Только скажет: " Прощай. Вернись ко мне" -

И опять за травой колокольчик звенит...

 

12 июля 1907

 

11. Тонический стих: единицы стиха, ритмическая организация стиха. Равноударный и неравноударный тонический стих.

12. Дайте анализ ритмической организации тонического стиха на примере стихотворения В. Маяковского “Последняя петербургская сказка”.

Последняя петербургская сказка

 

Стоит император Петр Великий,

думает:

" Запирую на просторе я! " -

а рядом

под пьяные клики

строится гостиница " Астория".

 

Сияет гостиница,

за обедом обед она

дает.

Завистью с гранита снят,

слез император.

Трое медных

слазят

тихо,

чтоб не спугнуть Сенат.

 

Прохожие стремились войти и выйти.

Швейцар в поклоне не уменьшил рост.

Кто-то

рассеянный

бросил:

" Извините",

наступив нечаянно на змеин хвост.

 

Император,

лошадь и змей

неловко

по карточке

спросили гренадин.

Шума язык не смолк, немея.

Из пивших и евших не обернулся ни один.

 

И только

когда

над пачкой соломинок

в коне заговорила привычка древняя,

толпа сорвалась, криком сломана:

- Жует!

Не знает, зачем они.

Деревня!

 

Стыдом овихрены шаги коня.

Выбелена грива от уличного газа.

Обратно

по Набережной

гонит гиканье

последнюю из петербургских сказок.

 

И вновь император

стоит без скипетра.

Змей.

Унынье у лошади на морде.

И никто не поймет тоски Петра -

узника,

закованного в собственном городе.

 

 

[1916]

Литература

1. Холшевников В. Е. Основы стихосложения. Л., 1972.

2. Мысль, вооруженная рифмами: Поэтическая антология по истории русского стиха/ Составитель, автор статей и примечаний В. Е. Холшевников. Л., 1987.

3. Илюшин А. А. Русское стихосложение. М., 1980.

4. Богомолов Н. А. Стихотворная речь. М., 1988.

5. Шенгели Г. А. Техника стиха. М., 1960.

6. Гаспаров М. Л. Русские стихи 1890-х — 1925-го годов в комментариях. М., 1993.

 

Практическое занятие № 8


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал