Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности поэтики эпосов Гомера и их жанровое своеобразие. Развернутые сравнения.
Герои – необыкновенные личности, дети богов. Судьба человека находится во власти богов и богинь судьбы мойр (сильнее богов). Характеры героев статичны. Внутренний мир человека не изображается, это связанно с античным этикетом, который требовал внутренние выявления всех чувств и мыслей (в речах). Образы героев обладают одной чертой. Например, Гекуба и мать Одиссея представляются только как матери воинов. Андромаха и Пенелопа – жены воинов. Эпический идеал воплощается в типе воинов (идеальный воин смелый, стойкий, не боящийся смерти, главное – слава и честь, а не жизнь). Также он должен быть умным, что свидетельствует о гармоничности образа. Более того, неразумные действия осуждаются богами (Афина сдерживает гнев Ахилла, Нестор упрекает Ахилла и Одиссея).
Ахилл – друг, поддается гневу, проявляет великодушие. Гектор – воин, муж и отец. Боится смерти, но находит силы преодолеть страх. Одиссей – хитроумный, верный муж. Жанровое своеобразие: Эпосу присущ универсализм (касается всех проблем бытия: жизнь и смерть, война и мир, смысл жизни, отцы и дети, верность в браке, семья). Энциклопедизм, воссоздание быта, интерьера, одежды, обрядов того времени. Например: подробное описание сцены пиршеств. Гомеровское спокойствие. Автор одинаково спокойно описывает трагические моменты жизни. В Одиссее присутствуют черты не только героического эпоса, но и мифического. Есть чудовища, элементы фетишизма, мотив неподчинения, мотив помощи богов людям, мотив победы над чудовищами. Родовой эпос отражается бытом. Инициальный эпос, проверка на способность переносить страдания. Художественное произведение с чертами романа: охватывает длительный промежуток времени, много героев и несколько сюжетных линий + прием ретроспекции. Особенности поэтики: - стихотворная форма, гекзаметр - ретардация за счет детальных описаний (описание щита Ахилла в 18-ой песне), повторов, каталогизации (перечисление кораблей) - вставные эпизоды, воспоминания - развернутые сравнения (картины в них взяты из мира природы и быта) - повтор простого сравнения - огромное количество эпитетов (к каждому герою от 30 до 50). Они обладают изобразительной, эмоционально-оценочной).
Наиболее наглядный пример - описание боя за тело Патрокла (в " Илиаде", 17гл, 735-759), где фактическая сторона дела укладывается в несколько строк: ахейцы отступают, унося тело Патрокла, но троянцы теснят их, и оба Аякса ведут тяжелый бой: " Так усердно они уносили Патрокла из боя
Гектор, повсюду сияя огнем, устремлялся на толпы
11. Послегомеровский эпос. Пародийный эпос «Батрахамиомахия». Послегомеровские эпосы. Три направления: 1) Киклические (циклические) эпосы о событиях Троянской войны, не описанных в эпосах Гомера, также повествуется о других героях и других исторических событиях. (Фиваида (Фивийская трилогия Софокла) рассказывает об истории королей Лая и Эдипа). 2) Пародийный эпос («Батрахамиомахия» - война жаб и мышей – пародия на эпосы Гомера). 3) Дидактический эпос («Работы и дни» Гесиода) 12. Дидактический эпос Гесиода. «Работы и дни». «Работы и дни» - эпос, который адресован селянам, земледельцам и скотоводам. Не имеет сюжета, содержит советы землеобработки в разные поры года, начинается с мифов, которые объясняют несчастья.
|