Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Римская мифология.






Римская мифология имела 2 источника:

1) Греческая мифология.

2) Верования местных племен, латинян, заселявшие Лаций (Лацио), который позднее захватили римляне. Именно остатками этих верований является вера в гениев, добрых духов, которые охраняли; манов (охранники гробниц); пенаты (боги покровители рода, родной земли), выражение «Вернуться в свои пенаты»; были еще духи, которых называли ланами, их чествовали на перекрестках, покровители коллективов и земли. Римляне почитали двуликого Януса (бог входа и выхода, начала и конца) каждый месяц года, последний и первый дни. Бог Сатурн – бог времени (Кронос). В его честь проводились сатурналии (старое умирало, новое рождалось). Очень популярной и уважаемой была Геста (Гестия, богиня семейного очага), ей строили круглые храмы, жрицами которых были девушки с 10-12 до 30-ти лет. После 30-ти женщина не считалась жрицей, могла выходить замуж, рождать детей.

Наиболее популярные в римской мифологии были мифы об:

- Происхождении родов, городов («Миф про Энея»(без Дидоны)).

- Ромул и Рем были детьми или внуками Энея. Дядя приказал кинуть их в реку, их воспитала волчица и дятел, их нашёл пастух, узнал об их похождениях. Рем стал царем, Ромул вернулся на небо и стал богом Рима.

 

31. Особенности римской комедии. Комедия Плавта «Хвастливый воин». (дописать)

Главный герой комедии – Пиргополиник, военачальник, бахвал, который хвастается своими подвигами на поле брани и победами над женскими сердцами, хотя на самом деле он трус в сражениях, а над женщинами ненавистен. Пиргополиник состоит на службе у царя Селевка, но римские зрители в его образе видели сатиру на тех римских военачальников, которые во время Пунических войн не блистали подвигами, а в мирной обстановке хвастались своими победами.

Композиция этой комедии не отличается должной стройностью, так как мотив с потайным ходом является лишним. Благодаря этому ученые пришли к выводу, что Плавт в своей комедии использовал сюжеты каких-то двух греческих бытовых комедий.

Образы в «Хвастливом воине» живые: умные, энергичный раб, преданный своему молодому хозяину; бахвал военачальник, поделом наказанный за свои «подвиги; ловкие служанки, помогающие своим господам.

У римских актеров, которые, в противоположность греческим, были без масок, большую роль играла мимика, жесты и что актерская техника в этой обстановке была достаточно разработана. Язык персонажей выразителен.

 

32-34. «Энеида» Вергилия и ее связь с поэмами Гомера. Сравнительная характеристика. Политические идеи «Энеиды».

В «Илиаде» Эней выступает много раз в качестве виднейшего троянского вождя, первого после Гектора. Уже там он пользуется неизменным расположением к себе богов. Также в «Илиаде» говорится о последующем царствовании его и его потомков над троянцами. В «Энеиде» Вергилий изображает прибытие Энея со своими спутниками после падения Трои в Италию для последующего за этим основания римского государства.

Созданные Вергилием двенадцать песен поэмы носят следы неполной доработки (некоторые стихотворные строки остались неоконченными), также имеется ряд противоречий по содержанию. Вергилий не хотел в таком виде издавать свою поэму и перед смертью велел ее сжечь. Но по распоряжению Августа, инициатора этой поэмы, она все же была издана после смерти ее автора.

Сюжеты поэмы состоит из 2 частей: первые 6 песней поэмы посвящены странствованиям Энея от Трои до Италии, а вторые шесть – войнам Энея в Италии с местными племенами. Вергилий очень во многом подражал Гомеру, так что первую половину «Энеиды» вполне можно назвать подражанием «Одиссее», а вторую же – «Илиаде».

Исторической основой появления «Энеиды» был грандиозный рост римской республики и в дальнейшем Римской империи, рост, повелительно требовавший для себя как исторического, так и идеологического обоснования. Но одних исторических фактов в подобных случаях бывает мало. На помощь приходит мифология, роль которой заключается в том, чтобы обычную историю превращать в чудо. Таким мифологическим обоснованием и всей римской истории и явилась та концепция, которую Вергилий использовал в своей поэме. Вергилий не был ее изобретателем, а только реформатором и выразителем. Получалось так, что Римское государство основано представителями одного самых из почтенных народов древности, а именно троянцами. При этом Август, как усыновленный Юлием Цезарем, восходил к Иулу, сыну Энея. А сам Эней, как известно, был сыном Анхиса и Венеры. Так Рим обосновывал своё могущество. Отсюда вытекает и весь идейный смысл «Энеиды». Вергилий хотел в самой торжественной форме прославить империю Августа. И Август действительно выходит у него наследником древних римских царей и имеет своей прародительницей Венеру. Энеида является не просто похвалой Августу и обоснованием его империи, но и произведением патриотическим и глубоко национальным.

У Вергилия люди в их взаимоотношении с богами всегда изображены в положениях, полных драматизма. Эней всецело находится в руках богов и творит не свою волю, но волю рока. У Гомера боги тоже постоянно воздействуют на жизнь людей, но это не мешает гомеровским героям принимать собственные решения, порой даже противоречащие воле богов.

Энеида Вергилия отличается чисто римскими и даже подчеркнуто-римскими чертами. Черты монументальности у Вергилия доведены до такого развития, которое превосходит их на новое качество.

О работе Гефеста у Гомера читаем только упоминание о молоте с наковальней и его жилистых руках. У Вергилия изображается грандиозная и страшная подземная фабрика, поражающая своим громом и блеском. В то время как на щите Ахилла у Гомера картины астрономического и бытового характера, на щите Энея у Вергилия изображена вся грандиозная история Рима, показаны её величайшие деятели и мировое могущество Рима, причем всё это сверкает и светится, а всё вооружение Энея сравнивается с тем, как сизая туча загорается от солнечных лучей. Монументальность и красочность изображения здесь налицо. Природа у Вергилия тоже носит на себе черты римской поэзии.

Дидона, другой главный герой, при всей своей противоположности Энею, опять повторяет религиозную концепцию Вергилия. Это женщина властная и сильная, чувствующая свой долг перед покойным мужем: она ослеплена героической судьбой Энея и испытывает глубокую любовь к нему, так что уже по этому одному раздирается внутренним конфликтом.

Боги у Вергилия изображены в более спокойном виде. Римская дисциплина требовала, чтобы Юпитер был не столь безвластным и неуверенным, как у Гомера. В «Энеиде» он является единственным распорядителем людских судеб, в то время как другие боги в этом отношении с ним несравнимы. В безупречном виде изображаются Аполлон, Меркурий, Марс и Нептун. Высшие божества у Вергилия изображены более или менее возвышенно, в нарушение традиционного политеизма. Кроме того, они (в противоположность Гомеру) весьма дисциплинированны и отнюдь не действуют на свой страх и риск. Всем управляет Юпитер, и все боги разделены на сословия. У каждого своя функция и специальность.

Все явления богов всегда историчны в смысле содействия основной цели Энеиды – изобразить грядущее могущество Рима.

У Гомера Одиссей спускается в Аид, чтобы узнать свою судьбу, а у Вергилия Эней спускается в Аид, чтобы узнать судьбу тысячелетнего Рима.

Если Гомер всё сверхъестественное хочет сделать обыкновенным, бытовым, то у Вергилия наоборот. У Гомера Афина скрывает Одиссея от феаков, окутывая его в облако (вечером), у Вергилия Эней и Ахат окутываются облаком среди бела дня. У Вергилия люди, изображенные вне всякой мифологии, они отличаются повышенной страстностью (любовь Дидоны и Энея загорается в пещере, где они прячутся от бури).

 

35. «Метаморфозы» Овидия. Особенности отображения в произведении мифов.

 

Вместо небольших сборников мифов о превращениях Овидий создает огромное произведение, содержащее около 250 более или менее разработанных превращений, располагаю их по преимуществу в хронологическом порядке и разрабатывая каждый атакой миф в виде изящного эппилия. «Метаморфозы» не дошли до нас в окончательно обработанном виде. Произведение сохранилось только потому, что некоторые списки были у друзей поэта.

Сюжет представляет собой всю античную мифологию, изложенную систематически и по возможности хронологически. В отношении хронологической последовательности изложения самыми ясными являются первые и последние книги Метаморфоз. Именно в книге 1 изображается первоначальное и самое древнее превращение (переход от хаотического состояния к оформлению мира как космоса). Далее следуют 4 традиционных века – золотой, серебряный, медный и железный, гигантомахия, вырождения людей и всемирный потоп.

Овидий хотел дать систематическое изложение всей античной мифологии, расположив ее по тем периодам, которые тогда представлялись вполне реальными. Автор обладал превосходной техникой стиха.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал